11RS0001-01-2021-007344-32 Дело № 5-2606/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Сыктывкар 25 мая 2021 года
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Дульцева Ю.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников жилья «...», расположенного по адресу: ..., ИНН ..., ОГРН ...,
у с т а н о в и л:
15.04.2021 ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в отношении ТСЖ «...» по результатам административного расследования составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному протоколу, по обращению, поступившему от жительницы г.Сыктывкара Республики Коми вх.№727 от 22.03.2021), на недостатки размещения и содержания контейнерной площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов, расположенной по адресу: ... 30.03.2021 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ТСЖ «...», которое, согласно данным реестра контейнерных площадок для сбора ТКО на территории МО ГО «Сыктывкар», является собственником указанного в обращении места сбора и временного хранения твёрдых коммунальных отходов.
В рамках административного расследования, при проведении, совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» обследования контейнерной площадки и проведения измерений расстояний от контейнерной площадки до нормируемых объектов (площадки) сбора и временного хранения твёрдых коммунальных отходов, расположенной по адресу: ..., было установлено, что расстояние от контейнерной площадки для сбора и хранения твердых коммунальных отходов до детской игровой площадки, расположенной во дворе жилого дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.20 составляет - 11 м. при нормативном показателе не менее 20 м, но не более 100 м, что не соответствует требованиям пункта 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; расстояние от контейнерной площадки для сбора и хранения твердых коммунальных отходов до детской игровой площадки, расположенной во дворе жилого дома по адресу ... составляет - 12,7 м, при нормативном показателе не менее 20 м, но не более 100 м. что не соответствует требованиям пункта 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов находится во дворе жилого дома по адресу ... На контейнерной площадке установлены три металлических контейнера. Контейнерная площадка имеет ограждение с трёх сторон и бетонное основание. Подъездной путь для автотранспорта имеется. Площадка очищена от мусора. Измерения проводились цифровым лазерным дальномером Leica DISTO D2 (заводской номер ..., дата поверки 24.03.2021. дата следующей поверки 23.03.2022). В соответствии с реестром контейнерных площадок № 4/1149, утвержденного постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» 22.04.2019 г., собственником мест/площадок для накопления ТКО по вышеуказанным адресам является ТСЖ «...». Таким образом, Товариществом собственников жилья «...» нарушается законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что выражается в несоблюдении действующих санитарных правил.
Административным органом действия ТСЖ «...» квалифицированы по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
В подтверждение виновности ТСЖ ... представлены протокол об административном правонарушении №...; выписка из ЕГРЮЛ; обращение Кайзеровой... В.В., протокол осмотра контейнерной площадки от 08.04.2021, экспертное заключение №236/2021/202/07 от 08.04.21 по результатам санитарно- эпидемиологической экспертизы ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми».
Заслушав представителя Товарищества собственников жилья «Клары Цеткин 50», исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
Как определено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
На основании ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с п.8.2.5 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утверждённый Постановлением № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в пунктах 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1166 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил №354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил № 354).
Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 поименованного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
В части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ указано, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и должно обеспечивать: безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В соответствии с подпунктом «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, действующим законодательством на организацию, осуществляющую управление многоквартирными жилыми домами возложена обязанность, в том числе обустраивать и надлежащим образом содержать места накопления твёрдых коммунальных отходов, находящиеся в пределах земельного участка, отведённого для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Из приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела следует, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, расположенных на земельном участке, отведённом для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... возложена, в том числе на организацию, осуществляющую управление указанным многоквартирным домом, то есть на ТСЖ «...».
С учетом изложенного, действия ТСЖ «...» судом квалифицированы по ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ТСЖ «...» своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ТСЖ «...» объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства, материалы дела не содержат.
Наличие в действиях ТСЖ «...» события и состава вмененного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, представленных по делу об административном правонарушении, в частности протоколом об административном правонарушении, обращением ... В.В. и иными материалами дела.
Обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 и ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление каких-либо последствий, в связи с чем, доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание судом, т.к. не свидетельствуют о малозначительности совершенного ТСЖ деяния.
При назначении наказания суд учитывает требования ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характер совершённого ТСЖ «...» административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также то обстоятельство, что административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.1 ст.6.3 КоАП РФ совершено ТСЖ «...» впервые, что в силу п.1 ч.1 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, и считает необходимым назначить ТСЖ «Клары Цеткин 50» административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Товарищество собственников жилья «...» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: ...
Согласно ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.А.Дульцева