Дело № 2-2918-14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 марта 2014 год г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Радовиль В.Л.,
при секретаре судебного заседания Паламарчук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в городе Таганроге по <адрес> к Карноушенко В.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней, а также по встречному иску Карноушенко В.В. к Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в городе Таганроге по <адрес> о признании незаконным и отмене требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа,
<данные изъяты> УСТАНОВИЛ: Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда в городе Таганроге по <адрес> (далее – УПФР в <адрес>) обратилось в суд с иском к Карноушенко В.В. о взыскании <данные изъяты> <данные изъяты> из которых: недоимка по оплате страхо
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда в городе Таганроге по <адрес> (далее – УПФР в <адрес>) обратилось в суд с иском к Карноушенко В.В. о взыскании <данные изъяты> <данные изъяты> из которых: недоимка по оплате страховых взносов, в том числе в ПФР на страховую часть трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>, в федеральный ФОМС в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>, а также пени в ПФР на страховую часть трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>, в федеральный ФОМС в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> и в территориальные ФОМС в сумме <данные изъяты>.
В обоснование иска УПФР в <адрес> указало, что ответчик являлся плательщиком страховых взносов, поскольку являлся адвокатом. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками-адвокатами не позднее 31 декабря текущего календарного года. Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за сроком уплаты сумм страховых взносов. УПФР в <адрес> известило страхователя о наличии задолженности путем направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней с обязанием уплатить в установленный срок. Однако до настоящего времени ответчиком не исполнены обязанности по уплате страховых взносов и пени в сумме <данные изъяты> 44 копеек.
Карноушенко В.В. обратился со встречным иском о признании незаконным и отмене требования УПФР по <адрес> № от <дата> об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов мотивируя тем, что в соответствии с пунктами 6,7 Федерального закона «О Прокуратуре РФ» «медицинское обслуживание получающих пенсию прокурорских работников и членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета», следователь он не должен платить страховые взносы в ФОМС, поскольку за него уже все оплачено. В качестве правового обоснования Карноушенко В.В. ссылается, в том числе на определение Конституционного Суда РФ № 223 от 24 мая 2005 года.
Представитель УПФР в <адрес>, Бублий А.А., исковые требования поддержал, встречныиск не признал, указав, что ответчик был адвокатом, и в силу наличия этого статуса у него были возложены обязательства об уплате страховых взносов. Ответчику было направлено требование, которое не было исполнено надлежащим образом. Также представитель истца пояснил, что ответчик является пенсионером по линии прокуратуры, в связи с чем считает что не должен уплачивать налоги по выходу на пенсию. Однако, была недоработка в законе и у такой категории не было предусмотрена возврата уплаченных налогов. Но были внесены изменения в закон, с учетом этих изменений, военные пенсионеры должны были уплачивать взносы. Военные пенсионеры будут получать военную пению и пенсию из пенсионного фонда, с учетом взносов. На основании изложенного просит исковые требования удовлетворить, а в удовлетворении встречного иска отказать, так как оно не основано на законе.
Карноушенко В.В., иск УПФР в <адрес> не признал, встречный иск поддержал, указав, что были внесены изменения в закон, но принцип добровольности установленный в определении Конституционного суда РФ нужно учитывать. По второй части требований Пенсионного фонда пояснил, что в 2005 году сложилась практика, в соответствии с которой человек платить взносы, а они ему не возвращаются и куда эти деньги уходят неизвестно. Конституционным судом РФ этот вопрос не поднимался, это отдельные взносы на медицинское лечение. Возникает вопрос - куда я плачу и за что, если деньги идут на оплату медицинского лечения. Если взять другие подразделения, то ни в каком документе это не закреплено. Если он работает адвокатами, то к ним цепляется медицинский фонд. Также Карноушенко В.В. указал, что его как военного пенсионера лечит федеральный бюджет, а куда он будет платить деньги это неизвестно. Считает, что заявленные к нему требование как к пенсионеру прокуратуры не законно.
Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав и оценив материалы дела, судом установлено, что согласно удостоверению № от <дата> Карноушенко В.В. является членом <адрес> коллегии адвокатов, регистрационный номер 61/3482 в реестре адвокатов <адрес> (л.д. 3).
В соответствии со статьей 11 ФЗ от <дата> №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и согласно заявлению о регистрации в территориальном органе УПФР в <адрес> и представленному пакету документов Карноушенко В.В. зарегистрирован в качестве адвоката, страхователя, самостоятельно уплачивающего страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (л.д. 13).
Также судом установлено, что Карноушенко В.В. является пенсионером <адрес> и получает государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет, что подтверждено соответствующим удостоверением № от <дата> (л.д. 39).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» с <дата> контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В силу статьи 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии со статьи 14 названного выше Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно статьи 13 Федерального закона, стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 данной статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
В 2010-м году при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона, в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования, применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные частью 1 статьи 57 Федерального закона.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" определено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи (часть 2).
В силу статьи 18 указанного закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 25 Федерального закона, пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что <дата> Управлением Карноушенко В.В. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени до <дата>, которое в установленный срок и по настоящее время не исполнено.
На основании оценки установленных обстоятельств спорных правоотношений с учетом действующих норм материального права, суд пришел к выводу об обязанности Карноушенко В.В. уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование вне зависимости от наличия статуса пенсионера <адрес>.
При этом суд исходит из того, что в соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом N 156-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», лица, указанные в статье 1 Закона № 4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа).
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет..., предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), установленных на условиях, и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку государство предоставило военным пенсионерам дополнительную социальную гарантию в таком виде, то есть без изъятий из общего порядка формирования пенсионных накоплений (за свой счет), у соответствующей категории военных пенсионеров, включая действующих адвокатов, возникает обязанность уплачивать страховые взносы.
«Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование виде фиксированного платежа в минимальном размере», утвержденные постановлением Правительства РФ № 582 от 26 сентября 2005 года, действовавшие ранее и предусматривающие, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не уплачиваются получателями пенсий, установленных Законом № 4468-1, утратили силу с 01 января 2010 года.
В этой связи, изложенные в определении Конституционного Суда РФ № 223-О от 24 мая 2005 года положения об отсутствии у военных пенсионеров обязанности уплачивать указанные взносы, в данном деле применению не подлежат, поскольку определение относилось ко времени существования прежнего правового регулирования.
Также судом отклоняются доводы Карноушенко В.В. относительно отсутствия у него обязанности по уплате платежей в фонды медицинского страхования в виду того, что его медицинское обслуживание осуществляется за счет федерального бюджета, как пенсионера органов прокуратуры.
Из анализа указанных выше норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате страховых взносов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В частности Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» определена категория страхователей, которые обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы, в том числе, адвокаты.
Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования - это обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу необходимой медицинской помощи в различных медицинских организациях, тогда как Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено осуществление медицинского обслуживания за счет средств федерального бюджета получающих пенсию прокурорских работников и членов их семей в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Судом проверен расчет сумм недоимки и неустойки, признается правильным и соответствующим требованиям закона.
В силу статьи 14 Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» адвокаты уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, определяемого в порядке, установленном статьи 13 Закона.
Размер страхового взноса = МРОТ х тариф страхового взноса х кол-во месяцев.
Согласно статье 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда на начало 2012 года установлен в сумме 4611рублей.
Тарифы страховых взносов установлены статьей 57 вышеназванного Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, в 2012 годудля ИП применяется следующий тариф страховых взносов: согласно которой тариф страхового взноса в Пенсионный фонд РФ составляет 26%, в ФФОМС - 5,1 %.
Согласно статье 16 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками самостоятельно, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
За 2012 год согласно форме РСВ-2 ПФР Карноушенко В.В. начислено к уплате страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии <данные изъяты> <данные изъяты> и страховые взносы в федеральный ФОМС в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 4).
Согласно реестру платежей обязанность по своевременной уплате страховых взносов ответчиком не исполнена (л.д. 6).
В силу ст. 25 ФЗ Закона № 212 -ФЗ пенями признается установленная денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Согласно расчету сумма пеней составляет <данные изъяты> <данные изъяты> – пени на страховую часть трудовой пенсии, <данные изъяты> <данные изъяты> – пени в ФФОМС и <данные изъяты> – пени в ТФОМС.
Поскольку Управлением правильно произведен расчет страховых взносов и соблюден порядок их взыскания, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований Управления и признает ответчика обязанным уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2012 год.
С учетом удовлетворения требований УПФР в <адрес>, суд приходит к выводу об отсутствии оснований в удовлетворении заявленных Карноушенко В.В. требований о признании незаконным и отмене требования от <дата> об уплате недоимки по страховым взносам и пеней.
Согласно статьей 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика госпошлина в доход государства в размере <данные изъяты> <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Таганрогский городской суд Ростовской области,
РЕШИЛ:
Иск Управления Пенсионного фонда в <адрес> к Карноушенко В.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней удовлетворить.
Взыскать с Карноушенко В.В. в пользу Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда в <адрес> <данные изъяты> <данные изъяты> из них: недоимку по оплате страховых взносов в размере, в том числе в ПФР на страховую часть трудовой пенсии <данные изъяты> <данные изъяты>, в федеральный ФОМС <данные изъяты> <данные изъяты>, а также пени: в ПФР на страховую часть трудовой пенсии <данные изъяты> <данные изъяты>, в федеральный ФОМС <данные изъяты> <данные изъяты>, в территориальные ФОМС <данные изъяты>.
Взыскать с Карноушенко В.В. государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> <данные изъяты>.
Встречный иск Карноушенко В.В. к УПФР в <адрес> о признании незаконным и отмене требования УПФР по <адрес> об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в Таганрогский городской суд Ростовской области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд, в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
<данные изъяты>
Председательствующий: Радовиль В.Л.