Судья Дульцева Л.Ю.
дело № 33-14090
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Емельяновой А.С.,
рассмотрела 26 декабря 2018 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Макаровой Юлии Валентиновны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 09 октября 2018 г., которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Макаровой Юлии Валентиновны к Инспекции государственного и строительного надзора Пермского края о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр – отказать.
Ознакомившись с делом, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Макарова Ю.В. обратилась в суд с административным иском к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о признании распоряжения № 22 от 14.05.2018г. незаконным; возложении обязанности включить в реестр пострадавших граждан.
В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в Инспекцию о включении в реестр пострадавших граждан по объекту: ****. Распоряжением от 14.05.2018г. № 22 было отказано на основании пп. 2 п. 2 Приложения № 1 «Правил ведения реестра пострадавших граждан» Приказа № 560/пр от 12.08.2016г., а именно отсутствием заключенного договора долевого участия в строительстве, с которым не согласна. С ЖСК «***» заключен договор паенакопления № ** от 01.08.2014г., по условиям которого предварительный паевой взнос определяется в размере 1797900 руб.; планируемый срок ввода в эксплуатацию – 1 квартал 2016г., однако до до настоящего времени не достроен. Все обязательства по оплате вступительных и паевых взносов выполнены в полном объеме и в надлежащие сроки. Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2018г. ЖСК «***» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Считает, что подпадает под критерии лица, пострадавшего от действий недобросовестного застройщика; распространяются все гарантии, предоставляемые соответствующим реестром пострадавших граждан.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Макарова Ю.В. Приводит доводы о том, что спорный договор паенакопления, исходя из его содержания, фактически является договором долевого участия в строительстве. Условия договора в части оплаты административный истец исполнила полностью. Спорный договор паенакопления содержит в себе обязательные для договора долевого участия в строительстве условия - цену договора, порядок оплаты. ЖСК «***» признан несостоятельным (банкротом). Макарова Ю.В. включена в реестр требований кредиторов. Сторонами по сути заключен договор участия в долевом строительстве, поскольку предметом договора является привлечение денежных средств для строительства многоквартирного дома. При аналогичных обстоятельствах ранее суд выносил решения о включении гражданина в реестр пострадавших граждан.
В возражениях на апелляционную жалобу Инспекция государственного строительного надзора Пермского края просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца – Колесников С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из сведений с сайта Почты России, почтовых извещений.
Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании подп. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что 01.08.2014г. между ЖСК «***» и членом ЖСК – ООО «***» заключен договор паенокопления № **, в соответствии с которым в целях удовлетворения потребностей членов ЖСК в жилье и выполнения уставных задач, ЖСК организует строительство объекта, для чего принимает участие в финансировании строительства объекта, оформляет права на земельный участок под объектом, заключает договоры со строительными организациями и осуществляет иные действия, направленные на строительство объекта; пайщик осуществляет паенакопления путем внесения паевых взносов на условиях настоящего договора. После ввода объекта в эксплуатацию и уплаты пайщиком суммы окончательного пая, помещение переходит в собственность пайщика в силу закона – п. 1 ст. 129 ЖК РФ; планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию – I квартал 2016 года (л.д.10-13).
12.08.2014г. между членом ЖСК «***» – ООО «***» (продавец) и Макаровой Ю.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи пая №**, по условиям которого продавец обязуется с согласия ЖСК «***» передать, а покупатель оплатить и принять в собственность пай в ЖСК ***» в размере 1797 900 руб., соответствующий стоимости квартиры со следующими характеристиками: номер помещение № **, ** этаж, общая площадь 46,1 кв.м., 1-комнатная квартира, размер пая ** руб., в жилом доме по адресу: **** (л.д.14).
Макарова Ю.В. обратилась в Инспекцию государственного строительного надзора Пермского края с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан на основании договора паенакопления № ** от 01.08.2014г., договора купли-продажи пая № ** от 12.08.2014г.
Распоряжением Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 14.05.2018г. №22 административному истцу отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании подп. 1 п.10 раздела III Приложения 2 «Правил ведения реестра пострадавших граждан», утвержденных Приказом № 560/пр, застройщик ЖСК «***», объект ул. ****, г.Пермь (л.д.35-36).
Уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан направлено Макаровой Ю.В. 15.05.2018г. (л.д.7-8).
В обоснование отказа во включении в реестр пострадавших граждан указано на несоответствие заявителя установленному подп.2 п. 2 Приложения 1 Приказа от 12.08.2016 № 560/пр критерию, поскольку она заключил договор купли-продажи пая, а не договор долевого участия.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Частями 1, 4 и 7 статьи 23 данного Федерального закона определено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом, которым является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство, реестра таких граждан.
Во исполнение указанных законоположений Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
В соответствии с подп. 2 п. 2 Приложения № 1 к данному Приказу одним из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) является случай, когда привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ.
В соответствии с п. 5, п. 6 Приложения № 2 к указанному Приказу решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. К заявлению, в том числе, прилагается копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору).
По правилам п. 10 Приложения № 2 к указанному Приказу заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий, в том числе при несоответствии заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу.
Из приведенных норм права следует, что для включения гражданина в реестр он должен отвечать всей совокупности критериев, изложенных в п. 2 Приложения № 1 к названному выше Приказу.
Оспариваемое распоряжение от 14.05.2018 г. № 22 мотивировано подп. 1 п. 10 раздела 3 Приложения № 2 Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр.
Из уведомления от 15.05.2018 г. следует, что заявитель не соответствует установленному подпунктом 2 пункта 2 Приложения № 1 к Приказу № 560/пр критерию: «привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ».
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (ч. 1).
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Договор должен содержать:
1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости (далее - основные характеристики многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости), назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения (далее - основные характеристики жилого или нежилого помещения);
2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты;
4) гарантийный срок на объект долевого строительства;
5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору (ч. 4).
Анализ договора паенакопления от 01 августа 2014 № **, заключенного между жилищно-строительным кооперативом «***» и членом ЖСК «***» Макаровой Ю.В., свидетельствует об отсутствии совокупности обязательных условий, предусмотренных ст.4 Федерального закона N 214-ФЗ.
В частности, сумма, выплаченная по Договору паенакопления от 01 августа 2014, является предварительным паевым взносом (п.4.1 договора), окончательный пай определяется после сдачи объекта в эксплуатацию (п. 4.2 договора).
Объект строительства в эксплуатацию не сдан, договор государственную регистрацию не прошел.
Жилищно-строительный кооператив (ЖСК), в том числе ЖСК «***», в членах которого состоит административный истец, согласно ст. 110 Жилищного кодекса РФ, является застройщиком и обеспечивает строительство многоквартирного жилого дома, в соответствии с выданным разрешением на строительство, на принадлежащем ему земельном участке. Граждане, являющиеся членами ЖСК, своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Действие Федерального закона № 214-ФЗ не распространяется на отношения лиц, не основанные на договоре участия в долевом строительстве, указанные отношения регулируются Гражданским кодексом РФ, законодательством об инвестиционной деятельности и Жилищным кодексом РФ.
Таким образом, поскольку материалами дела установлено, что административный истец критерию, установленному п. 2 Приложения 1 Приказа от 12.08.2016 № 560/пр, не отвечает, данное обстоятельство является основанием для отказа во включении в реестр на основании подп.1 п.10 раздела III Приложения 2 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр.
Оспариваемое решение Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 14.05.2018 г. № 22 соответствует требованиям Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр, регламентирующим порядок в сфере правоотношений, вытекающих из договора долевого участия в строительстве, заключенных застройщиком и заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о соответствии договора паенакопления от 01 августа 2014 № ** года всем существенным условиям, предусмотренным Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ для договора участия в долевом строительстве, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Оснований считать, что правоотношения по представленному административным истцом договору паенакопления вытекают из положений Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", не имеется, в связи с чем отсутствуют основания и для применения к административному истцу предусмотренных данным Законом правовых последствий нарушений застройщиком своих обязательств в виде включения истца в реестр пострадавших граждан.
Ссылка на иную судебную практику не может быть принята во внимание поскольку был период иного нормативного регулирования.
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 09 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаровой Ю.В. - без удовлетворения.
Судьи Председательствующий -
Судьи -