Дело № 2-3053/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«24» декабря 2018 г. г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.
с участием истца Мартина Д.Г.,
представителей ответчиков Бабушкина А.О., Смольниковой Т.М., Орловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартин Д.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <Адрес>, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №» ГУФСИН России по <Адрес>, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, прокуратуре Пермского края, Управлению Министерства юстиции по Пермскому краю, о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Мартин Д.Г. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <Адрес>, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №» ГУФСИН России по <Адрес>, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по <Адрес>, прокуратуре <Адрес>, Управлению Министерства юстиции по <Адрес>ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес> и Министерству финансов Российской Федерации, о признании условий в которых он содержался в следственном изоляторе ненадлежащими, и взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате содержания под стражей при ненадлежащих условиях, в размере 250 000 руб.(л.д.3).
Протокольным определением суда от 14.08.2018 г. к участию в деле в качестве 3-го лица не заявляющего самостоятельных требований было привлечено Федеральное казенное учреждение СИЗО-4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <Адрес> (далее по тексту – ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по <Адрес>).(т.1 л.д.97).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура <Адрес>. (т.1 л.д.215).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ходатайства истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <Адрес>. (т.2 л.д.39).
Свои требования, истец обосновывает тем, что по постановлению Кудымкарского городского суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был арестован на срок 30 суток, до разрешении вопроса о замене наказания в виде исправительных работ на лишение свободы. Он был помещен в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по <Адрес>, где содержался в камере №, общей площадью 34 кв.м., которая оборудована 12 спальными местами, т.е. на 1 человека находящегося в камере обеспеченность площадью составляет менее 4 кв.м. Также в данной камере отсутствовали деревянные полы, отсутствовала система вентиляции, камера не проветривалась. В камере отсутствовали радиоточка, телевизор, было плохое освещение, световые приборы не соответствовали стандартам жилых помещений. Ненадлежащие условия содержания приводили к конфликтным ситуациям между осужденными. В указанных ненадлежащих условиях он содержался в период с августа 2016 г. по августа 2018 г.
Кроме того в период содержания по причине плохого освещения и антисанитарных условий, осенью 2016 г. у него обострилось хроническое заболевание глаз <данные изъяты> В это время ему не оказывалась надлежащая медицинская помощь. В феврале 2017 г. он был этапирован в больницу № ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, где было проведено его лечение. Также он не вызывался на прием к психологу по заявлениям. Считает что его здоровью был причинен вред.
В результате содержания в ненадлежащих условиях, а также в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи, он испытал психологическое расстройство, утратил здоровье, в связи с чем, просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.
Истец, отбывающий наказание в виде лишения свободы, участие в судебном заседании принимал с использованием системы видеоконференцсвязи, в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, суду пояснил, что причиненный моральный вред оценивает в 500 000 рублей, также указал, что заболевание глаз <данные изъяты> ему был поставлен до помещения в следственный изоляторе в 2016 г.
Представитель ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю Бабушкина А.О., просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Смольникова Т.М., просила в удовлетворении иска отказать.
Представителя прокуратуры Пермского края Орлова К.А., считает, что данный иск удовлетворению не подлежит.
Остальные участники процесса о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, уважительны причин неявки суду не представили, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, при данной явке.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы уголовного дела № в отношении Мартина Д.Г., надзорные (наблюдательные) производства №№ж-17, 575ж-17, амбулаторную карту Мартина Д.Г., карты стационарного больного, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части в силу следующего.
В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со ст. 151, абз. 1 и 2 п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1070, ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 1064).
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (п.1 ст.1070).
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071).
Статьёй 1100 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
-вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
-вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
-вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
-в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Бремя доказывания отсутствия нарушений закона и обеспечения надлежащих условий содержания под стражей возложено на ответчиков.
Согласно ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Судом установлено, что истец содержался в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камерах №№ Также в указанный период истец этапировался:
ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>, прибыл в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на лечение, прибыл в <данные изъяты> краю ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным суду сведениям из информационного центра ГУ МВД России по <Адрес>, истец Мартин Д.Г., ДД.ММ.ГГГГ/р был осужден:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вышеизложенное указывает на то, что в период нахождении по стражей в <данные изъяты>, истец Мартин Д.Г. являлся осужденным.
Согласно ст.1; ст.4; абз.2 ст.6; ст.7; абз.1 ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст.1).
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые) (ст.4).
Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации (абз.2 ст. 6).
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (ст.7).
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (абз.1 ст. 24).
Порядок оказания медицинской помощи осужденным в условиях исправительных учреждений регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 г. «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (далее по тексту Приказ № 640).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст.16 Федерального закона № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с п.1, п.4 ч.2 ст.16 выше указанного Закона, приём и размещение подозреваемых и обвиняемых по камерам, материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых устанавливается Правилами внутреннего трудового, распорядка.
Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.77.1 УИК РФ, при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
Согласно ч.3 ст.77.1 УИК РФ, в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 189 от 14.10.2005 г., утверждены «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 камеры СИЗО оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора;напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из представленных суду материалов дела следует, что камера № имеет общую площадь 34,1 кв.м., общее количество мест 12, наполняемость камеры составляет 8 человек. Камера оборудована необходимым количеством спальных мест, санитарным узлом, умывальником, столом со скамьями, навесными шкафами для хранения личных вещей, полкой для средств личной гигиены. Естественное освещение в камерном помещении соответствует требования СНиП 23-05-95. В камере имеются 2 распашных окна с двойными рамами, оборудованные отсекающими решетками. Имеется искусственное освещение. Уровень естественной и искусственной освещенности соответствует нормам. Пол представляет собою бетонную стяжку с финишной покраской. Камера оборудована приточными и вытяжными вентиляционными отверстиями, которые располагаются под потолком.
Согласно п.14.10 Свода правил «Следственые изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 г. № 245/пр, в камерах следует предусматривать дощатые беспустотные полы с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию…Все деревянные элементы полов камер до монтажа, следует обрабатывать антисептирующими составами. Дощатые полы в камерах по периметру помещений следует укреплять деревянными брусьями на болтах. Кроме того, в помещениях зданий СИЗО допускается устройство наливных полов, допущенных к использованию Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Судом установлено, что в камере № пол представляет собой бетонную стяжку, что не соответствует требованиям, установленным вышеуказанным приказом. Прокуратурой в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес> внесено представление. ДД.ММ.ГГГГ администрацией ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес> направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ о замене бетонной стяжки на наливной пол.
Суду представлены сведения, из которых следует, что в период нахождения истца в камере № ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>, пол камеры не соответствовал установленным требованиям.
Также ответчиками не было представлено доказательств, указывающих на то, что камера № была оборудована радиоточкой.
Вышеуказанные нарушения, указывают на то, что в период содержания в камере № ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес>, истец Мартин Д.Г. содержался в ненадлежащих условиях.
Остальные нарушения, указанные истцом своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 г. «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» предусмотрено следующее. По прибытии в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи.
ДД.ММ.ГГГГ был произведён осмотр Мартина Д.Г. фельдшером. Мартину Д.Г. был поставлен диагноз: «<данные изъяты>». Истцу выдано лечение.
ДД.ММ.ГГГГ осмотр фельдшера. Диагноз «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ Мартин Д.Г. был осмотрен офтальмологом, которым Мартину Д.Г. поставлен диагноз: «<данные изъяты> Назначено лечение.
Исследованные судом медицинские документы, а также выписки из журналов амбулаторного приема, указывают на то, что лечение Мартина ДГ. проводилось в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
В силу вышеизложенного, суд считает, что Мартину Д.Г. была оказана надлежащая медицинская помощь.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применительно к рассматриваемому спору, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Подпункт 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, предъявляемым к Российской Федерации, от ее имени в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно подпункту 6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
С учетом вышеприведенных положений законодательства надлежащим ответчиком по требованиям о компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в Федеральном бюджетном учреждении <данные изъяты> будет являться Федеральная служба исполнения наказаний.
Руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает, что исковые требования Мартина Д.Г. следует удовлетворить в части, взыскав в его пользу компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в ином размере суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Мартин Д.Г. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, за счет средств казны Российской Федерации в пользу Мартин Д.Г., компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, в удовлетворении остальной части требований, а также требований к другим ответчикам, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес>, в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Председательствующий: подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья