РЕШЕНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2015 года Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Суворовой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Пархоменко Т.В.,
с участием представителя истца Ломоносовой Е.Ю.,
представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» Субхангуловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело № 2-116-2015 по иску Насибуллиной Е.Г. к открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт», открытому акционерному обществу «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго» о признании незаконными установку общедомового прибора учета и нарушении прав потребителей при начислении платы за потребленную электроэнергию
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ссылаясь на следующее, что ей, как собственнику жилого помещения, в <адрес> ОАО «Читаэнергосбыт» незаконно производит начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом показаний общедомовых приборов учета, установленных ненадлежащими лицами и с нарушением процедуры. Действия ответчиков повлекли нарушение имущественных прав истца, проживающего в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>
Истец с учетом уточнения исковых требований, в силу ст.39 ГПК РФ просит суд признать установленный ОАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» коммерческий прибор учета потребленной электроэнергии не пригодными для расчета платежей на ОДН в многоквартирном доме, по месту ее проживания, в связи с несоблюдением процедуры его установки, и ввода в эксплуатацию.
Кроме того, истец просит признать действия энергосбытовой компании ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии истцу на основании показаний приборов учета, установленных ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», без соблюдения установленной законом процедуры установки общедомовых приборов учета, начисления платы жильцам дома по показаниям данных общедомовых приборов учета, в период времени с 01 января 2013 года по 01 декабря 2014 года, незаконными. В связи с чем истец просит обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести ему перерасчет начислений платы за ОДН по электроэнергии за период времени с 01 января 2013 года по 01 декабря 2014 года, по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу; в дальнейшем производить истцу начисление платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомовых приборов учета в установленном законом порядке.
Определением суда от 23 марта 2015 года производство в части исковых требований по понуждению ОАО «МРСК-Сибирь» филиал «Читаэнерго» установить общедомовой прибор учета в жилой дом по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством, по начислению платы по ОДН и взыскании компенсации морального вреда, в связи с отказом истца от вышеуказанных исковых требований.
В судебном заседании представитель истца Ломоносовоа Е.Ю., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенном в иске. Дополнительно пояснив, что с 01 января 2011 года по настоящий момент предложения об оснащении их многоквартирного жилого дома, в котором проживает истец, прибором учета электрической энергии, о необходимости обеспечения допуска сетевой организации к месту установки прибора учета, уведомления о дате и времени совершения действий по установке прибора учета, о месте установки прибора учета от ОАО «МРСК-Сибирь» филиал «Читаэнерго» ни Насибуллина Е.Г., ни ее соседи не получали. При этом, истец согласна оплачивать коммунальный ресурс электроснабжение на общедомовые нужды, но только по нормативам.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» Маркова О.Ю., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представил в зал суда заявление суду не представила доказательств уважительности не явки в суд, также не представила суду и ходатайств об отложении дела. Ранее представитель ответчика представил в суд мотивированном отзыв относительно, заявленных исковых требований истца, которые не признала по основаниям, изложенным в нем (л.д. ).
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» Субхангулова О.А., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования, заявленные истцом к ОАО «Читаэнергосбыт» считает незаконными, поскольку ОАО «МРСК-Сибирь» филиал «Читаэнерго», как сетевая организация установила на многоквартирном жилом <адрес> общедомовой прибор учета, взяв на себя обязательства, которое в силу действующего законодательства обязаны были установить собственники. Установленный общедомовой прибор учета был принят в качестве расчетного на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ года. Оснований не принимать значений установленного ОДПУ при осуществлении расчетов за электрическую энергию отсутствовали, поэтому ОАО «Читаэнергосбыт» законно начисляла истцу плату за общедомовые нужды по показаниям ОДПУ.
При подготовке к рассмотрению дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора судом была привлечена ООО «Эксплуатационник-ремонтник», поскольку данное общество является управляющей компанией дома, в котором проживает истец.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица судом была привлечена Государственную жилищную инспекцию <адрес>.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Эксплуатационник-ремонтник» Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно, в судебное заседание не явились, суду не представили доказательств уважительности не явки в суд, также не представили суду и ходатайств об отложении дела (л.д. ).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания, признав причину их не явки в судебное заседание неуважительной.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с положениями абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденным Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354), исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В целях исполнения данной обязанности в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 года № 178.
По смыслу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые, в нарушение требований частей 3 - 6.1, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 (далее по тексту - Основные положения).
Также названный пункт предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец - Насибуллина Е.Г. являются собственником жилого помещения, находящегося в <адрес> где она проживает. Услугу по электроснабжению, в указанном выше многоквартирном жилом доме, предоставляет ОАО «Читаэнергосбыт».
ОАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии электрическим сетям потребителям электроэнергии, технологически присоединенным к электросетям ОАО «МРСК Сибири».
Как следует из показаний представителей ответчиков на основании заключенного между ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», договора оказания услуг по передаче электрической энергии последнее производило установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах <адрес>, в том числе и в <адрес> При этом, представители ответчиков поясняли, что изначально приборы учета были установлены для проведения расчетов между двумя юридическими лицами.
Исходя из пункта 12 статьи 13 названного ФЗ указал, что законодатель определил право и обязанность ресурсоснабжающих организаций по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии с 01 июля 2013 года.
Кроме того, на основании пункта 9 статьи 13 этого же Закона, что договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального прибора учета используемого энергетического ресурса с гражданином - собственником жилого дома, либо уполномоченным им лицом, заключается в письменной форме, заказчиком по установке общедомовых приборов учета могут являться обслуживающая организация, которая избрана собственниками на основании соответствующего решения, а также собственники МКД.
В суде было установлено и не отрицалось всеми участниками процесса, что такой договор не заключался ни по одному многоквартирному дому.
Оплата за электроэнергию на ОДН в многоквартирных домах стала предъявляться с 01 января 2013 года, тогда как установка общедомовых приборов учета имела место в 2009 году. В вышеназванного периода времени при начислении платы на электроэнергию на общедомовые нужды в доме истца используется ОДПУ. Показания установленного прибора электроучета используются гарантирующим поставщиком ОАО «Читаэнергосбыт» для определения объемов потребления электроэнергии и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений в названных домах за услуги электроснабжения.
Данные доводы подтверждаются предоставленным иском, предъявленным ОАО «Читаэнергосбыт» в отношении истца по настоящему делу, согласно которому у Насиллулиной Е.Г. образовалась задолженность по оплате электроэнергии на общедомовые нужды, начиная с 01.01.2013 года.
Из представленных в судебное заседание копий акта № технической проверки учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ года, акта № проверки работы прибора учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ года,
в <адрес> следует, что в копиях вышеназванных актов имеются подписи представителей ОАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго», МУП «Экплутационник-ремонтник», ОАО «Читаэнергосбыт». Вместе с тем, ни собственники жилого помещения, ни кто-либо по их поручению, ни иной представитель потребителя (жилого дома) данные акта не подписывали и участия в данной процедуре не принимали.
Согласно акту внеплановой выездной проверки Государственной жилищной инспекции Забайкальского края от 04 марта 2015 года № 35, проведенной главным государственным инспектором инспекторского отдела Государственной жилищной инспекции Забайкальского края ФИО10 по соблюдению требований действующего законодательства на предмет установки ОДПУ в жилом <адрес>, установлено, что общедомовой прибор учета электроэнергии (ОДПУ) расположен на наружной стене дома у первого подъезда на высоте 2 метров. По представленным документам ОАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» акта допуска № от ДД.ММ.ГГГГ коллективный прибор учета № года выпуска 2013 года 3 квартал, установлен и введен в эксплуатацию. Нарушений в установке прибора учета проверкой не установлено, в частности п.1.5.13,п.1.5.27, п.1.5.29,п.1.5.33,п.1.5.37 «Правил устройства электроустановок» (утвержденное Главтехуправлением Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 05.10.1979 года)
Вышеуказанный акт был составлен государственным жилищным инспектором в отсутствии заинтересованных лиц по настоящему гражданскому делу.
Из объяснений представителя истца усматривается, что собственники и наниматели помещений в данном доме на общих собраниях не принимали решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения
Из имеющихся доказательств, предоставленных в материалы дела, следует, что в адрес собственников и нанимателей жилых домов не направлялись предложения об оснащении домов приборами учета электрической энергии.
Из вышеизложенного следует, что приборы учета в домах были установлены без соблюдения установленной законом процедуры.Представленные акты о проверке прибора учета о его допуске в эксплуатацию подписаны представителем управляющей компании, с отсутствием у них полномочий на подписание таких актов. Со стороны представителей ответчиков также не были представлены уведомления собственников жилых помещений о необходимости оснащения дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Доводы представителя ОАО «МРСК-Сибири» филиал «Читаэнерго» о том, что Федеральный закон № 261-ФЗ не содержит запрета на установку общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов в отсутствие согласия на это собственников жилых помещений в многоквартирном доме являются несостоятельными и основанными на ошибочном применении и толковании норм данного закона, а также принятых в его исполнение нормативно-правовых актов, которыми установлен порядок и сроки проведения мероприятий по оснащению общедомовыми приборами учета многоквартирных домов, которые являются обязательными, как для собственников помещений в многоквартирных домах, так и для организаций, осуществляющих снабжение соответствующими ресурсами и их передачу.
Доводы представителя ответчика о неоднократном извещении собственников жилых помещений об их обязательствах по установке ОДПУ в различных публикациях в СМИ, в том числе на официальном сайте ОАО «Читаэнергосбыт», в связи чем отсутствовала необходимость личного уведомления собственников помещений, являются несостоятельными и противоречащими пункту 150 Основных положений, предусматривающего необходимость сетевой организацией направления собственникам энергопринимающих устройств уведомления способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного и, исходя из положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб. исходя из цены иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░-░░░░░░» ░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ 03 ░░░░░ 2015 ░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 03 ░░░░░ 2015 ░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░-░░░░░░» ░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.