Дело № 2а-6193/2020
Решение
Именем Российской Федерации
03 декабря 2020 года г.Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В.
при секретаре судебного заседания Зайцевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Савиной ФИО8, Савина ФИО9, Савина ФИО10 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании решения незаконным, обязании устранить допущенное нарушение,
Установил:
Административные истцы, Савина ФИО11, Савин ФИО12, Савин ФИО13 обратились с указанным административным исковым заявлением к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании решения незаконным, обязании устранить допущенное нарушение.
В обосновании требований указали, что являются собственниками по <данные изъяты> доли в праве гаража площадью 30,9 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>
Административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена. Решением от 27.10.2020г. № в предоставлении услуги отказано, причиной отказа указано: несоответствие вида разрешенного использования и площади испрашиваемого земельного участка.
Считают указанное Решение Администрации городского округа Щелково Московской области незаконными, нарушающим их права.
В судебное заседание Административные истцы Савина ФИО14, Савин ФИО15, Савин ФИО16 - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель административных истцов Юдина ФИО17, действующая на основании доверенности (копия в деле), в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить по изложенным основаниям.
В судебном заседании представитель административного Ответчика Мясова ФИО18, действующая на основании доверенности (копия в деле), против удовлетворения административного искового заявления возражала, просила отказать по основаниям, указанным в представленном письменном отзыве.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Савина ФИО19, Савин ФИО20, Савин ФИО21 являются собственниками по <данные изъяты> доли гаража, площадью 30,9 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> на основании Решения Исполнительного комитета Жегаловского сельского совета Щёлковского района Московской области от 15.01.1990г. № (л.д. 19). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2014г. (л.д. 13). Административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена. К указанному заявлению приложена схема размещения (л.д. 12). Решением от 27.10.2020г. № в предоставлении услуги отказано, причиной отказа указано: несоответствие вида разрешенного использования и площади испрашиваемого земельного участка (л.д. 9-10).
В силу п. 1. ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий или сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приобретение этих земельных участков в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено исключительное право на приобретение земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В пункте 8 статьи 39.15 названного Кодекса содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В соответствии с п. 8 ст. 39.15. Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 14 ст. 39.16 земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1);
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что письмом администрации городского округа Щелково было отказано в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый вид разрешённого использования земельного участка «служебные гаражи» отсутствует в градостроительном регламенте территориальной зоны Р-2 (прирядно -рекреационная) зона.
Таким образом, суд приходит к выводу что у административного ответчика отсутствовали законные основания для принятия решения о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка. Поскольку в рассматриваемом случае участок предстоит образовать, постольку подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение уполномоченного органа о предварительном согласовании предоставления земельного участка является необходимым условием самого предоставления земельного участка заявителю. Это означает, что отказ в утверждении схемы априори влечёт за собой отказ в предоставлении земельного участка.
В силу положений ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, как необоснованных.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 360 КАС РФ, суд,
Решил:
В удовлетворении административных исковых требований Савиной ФИО22, Савина ФИО23, Савина ФИО24 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании решения незаконным, обязании устранить допущенное нарушение - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Э.В.Адаманова