Материал № 12-9/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Кирово-Чепецк 24 декабря 2018 года
Судья Кирово-Чепецкого районный суд Кировской области Щелчкова Н.А., с участием заявителя Рамазанова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора ООО «Суджук» Рамазанова М.М. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Д. № 2445 от 16.11.2018, которым постановлено:
директора ООО «Суджук» Рамазанова М.М. признать виновным по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.,
у с т а н о в и л :
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Д. № 2445 от 16.11.2018 директор ООО «Суджук» Рамазанов М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 7 500 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Рамазанов М.М. обратился в суд с жалобой, полагает, что на него может быть наложено более мягкое наказание в виде предупреждения, поскольку ООО «Суджук» является субъектом малого и среднего предпринимательства, он является его руководителем, ранее к административной ответственности он не привлекался, характеризуется положительно. В настоящее время выявленные нарушения устранены. Просит изменить назначенное наказание на предупреждение.
В судебном заседании заявитель Рамазанов М.М. вышеуказанные доводы и заявленные требования поддержал.
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Кировской области Д. в судебное заседание не явился, представил возражения на жалобу, в которой указал, что доводы жалобы были исследованы при назначении Рамазанову М.М. административного наказания в виде штрафа. Нарушение требований законодательства по охране труда посягает на общественные отношения в области осуществления трудовых прав граждан в сфере охраны труда, выявленные нарушения норм правил и норм создали угрозу жизни и здоровью работника, а также неограниченного круга лиц (потребителей продукции ООО «Суджук»). Штраф назначен в пределах санкции. Кроме того считает, что Рамазановым М.М. пропущен срок обжалования постановления, поскольку согласно отметки в почтовом уведомлении, постановление получено им 26.11.2018, а не 03.12.2018, как указано в жалобе.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ к основным обязанностям работодателя относится соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,1 содержащих нормы трудового права, а также обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ требованиями охраны труда являются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
В силу положений ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В силу требований ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические свидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В силу требований статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 №695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях" повышенной опасности», Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности») прохождение обязательного психиатрического освидетельствования предусмотрено для работников предприятий пищевых отраслей промышленности, общественного питания и торговли, молочных ферм, молочных кухонь, раздаточных пунктов, баз и складов, продовольственных товаров, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения и реализации, в том числе работники по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования.
Положениями п. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний.
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (п. 4 ст. 34 Федерального закона № 52-фЗ).
Частью 2 ст. 213 Трудового кодекса РФ установлено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н утверждены: Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
Согласно Перечня работ обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для работников предприятий пищевых отраслей промышленности, общественного питания и торговли, молочных ферм, молочных кухонь, раздаточных пунктов, баз и складов продовольственных товаров, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения и реализации, в том числе работники по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования.
В соответствии с п. 12 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, принятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение № 3 к Приказу), по окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра.
В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Из обжалуемого постановления должностного лица следует, что в ходе проверки ООО «Суджук» установлено, что бывший работник ООО «Суджук» Ш., занимавшая должность повара в период с 01.01.2016 по май 2018 года, была необоснованно допущена к работе без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрического освидетельствования и медицинского осмотра.
Факт допущенного административного правонарушения директором ООО «Суджук» Рамазановым М.М. подтверждается актом проверки органом государственного контроля(надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №*** от 20.09.2018, объяснениями Рамазанова М.М., иными материалами дела.
Такими образом, главным инспектором государственной инспекции труда по Кировской области верно установлено, что в действиях директора ООО «Суджук» Рамазанова М.М. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно уведомления о вручении постановление по делу об административном правонарушении от 16.11.2018 Рамазановым М.М. получено лично 26.12.2018, жалоба на постановление в Кирово-Чепецкий районный суд поступила 06.12.2018, то есть в десятидневный срок со дня получения постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 указано, что санкции не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 указанной статьи.
ООО «Суджук» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями соответствующего реестра по состоянию на 24.12.2018.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, при которых оно совершено, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства, жизни и здоровью граждан, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, иных негативных последствий, доказательств, свидетельствующих об обратном, в судебное заседание не представлено и в материалах дела не содержится, поэтому, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, полагаю необходимым постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Д. № 2445 от 16.11.2018 изменить, назначить директору ООО «Суджук» Рамазанову М.М. наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 4.1.1., ч.2 ст. 3.2, ч. 3 ст. 5.27.1, п.2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Д. № 2445 от 16.11.2018 о привлечении директора ООО «Суджук» Рамазанова М.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.
Назначить директору ООО «Суджук» Рамазанову М.М. административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.А.Щелчкова