Решение по делу № 12-181/2019 от 30.10.2019

№ 12-181/2019

УИД 13MS0024-01-2019-001052-27

Р Е Ш Е Н И Е

05 декабря 2019 года г. Саранск Республика Мордовия

Судья Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Куринова Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ахрамович О.И.,

с участием в деле:

защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лубоятникова А.С.,

представителя Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романовой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» Шугурова Сергея Владимировича на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия от 04 июня 2019 года по делу об административном правонарушении о привлечении его к административной ответственности по статье 15.33.2 КоАП Российской Федерации,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия от 04 июня 2019 года председатель Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» Шугуров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.

21 октября 2019 года лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председатель РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Шугуров С.В. обратился с жалобой на указанное постановление.

Определением судьи от 21 ноября 2019 года Шугурову С.В. пропущенный срок на обжалование постановления мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района Республики Мордовия от 04 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, восстановлен.

В жалобе, подданной в районный суд, Шугуров С.В., указывает, что не согласен с вынесенным постановлением. Согласно письму ПФР от 03 июля 2019 года № СЧ-25-24/13604, председатели и/или члены общественных организаций, которые не получают плату за свой труд и в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, считаются неработающими лицами. Следовательно, у него отсутствовала обязанность по предоставлению отчетности по форме СЗВ-М.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председатель РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Шугуров С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании защитник Шугурова С.В. – Лубоятников А.С. доводы жалобы поддержал, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романова В.Ф. по доводам жалобы пояснила, что постановление мирового судьи законно, обоснованно и подлежит оставлению без изменения.

Заслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.

Согласно частям 2, 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 15.33.2 КоАП Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный порядок в области обязательного пенсионного страхования.

Субъектом правонарушения по статьи 15.33.2 КоАП Российской Федерации являются должностные лица юридического лица - страхователя.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Исходя из положений пункта 1 статьи 6 вышеназванного Федерального закона, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Согласно пункту 1 статьи 7 вышеназванного Федерального закона, застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьями 11, 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователей представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации, сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, и сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пунктом 2.2. вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М). Постановлением Правления ПФ РФ от 07.12.2016 N 1077п утвержден формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М).

Порядок заполнения формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" установлен приложением к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.

Согласно приложению, форма СЗВ-М заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц: работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства).

В соответствии с обжалуемым постановлением административное правонарушение выразилось в том, что председатель РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Шугуров С.В. несвоевременно представил отчетность по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, которая была представлена 20 февраля 2019 года в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, тогда как Законом № 27-ФЗ срок ее предоставления установлен – ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шугурова С.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Согласно статье 5 вышеназванного Федерального закона, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно Уставу, Региональная Физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» является добровольным объединением граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности интересов для достижения целей деятельности Федерации. Согласно пункту 1.2 Устава Федерация является некоммерческой организацией, которая не преследует цели извлечения прибыли и ее перераспределения между своими членами.

Органами Федерации являются общее собрание членов Федерации, Совет Федерации, председатель Федерации, Председатель Федерации, ревизор Федерации.

По протоколу №1 заседания Общего собрания учредителей от 27 апреля 2017 года, Шугуров С.В. был избран Председателем организации. При этом общим собранием не принято решение об установлении размера вознаграждения председателю Федерации, следовательно, он выполнял свои обязанности на общественных началах, на безвозмездной основе (без оплаты).

Согласно сообщению председателя РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Лукониной Ю.А. от 22 ноября 2019 года с момента образования и по настоящее время работники в Федерации не числились и трудовые договора с работниками не заключались. В связи с чем, страховые взносы не начислялись и не оплачивались.

Согласно информационному письму Первого заместителя Председателя Правления ПФР Л.И. Чижика от 13.07.2016 года N ЛЧ-08-26/9856 в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам. Вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае отсутствия такого оформления отношений представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

В соответствии со статьями 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации к характерным признакам трудовых отношений относятся, в том числе выполнение работником трудовой функции за плату.

Таким образом, поскольку трудовой договор либо договор по оказанию услуг гражданско-правового характера между РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» и его председателем, либо членами организации не заключался, оплата услуг (выплата вознаграждения) не производилась и страховые взносы не начислялись, соответственно, у организации не возникает обязанности сдавать форму СЗВ-М.

Кроме того, согласно пункту 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством РФ, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 27-ФЗ.

Доказательств того, что председатель организации либо ее члены являются застрахованными лицами и о том, что они получают какие-либо выплаты, на которые должны начисляться страховые взносы, в судебное заседание представлены не были.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений. Аналогичное положение закреплено в Уставе Федерации в пункте 11.1.

По сообщению председателя организации от 22 ноября 2019 года, РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» применяет общую систему налогооблажения, при этом, согласно бухгалтерскому балансу за 2018 год, прибыли организация не имеет.

На запрос суда ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска сообщила о «нулевом» начислении страховых взносов за 2018 год РФСОО «ФСПС Республики Мордовия».

Изложенные обстоятельства позволяют усомниться в виновности Шугурова С.В. в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

При этом суд не должен занимать сторону обвинения и доказывать виновность обвиняемого лица.

Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения – доказанной либо презюмируемой, но опровержимой, является общепризнанным принципом привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права, в том числе в административном праве (статьи 1.5 и 2.1 КоАП Российской Федерации), и объективное вменение не допускается.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве (постановления от 7 июня 2000 г. №10-П, от 27 апреля 2001 г. №7-П, от 17 июля 2002 г. №13-П; определения от 9 апреля 2003 г. №172-О, от 6 июля 2010 г. №934-О-О и др.).

Бремя доказывания совершения обвиняемым должностным лицом административного правонарушения и его виновности в совершении правонарушения лежало на должностных лицах пенсионного органа, и обвиняемое лицо не обязано было доказывать свою невиновность.

Иной подход к оценке доказательств противоречит принципу презумпции невиновности, приведёт к объективному вменению и тем самым – к вынесению несправедливого и незаконного решения.

В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №5 по делу об административном правонарушении от 04 июня 2019 года в отношении председателя Региональной Физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» Шугурова С.В. о привлечении к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Шугурова С.В. состава административного правонарушения.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 24,5, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу Шугурова Сергея Владимировича удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Саранска от 04 июня 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении председателя Региональной Физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» Шугурова Сергея Владимировича о привлечении к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                         Л.Ю.Куринова

12-181/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ШУГУРОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Другие
Лубоятников Александр Сергеевич
Романова Вера Федоровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Куринова Людмила Юрьевна
Дело на странице суда
oktyabrsky.mor.sudrf.ru
30.10.2019Материалы переданы в производство судье
21.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
05.12.2019Вступило в законную силу
13.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2019Дело оформлено
05.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее