Решение по делу № 8Г-5165/2021 [88-6103/2021] от 04.03.2021

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-6103/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                     8 июня 2021 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кожевниковой Л.П., рассмотрев гражданское дело № 42RS0002-01-2014-006092-35 (№2-3712/2014) (№ 13-729/2020) по иску Л.А.Ю. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей, Л.С.Ю. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей и Л.О.Н. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей,

по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Беловского городского суда Кемеровской области от 28 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г.

установил:

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Кемеровской области - Кузбассу обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения определения Беловского городского суда Кемеровской области от 26 июня 2017 г. по гражданскому делу №2-3712/2014 по заявлению Л.О.Н., Л.С.Ю. к Министерству финансов Российской Федерации в части взыскания за счет казны Российской Федерации в возмещение вреда в связи со смертью кормильца ежемесячных выплат каждому по 2 468,22 руб. бессрочно, начиная с 1 июня 2017 г., с последующей индексацией в установленном законом порядке, заменив Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган с 1 января 2020 г. - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019г. №872.

В обоснование заявления указано, что решением Беловского городского суда Кемеровской области от 11 ноября 2014 г., вступившим в законную силу 5 марта 2015 г., с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 марта 2015 г., Л.А.Ю., Л.С.Ю., Л.О.Н. получают каждый с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячно по 2054,1 руб., бессрочно, начиная с 1 января 2015 г. с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Определением Беловского городского суда от 26 июня 2017 г. в рамках указанного гражданского дела заявление Л.О.Н., Л.С.Ю. к Министерству финансов Российской Федерации об изменении ежемесячной суммы возмещения вреда и взыскании недоплаты удовлетворено, суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.О.Н., Л.С.Ю. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячно по 2 468,22 руб. в пользу каждого, бессрочно, начиная с 1 июня 2017 г., с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Исполнительные листы по данному делу направлены в Министерство финансов Российской Федерации.

С 1 января 2020 г. государственным органом, уполномоченным производить указанные ежемесячные выплаты, является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 28 сентября 2020 г. заявление Управления Федерального Казначейства по Кемеровской области - Кузбассу об изменении способа и порядка исполнения решения суда, удовлетворено. Изменен порядок исполнения определения Беловского городского суда Кемеровской области от 26 июня 2017 г. по гражданскому делу №2- 3712/2014 по заявлению Л.О.Н., Л.С.Ю. к Министерству финансов Российской Федерации об изменении ежемесячной суммы возмещения вреда и взыскании образовавшейся недоплаты, в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячных выплат каждому по 2 468,22 руб., бессрочно, начиная с 1 июня 2017 г. с последующей индексацией в установленном законом порядке, путем возложения с 1 января 2020 г. исполнения указанного определения с Российской Федерации на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. №872.

Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г. определение Беловского городского суда Кемеровской области от 28 сентября 2020 г. оставлено без изменения.

Представитель Фонда социального страхования Российской Федерации обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене определения Беловского городского суда от 28 сентября 2020 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г., как незаконных принятых с нарушением норм материального права.

Судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П. 12 марта 2021 г. возбуждено производство по жалобе, срок для рассмотрения жалобы исчисляется с 15 апреля 2021 г.

Кассационная жалоба представителя Фонда социального страхования Российской Федерации согласно ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, решением Беловского городского суда от 6 января 1998 г. с АООТ «Беловский цинковый завод» в пользу Л.О.Н. в связи с гибелью кормильца взысканы на содержание сына Л.С.Ю., <данные изъяты> и сына Л.А.Ю., <данные изъяты>, по 445,25 руб. на каждого ребенка ежемесячно, начиная с 1 января 1998 г., и до 18 лет (а в случае обучения в очных учебных заведениях - до окончания учебы, но не более, чем до 23 лет), а также на ее содержание по 445,25 руб., начиная с 1 января 1998 г., до исполнения ребенку 14 лет, то есть до 25 марта 2008 г. (при условии, что она не будет работать).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30 января 2013 г. ОАО «Беловский цинковый завод» признано банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 6 июня 2013 г. удовлетворено заявление Л.О.Н., Л.С.Ю., Л.А.Ю. о включении в реестр требований кредиторов ОАО «Беловский цинковый завод» их требований по капитализированным платежам и о передаче их Российской Федерации. При этом указано, что размер капитализированных платежей в пользу Л.А.Ю. составляет 639 682,30 руб., в пользу Л.С.Ю.- 8 425 281,91 руб., в пользу Л.О.Н. – 61 092 80,05 руб.

Решение Беловского городского суда от 11 ноября 2014 г. по искам Л.С.Ю., Л.А.Ю., Л.О.Н. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей изменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 марта 2015 г., суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.А.Ю. задолженность в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца за период с 1 апреля 2005 г. по 31 января 2014 г. в размере 131 557,86 руб.; взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.О.Н. задолженность по ежемесячным платежам в возмещение вреда в связи со смертью кормильцу за период с 1 апреля 2005 г. по 31 декабря 2014 г. в размере 153 908,54 руб.; установил взыскивать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.О.Н. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячно 2 054,10 руб. бессрочно, начиная с 1 апреля 2015 г. с последующей индексацией в установленном законом порядке; взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лукина С.Ю. задолженность по ежемесячным платежам в возмещение вреда в связи со смертью кормильца за период с 1 апреля 2005 г. по 31 декабря 2014 г. в размере 153 908,54 руб., установил взыскивать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.С.Ю. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячно 2 054,10 руб. бессрочно, начиная с 1 января 2015 г. с последующей индексацией в установленном законом порядке.

             13 мая 2015 г. судом первой инстанции выданы исполнительные листы серии ФС ,    ,    ,    , .

Административный департамент Министерства финансов Российской Федерации возвратил исполнительные листы ФС , ФС , ФС с отметкой об оплате от 27 июля 2015 г.

Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 26 июня 2017 г. по заявлению Л.О.Н., Л.С.Ю. к Министерству финансов Российской Федерации об изменении ежемесячной суммы возмещения вреда и взыскании образовавшейся недоплаты постановлено: взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.О.Н. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячно по 2 468, 22 руб. бессрочно, начиная с 1 июня 2017 г., с последующей индексацией в установленном законом порядке, суд взыскал с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.О.Н. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца единовременно недоплату в сумме 9 492,22 руб.; взыскал с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.С.Ю. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячно по 2 468,22 руб. бессрочно, начиная с 1 июня 2017 года, с последующей индексацией в установленном законом порядке, взыскал с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л.С.Ю. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца единовременно недоплату в размере 9 492,22 руб.

18 июля 2017 г. судом первой инстанции выданы исполнительные листы серии ФС , , , .

16 октября 2019 г. административный департамент Министерства финансов Российской Федерации возвратил исполнительные листы ФС , с отметкой об исполнении по оплате ежемесячных выплат за период с 1 января 2015 г. по 1 августа 2017 г. в общей сумме 66 382,06 руб. по каждому исполнительному листу.

28 декабря 2017 г. административный департамент Министерства финансов Российской Федерации возвратил исполнительные листы ФС , с отметкой об оплате от 11 сентября 2017г.

Судами установлено, что в Министерстве финансов Российской Федерации на исполнении находится исполнительный лист серии ФС о взыскании в пользу Л.О.Н. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячно по 2 468,22 руб. бессрочно, начиная с 1 июня 2017 г., с последующей индексацией в установленном законом порядке, и исполнительный лист серии ФС о взыскании в пользу Л.С.Ю. в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца ежемесячно по 2 468,22 руб. бессрочно, начиная с 1 июня 2017 г., с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Обращаясь в суд первой инстанции с заявлением об изменении способа и порядка исполнения определения суда от 26 июня 2017г., заявитель в качестве основания, влекущего необходимость изменения способа и порядка исполнения судебного акта, ссылался на введение в действие с 1 января 2020 г. Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Удовлетворяя заявление об изменении способа и порядка исполнения определения суда, суд первой инстанции исходил из того, что после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 в силу нового правового регулирования Министерство финансов Российской Федерации прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам, с 1 января 2020 г. функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. При этом суд апелляционной инстанции указал, что поскольку вступившее в законную силу судебное решение содержит в себе указание на сумму, подлежащую взысканию в валюте Российской Федерации с ее последующей индексацией и установление порядка индексации, в силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возражения Фонда не могут быть приняты во внимание.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении заявления об изменении способа и порядка исполнения определения суда правильно применили нормы процессуального права.

Статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

В соответствии с п. 3 ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» дано разъяснение о том, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2020 г.

В соответствии с п. 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).

Установив фактические обстоятельства, применив указанные нормы права суды пришли к правильному выводу об удовлетворении заявления, выводы суда апелляционной инстанции, проверявшего доводы частной жалобы кассатора, подробно мотивированы со ссылками на подлежащие применению нормы права.

Довод кассатора о том, что обстоятельства о размере исполненных и не исполненных Министерством финансов Российской Федерации обязательств по выплате капитализированных повременных платежей взыскателям не были исследованы судом, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который верно отметил, что в заявлении Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу об изменении способа и порядка исполнения определения Беловского городского суда от 26 июня 2017 г. указано на надлежащее исполнение Министерством финансов Российской Федерации обязательства по выплате взыскателям Л.О.Н., Л.С.Ю. капитализированных повременных платежей, что не вызывает сомнений и не опровергнуто кассатором. В силу п.13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей предусматривает, что Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду социального страхования Российской Федерации находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).

Кроме того, судом апелляционной инстанции в порядке ст. 327.1.4.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для проверки доводов частной жалобы и дополнений к частной жалобе было истребовано в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу дополнительное доказательство об объеме исполненных и неисполненных Министерством финансов РФ обязательств по выплате Л.О.Н. и Л.С.Ю. повременных капитализированных платежей. Согласно ответа Административного департамента Министерства финансов Российской Федерации от 11 января 2021 г. общая сумма выплат, произведенных Министерством финансов Российской Федерации на основании решений Беловского городского суда Кемеровской области по делу №2-3712/2014 о взыскании капитализированных повременных платежей Л.О.Н. и Л.С.Ю. за период с 1 января 2015 г. по декабрь 2020 года (включительно) составляет по 175 152,05 руб. в пользу каждого взыскателя.

Доводы кассационной жалобы о неправомерности применения механизма последующей индексации к порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также довод об отсутствии преюдициального значения в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определения суда от 26 июня 2017 г. в связи с рассмотрением заявления без участия представителя Фонда Социального страхования Российской Федерации, также были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно указал, что представитель Фонда Социального страхования Российской Федерации фактически настаивает на изменении содержания определения от 26 июня 2017 г. и исключении из его мотивировочной и резолютивной частей вывода о применении механизма индексации капитализированных повременных платежей, взыскиваемых в пользу Л.О.Н. и Л.С.Ю. Однако в соответствии со ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении вопроса об изменении порядка и способа исполнения судебного акта его изменение по существу не допускается.

Таким образом, изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, с собственным толкованием кассатором упомянутых норм права.

Приведенные в кассационной жалобе доводы в целом, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, поскольку в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, выводы суда первой и апелляционной инстанций следует признать верными, в судебных постановлениях мотивированными, в жалобе по существу не опровергнутыми.

Суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права

При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

определение Беловского городского суда от 28 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Судья                                                                                             Л.П. Кожевникова

8Г-5165/2021 [88-6103/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Лукина Ольга Николаевна
Лукин Сергей Юрьевич
Фонд социального страхования РФ
Лукин Антон Юрьевич
Ответчики
Управление федерального казначейства по КО
Министерство финансов РФ
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кожевникова Л.П.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее