Дело №2-1550/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
г.Волжск 22 октября 2015 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре Егошиной Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазиновой Г.И. к Государственному Учреждению -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл о признании права на досрочную пенсию,
Установил:
Мазинова Г.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ. ГУ -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл ей было отказано в установлении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в связи с педагогической деятельностью не менее 25 лет.
В специальный стаж не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ. (4 года, 9 месяцев, 21 день) в связи с тем, что, по мнению ответчика, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, если только период учебы приходится до ДД.ММ.ГГГГ. С таким выводом ответчика истица не согласна.
Мазинова Г.И. просит суд обязать ГУ -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж Мазиновой Г.И. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учебы в Марийском государственном университете и назначить Мазиновой Г.И. трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Мазинова Г.И. исковые требования уточнила и просила суд обязать ГУ -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж Мазиновой Г.И. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учебы в Марийском государственном университете и назначить Мазиновой Г.И. трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица Мазинова Г.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила аналогичное изложенному в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл Пиняк О.В. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781. Правила подсчета специального стажа и Перечень иной (кроме работы) деятельности, включаемой в специальный стаж, утверждены Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г.
По периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба Мазиновой Г.И. в Марийском педагогическом университете. Списки и Перечни, утвержденные Постановлением №781 и Постановлением № 516, носят исчерпывающий и не подлежащий расширенному толкованию характер, согласно которым период обучения лиц в педагогических учебных заведениях не предусмотрен для включения в специальный стаж.
Таким образом, незаконны требования Мазиновой Г.И. включить в стаж работы в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период ее учебы в Марийском педагогическом университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в этот период истица непосредственно не осуществляла педагогическую деятельность, не состояла в трудовых отношениях с сохранением должности, а обучалась в учебном заведении, то есть период — не предусматривающий вышеназванными Постановлениями право на досрочное пенсионное обеспечение.
Период обучения истца в Марийском педагогическом университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мог быть включен в педагогический стаж Мазиновой Г.И. на основании пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, если период учебы приходится до 01 октября 1993г.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в институте, а не его часть, подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если времени обучения непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним.
Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него.
Следовательно, учитывается весь период обучения в учебном заведении, а не отдельная его часть. Таким образом, период учебы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Марийском педагогическом университете не может быть включен в специальный стаж истицы.
На момент обращения за досрочной трудовой пенсией по старости специальный стаж Мазиновой Г.И. составлял менее 25 лет, что не достаточно для назначения пенсии согласно пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 23.12.2013г. Следовательно, отказ Управления ПФР в <адрес> Республики Марий Эл в назначении такой пенсии законный и обоснованный.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статья 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Мазиновой Г.И. отказано в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, в связи с тем, что на момент обращения она выработала специальный стаж 20 лет 05 месяцев 15 дней. Из льготного стажа исключен период учебы в Марийском государственном университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года, 9 месяцев, 21 день).
Данное решение ГУ -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл суд находит незаконным по следующим основаниям.
Согласно записям в трудовой книжке АТ-V № от ДД.ММ.ГГГГ Мазинова Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей пионервожатой в средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зачислена слушателем подготовительного отделения Марийского государственного университета, с ДД.ММ.ГГГГ зачислена на I курс биолого-химического факультета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба на биолого-химическом факультете Марийского государственного университета, с ДД.ММ.ГГГГ принята учителем биологии в среднюю школу № <адрес> где и работает по настоящее время.
Из диплома, выданного Марийским государственным университетом следует, что Мазинова Г.И. проходила обучение ДД.ММ.ГГГГ По специальности биология.
Суд полагает, что данные периоды обучения в институте подлежат включению в педагогический стаж истицы.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» указано, что в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с п.2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Так как предшествующий период работы истицы пионервожатой и последующий за учебой период работы учителем включены в трудовой стаж, то и период обучения в высшем учебном заведении, в соответствии с вышеизложенным, необходимо включить в льготный трудовой стаж.
На основании вышеизложенного, судом установлено, что на момент обращения в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в РМЭ <адрес>, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, у истицы Мазиновой Г.И. возникло право на назначение досрочной пенсии, поскольку ее специальный педагогический стаж составил 25 лет.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст.22 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части7 статьи21 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного заседания установлено, что Мазинова Г.И. обратилась за назначением досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Истица понесла судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Расходы по госпошлине в сумме 300 рублей подлежат взысканию с ответчика в полном объеме, в связи с удовлетворением заявленных требований.
На основании изложенного суд считает исковые требования Мазиновой Г.И. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл от № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Мазиновой Г.И..
Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж Мазиновой Г.И. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учебы в Марийском государственном университете и назначить Мазиновой Г.И. трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл в пользу Мазиновой Г.И. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тукманова Л.И.
В окончательной форме решение принято 27 октября 2015 года.