Решение от 18.07.2022 по делу № 2-2175/2022 от 16.05.2022

<данные изъяты>

УИД:66RS0044-01-2022-002631-57

Дело № 2-2175/2022     мотивированное решение изготовлено 25.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Первоуральск     18 июля 2022 года

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Кутенина А.С.,

при секретаре Беляевских К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2175/2022 по иску прокурора города Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск, ППМУП «Водоканал», МБУ «Первоуральская городская служба спасения» о возложении обязанности обеспечить исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, восстановить систему оповещения населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Первоуральска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск, ППМУП «Водоканал», МБУ «Первоуральская городская служба спасения» о возложении обязанности обеспечить исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, восстановить систему оповещения населения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Первоуральска по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности органом местного самоуправления – муниципальным образованием городской округ Первоуральск. В апреле 2022 ОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск МЧС России по Свердловской области при участии ППМУП «Водоканал» проведена плановая проверка технического состояния пожарных гидрантов. Согласно акту неисправных пожарных гидрантов на 28.04.2022, на территории Первоуральска выявлены неисправности 9 пожарных гидрантов: <адрес> (переулок), пожарный гидрант (нарушение штока);<адрес> (детская площадка), пожарный гидрант (засыпан грунтом);<адрес>), пожарный гидрант (нарушение штока);<адрес> (около остановки), пожарный гидрант (нарушение штока);<адрес>, пожарный гидрант (нарушение штока); <адрес> (под лестницей на горе), пожарный гидрант (в колодце нет пожарного гидранта); <адрес>, пожарный гидрант (закатан под асфальт); <адрес>, пожарный гидрант (нарушение штока); <адрес> (со стороны <адрес>), пожарный гидрант (нарушение штока). Мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности Администрацией ГО Первоуральск, а также ППМУП «Водоканал» не выполнены.Согласно ответу комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Первоуральск, указанные пожарные гидранты в реестре муниципальной собственности не значатся, муниципальной собственностью не являются. Вместе с тем, согласно п. 1.6 распоряжения Администрации ГО Первоуральск от 10.12.2018 «О закреплении движимого имущества на праве хозяйственного ведения ППМУП «Водоканал» (пожарные гидранты)», пожарный гидрант по <адрес> как объект муниципальной собственности закреплен на праве хозяйственного ведения ППМУП «Водоканал».Также в ходе проверочных мероприятий прокуратурой города установлено, что при проведении комплексной проверки местной системы оповещения населения городского округа Первоуральск 06.10.2021 года выявлены недостатки по несработке электросирены, установленной в <адрес>, СОШ .Из ответа Администрации ГО Первоуральск следует, что указанные недостатки в системе оповещения возникли в связи с пробитием первой обмотки корпуса сирены, требуется ее замена. Восстановление не функционирующей сирены не целесообразно из-за высокой стоимости ремонта. Указанная система оповещения в силу Постановления Администрации ГО Первоуральск от 14.06.2018 «О приеме в собственность городского округа Первоуральск государственного казенного имущества Свердловской области» находится в муниципальной собственности и передана в оперативное управление МБУ «Первоуральская городская служба спасения», что подтверждается актом приема-передачи от 22.11.2018 и приказом начальника МБУ «Первоуральская городская служба спасения» от 22.11.2018 «О вводе в эксплуатацию основных средств».Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, находящихся в помещениях данного здания. На основании изложенного, руководствуясь ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 22, 28, 45, 139, 140, 141, 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст.6, 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», просит обязать Администрацию ГО Первоуральск, ППМУП «Водоканал» в течение месяца со дня вступления в силу решения суда обеспечить исправное состояние источников противопожарного водоснабжения, а именно: устранить нарушения штоков пожарных гидрантов №, расположенных по адресам: <адрес> «А»; провести работы с целью создания беспрепятственного доступа к колодцу с пожарными гидрантами №, расположенных по адресам: <адрес>; установить в колодце новый пожарный гидрант по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию ГО Первоуральск, МБУ «Первоуральская городская служба спасения» восстановить систему оповещения населения о пожаре в населенном пункте Новоуткинск, <адрес>, СОШ путем приобретения новых компонентов сирены и их установки в систему оповещения.

В судебном заседании помощник прокурора г. Первоуральска Фетисова А.С. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, в связи с тем, что до судебного заседания часть нарушений МБУ «Первоуральская городская служба спасения», ППМУП «Водоканал»в добровольном порядке была устранена, на данных исковых требованиях не настаивала, просила возложить на ответчика Администрацию ГО Первоуральск обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда обеспечить исправное состояние источников противопожарного водоснабжения, а именно: устранить нарушения штоков пожарных гидрантов №, расположенных по адресам: <адрес>»; провести работы с целью создания беспрепятственного доступа к колодцу с пожарным гидрантом , расположенного по адресу: <адрес> установить в колодце новый пожарный гидрант по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика ППМУП «Водоканал» Кудрина И.С., действующая на основании доверенности от 14.03.2022 сроком до 31.012.2022 (л.д. 36) в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление (л.д. 31-32), указав, что ППМУП «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации по осуществлению холодного водоснабжении на территории Первоуральского городского округа. На обслуживание ППМУП «Водоканал» переданы только водопроводные сети. Согласно Приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.13130) гидранты и водопроводная сеть являются разными объектами, так в соответствии с п.п. 3.3. СП 8.13130 водопровод - комплекс сооружений, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станцию очистки воды или водоподготовки, водопроводную сеть и резервуары, для обеспечения водой определенного качества потребителей. В силу п.п. 3.9 СП 8.13130 пожарный гидрант: устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.Пожарные гидранты ППМУП «Водоканал» передавались Администрацией ГО Первоуральск на основании отдельных распоряжений (№ от 10.12.2018 г., от 27.03.2019 г., от 15.11.2019 г., от 17.08.2020 г. от 02.08.2021 г.).Таким образом, за ППМУП «Водоканал» закреплены на праве хозяйственного ведения только те пожарные гидранты, которые переданы на основании распоряжений Администрации ГО Первоуральска. Пожарный гидрант является самостоятельным объектом имущественных прав, имеющим отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения. Отсутствие при передаче водопроводных сетей Ответчику и передача пожарных гидрантов на основании отдельных распоряжений, свидетельствует о том, что пожарные гидранты не являются составной и неотделимой частью сетей водоснабжения, в связи с чем обязанность по надлежащему обслуживанию не переданных гидрантов лежит на Администрации ГО Первоуральск. Таким образом, ППМУП «Водоканал» не является лицом, ответственным за организацию пожарной безопасности на территории ГО Первоуральск. Кроме того, ППМУП «Водоканал» не является лицом, уполномоченным распоряжаться не переданными в хозяйственное ведение пожарными гидрантами, за исключением пожарного гидранта . В соответствии с распоряжением Администрации ГО Первоуральск от 10.12.2018 г. № , в хозяйственное ведение передан пожарный гидрант № расположенный в районе дома <адрес>. ППМУП «Водоканал» устранило выявленные неисправности на указанном пожарном гидранте, что подтверждается актом выполненных работ и актом проверки пожарного гидранта от 30.05.2022 г. В настоящее время доступ к пожарному гидранту обеспечен. На основании изложенного, просит отказать Прокурору г. Первоуральска в удовлетворении исковых требований к ППМУП «Водоканал».

Представитель ответчика МБУ «Первоуральская городская служба спасения» Чернышев А.Ф., действующий на основании распоряжения Администрации ГО Первоуральск №08 от 17.01.2022 (л.д. 30) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом (л.д. 41). 14.06.2022 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что пункт оповещения населения исправен, голосовое оповещение передается жителям, в отношении неисправной сирены 10.06.2022 заключен договор на выполнение работ по ремонту с заменой оборудования.

Ответчик Администрация ГО Первоуральск в судебное заседание своего представителя не направил. О месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. О чем в деле имеются расписки (л.д. 27, 56). Возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

Третье лицоОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск МЧС России по Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направил. О месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. О чем в деле имеется почтовое уведомление (л.д. 50). Возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает требования прокурора г. Первоуральска подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В силу ч. 3 ст. 35 вышеуказанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Судом установлено, что прокуратурой г. Первоуральска по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности органом местного самоуправления – муниципальным образованием городской округ Первоуральск.

В рамках проведенной прокуратурой города Первоуральска в апреле 2022 проверки установлено, что на территории Первоуральска неисправны следующие пожарные гидранты: <адрес>22 (переулок), пожарный гидрант (нарушение штока); <адрес> (детская площадка), пожарный гидрант (засыпан грунтом); <адрес> (перекресток <адрес>), пожарный гидрант (нарушение штока); <адрес> (около остановки), пожарный гидрант (нарушение штока); <адрес>, пожарный гидрант (нарушение штока); <адрес> (под лестницей на горе), пожарный гидрант (в колодце нет пожарного гидранта); <адрес>, пожарный гидрант (закатан под асфальт); <адрес>, пожарный гидрант (нарушение штока); <адрес> (со стороны <адрес>), пожарный гидрант (нарушение штока).

Согласно ответу комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Первоуральск, указанные пожарные гидранты в реестре муниципальной собственности не значатся, муниципальной собственностью не являются (л.д. 12).

Вместе с тем, согласно п. 1.6 распоряжения Администрации ГО Первоуральск от 10.12.2018 «О закреплении движимого имущества на праве хозяйственного ведения ППМУП «Водоканал» (пожарные гидранты)», пожарный гидрант по <адрес> как объект муниципальной собственности закреплен на праве хозяйственного ведения ППМУП «Водоканал» (л.д.18-19).

Отсутствие принятых мер со стороны Администрации ГО Первоуральск первичных мер пожарной безопасности на территории Первоуральска нарушает права и законные интересы граждан, так как создает реальную угрозу их жизни и здоровья в случае возникновения пожаров.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии со ст. 6 Устава муниципального образования ГО Первоуральск, принятого решением Первоуральской городской Думы от 23.06.2005 , к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно ст. 31 названного Устава, к полномочиям Администрации городского округа Первоуральск по решению вопросов местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ №69) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст. 37 ФЗ № 69 руководители организации обязаны, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со ст. 38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

К первичным мерам пожарной безопасности, в силу ст. 63 ФЗ № 123 относится, в частности, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 68 ФЗ № 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, в том числе, наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.

В соответствии с п. 71 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Также пунктом 25 Распоряжения Правительства Свердловской области от 09.11.2005 № 1524-РП «О содержании и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточнико в для целей пожаротушения Свердловской области» (далее - Распоряжение № 1524-РП) установлено, что ответственность за исправность пожарных гидрантов несут абоненты водопроводной сети и организация водопроводно-канализационного хозяйства.

На основании п. 36 Распоряжения № 1524-РП гидрант должен легко открываться и плотно закрываться. При тугом открывании гидранта следует произвести разгонку резьбы штока гидранта путем двухстороннего вращения центрального ключа колонки, в случае невозможности полного закрытия гидранта приложение дополнительных усилий недопустимо, в этом случае необходимо вызвать аварийную бригаду организации водопроводно- канализационного хозяйства.

Несоблюдение вышеуказанных требований противопожарной безопасности влечет существенное снижение уровня безопасности населения, а в случае чрезвычайных происшествий может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, находящихся в помещениях данного здания.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> «░»; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-2175/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация ГО Первоуральск
МБУ "Первоуральская городская служба спасения"
ППМУП "Водоканал"
Другие
ОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск МЧС России по Свердловской области
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Кутенин Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
pervouralsky.svd.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2022Передача материалов судье
23.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2022Дело оформлено
18.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее