Решение по делу № 2а-916/2020 от 10.11.2020

Дело № 2а-916/2020

                                                             Решение

                                           Именем Российской Федерации

г. Буйнакск                                                          15 декабря 2020 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Шуаева Ш.Ш.,

при секретаре судебного заседания Байболатовой Н.Б.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Буйнакска к администрации МО «сельсовет Чанкурбинский» о признании незаконным бездействия администрации в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также их проектов, и обязании администрации МО «сельсовет Чанкурбинский» провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов,

                                                      установил:

прокурор г. Буйнакска Ибрагимов Р.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «сельсовет Чанкурбинский» с исковыми требованиями о признании незаконным бездействия администрации МО «сельсовет Чанкурбинский», выражающиеся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МО «сельсовет Чанкурбинский», а также об обязании административного ответчика в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МО «сельсовет Чанкурбинский» в порядке, определенном Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»     В обоснование заявления прокурор ссылается на то, что прокуратурой города Буйнакска проведена проверка исполнения администрацией МО «сельсовет Чанкурбинский» антикоррупционного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией данного сельского поселения игнорируются требования федерального законодательства о противодействии коррупции, в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации сельского поселения и их проектов.

До начала судебного заседания административный истец в лице и.о. прокурора города Буйнакска Маликова А.М. уточнил исковые требования, согласно которым просит провести антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МО «сельсовет Чанкурбинский» в порядке, определенном Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а именно Постановления Главы МО «сельсовет Чанкурбинский» «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) муниципальными служащими администрации МО «сельсовет Чанкурбинский» о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения от 24.07.2020 № 18.

Уточненное административное исковое заявление принято к рассмотрению судом.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили, об отложении не просили, ответчик дополнительно извещен путем телефонограммы.

    Рассмотрев административное исковое заявление, изучив материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.      В силу п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.      Таким образом, прокурор, представляя при рассмотрении данного дела интересы неопределенного круга лиц, вправе в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратиться в суд с заявлением в защиту их интересов.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), установленным п.1 ст. 2 указанного Федерального закона, является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 4 статьи 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.

Анализ вышеприведенных норм материального права, позволяет сделать вывод о том, что антикоррупционная экспертиза проводится как в отношении проекта нормативного правового акта, так и при принятии самого нормативного правового акта.

Статьями 34, 37 и 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования) является самостоятельным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.10,11 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Дагестан, проектов нормативных правовых актов Республики Дагестан, утвержденного Указом главы РД от 20 августа 2009 года № 195, орган разработавший проект акта, подлежащего обязательной антикоррупционной экспертизе, инициирует перед органом государственной власти Республики Дагестан, правомочным принимать решение о проведении антикоррупционной экспертизы, вопрос о необходимости проведения такой экспертизы. Антикоррупционная экспертиза проводится в срок до 5 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных актами Главы Республики Дагестан. При необходимости дополнительного изучения вопроса или получении дополнительной информации этот срок может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней решением руководителя (лица, исполняющего обязанности руководителя) органа, проводящего экспертизу (независимого эксперта).     В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Буйнакска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции администрацией МО «сельсовет Чанкурбинский».      В результате проверки выявлено, что указанной администрацией антикоррупционная экспертиза не проводилась, чем затрагиваются конституционные права, свободы и обязанности как жителей муниципального образования, так и иных лиц в различных сферах правоприменения (земельное, градостроительное, природоохранное законодательство и т.д.), поскольку приводит к несвоевременному выявлению коррупциогенных факторов, что является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции.

Между тем, в силу действующего законодательства проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью администрации органа местного самоуправления, поскольку является одним из способов борьбы с коррупцией.

Учитывая изложенное выше, заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.

Согласно требованиям статьи 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд также вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом необходимости проведения антикоррупционной экспертизы небольшого количества нормативно-правовых актов, конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить администрации МО «сельсовет Чанкурбинский» срок для исполнения решения – два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

                                                         решил:

     исковые требования прокурора г.Буйнакска Ибрагимова Р.О. в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «сельсовет Чанкурбинский», выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МО «сельсовет Чанкурбинский».

Обязать администрацию МО «сельсовет Чанкурбинский» в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу Постановления Главы МО «сельсовет Чанкурбинский» «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) муниципальными служащими администрации МО «сельсовет Чанкурбинский» о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения от 24.07.2020 № 18.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                    Ш.Ш.Шуаев

2а-916/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г.Буйнакска
Ответчики
Администрация МО "сельсовет Чанкурбинский "
Суд
Буйнакский районный суд Республики Дагестан
Судья
Шуаев Шамиль Шуайевич
Дело на странице суда
buinakskiy-rs.dag.sudrf.ru
10.11.2020Регистрация административного искового заявления
10.11.2020Передача материалов судье
12.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2020Подготовка дела (собеседование)
25.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2020Судебное заседание
15.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее