Дело № 2а-310/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2018 года г. Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Муштакова В.С.,
при секретаре судебного заседания Гагариной Е.А.,
с участием помощника Зарайского городского прокурора Карасевой Е.С.,
представителя ОМВД России по городскому округу Зарайск Московской области по доверенности – Фадеева В.С.,
лица, в отношении которого решается вопрос, связанный с установлением административного надзора, – Калинина В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административно дело по административному иску ОМВД России по городскому округу Зарайск Московской области об установлении административного надзора в отношении Калинина В.А.,
У С Т А Н О В И Л:
ОМВД России по г.о. Зарайск обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить административный надзор в отношении Калинина В.А. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть до 10.01.2026 года; одновременно установить ему ограничения: запретить посещение организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на разлив, запретить пребывание вне дома по адресу: (адрес 1), с 22.00 час. до 06.00 час., обязать один раз в месяц проходить регистрацию в ОМВД России по г.о. Зарайск.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что 17.01.2017 Калинин В.А. был осужден Зарайским городским судом Московской области за совершение преступления, предусмотренного ст. ст. 161 ч.2 п. «г», 30 ч.3 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 1 год 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Калинин В.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия. В период отбывания наказания характеризовался положительно, в связи с чем 10.01.2018 года был освобожден из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия по постановлению Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 26.12.2017 года в соответствии со ст.79 УК РФ, заменена не отбытая часть наказания сроком на 08 месяцев 08 дней в виде возложения исполнения следующих обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного; своевременно являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, на регистрацию согласно графику, утвержденному начальником данного органа, не покидать своего места жительства в ночное время с 22-00 до 06-00 часов, кроме работы в ночную смену.
11.01.2018 Калинин В.А. был поставлен на учет, как лицо, формально попадающее под действие административного надзора в соответствии с ч.2 ст.3 ФЗ РФ от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Калинин В.А. проживает по адресу: (адрес 2), имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Жалоб и заявлений со стороны соседей на Калинина В.А. в ОУУП не поступало. Нигде не работает, на учете у врача-нарколога, врача-психиатра ---, компрометирующими материалами ОУУП в отношении Калинина В.А. не располагает.
В связи с тем, что Калинин В.А. был осужден за совершение тяжкого преступления, обстоятельством, отягчающим наказание, являлся опасный рецидив преступлений, в соответствии с действующим законодательством в отношении него должен быть установлен административный надзор.
Представитель ОМВД России по г.о. Зарайск по доверенности – Фадеев В.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Калинин В.А. не возражал против установления административного надзора и об установлении ограничений, указанных в заявлении.
Допрошенная в качестве свидетеля Л. Н.В. показала, что проживает с Калининым В.А. примерно 12 лет, они состоят в фактических брачных отношениях. Калинин В.А. является биологическим отцом ее младшего ребенка. Проживают они по адресу: (адрес 1). Эта квартира принадлежит ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от 08.04.2017 года. Она не возражает, чтобы Калинину В.А. установили ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого помещения по адресу: (адрес 1), с 22 часов до 06 часов.
Выслушав представителя ОМВД России по г.о. Зарайск МО, Калинина В.А., заключение помощника прокурора, полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что Калинин В.А. судим 17.01.2017 Зарайским городским судом МО по ст.ст. 30 ч.3, 161 ч.2 п. «г» УК РФ и ему назначено наказание в лишения свободы на срок 1 год 9 месяцев без штрафа, без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Обстоятельством, отягчающим наказание, предусмотренным ст.63 УК РФ, признан опасный рецидив преступления (л.д. 8-9).
Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 26.12.2017, Калинину В.А. заменена неотбытая часть наказания 8 месяцев 08 дней исполнением в течение оставшейся не отбытой части наказания следующих обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного; своевременно являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, на регистрацию согласно графику, утвержденному начальником данного органа, не покидать своего места жительства в ночное время с 22-00 до 06-00 часов, кроме работы в ночную смену (л.д.12).
Согласно характеристике ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия от 22.11.2017 на осужденного Калинина В.А., Калинин В.А. осужден Зарайским городским судом МО 17.01.2017 по ст.ст. 30 ч.3, 161 ч.2 п. «г» УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 9 месяцев без штрафа, без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Срок отбытия наказания исчислен с 17.01.2017 с зачетом содержания его под стражей до судебного разбирательства с 05.12.2016 по 16.01.2017 включительно.
Отбывания меру наказания в местах лишения свободы, характеризовался следующим образом: в период содержания в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области не допускал нарушений установленного режима содержания. Поощрений от администрации ФКУ СИЗО-:6 не имел. Прибыл в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия 25.02.2017. По прибытии был трудоустроен приказом №175-ос от 15.08.2017 на оплачиваемую работу в качестве подсобного рабочего с 01.07.2017. К выполнению работ относился добросовестно. За время пребывания в исправительном учреждении не допускал нарушений установленного порядка отбывания наказания. Имеет поощрения от администрации ИК. Участвовал в общественной жизни ИК. На профилактическом учете в ИК не состоял. Связь с родственниками поддерживал. По приговору суда вину в совершенном преступлении признал полностью, в содеянном раскаялся (л.д.13).
Из характеристик, составленных УУП ОМВД России по г.о. Зарайск, следует, что Калинин В.А. по адресам проживания (адрес 1, адрес 2) следует, что жалоб со стороны соседей на Калинина В.А. не поступало, ведет скрытный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками, нигде не работает, на учете у врача-нарколога, врача-психиатра ---- (л.д.17, 18).
На учете в Зарайском центре занятости населения Калинин В.А. не состоит (л.д.21).
Согласно справке Зарайского отдела ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области от 06.02.2018, брак между Калининым В.А. и К.Л.В. расторгнут (л.д.24).
Согласно справке Зарайского отдела ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области от 06.02.2018, на основании решения Зарайского городского суда МО от 16.08.2012 Калинин В.А. лишен родительских прав в отношении ребенка Я.В.В. (л.д.25).
В материалы дела представлена справка о результатах проверки АОСК ГУВД МО (л.д. 28-31).
Согласно ответа ОВМ ОМВД России по г.о. Зарайск Калинин В.А. по адресно-справочным учетам ОВМ ОМВД России по г.о. Зарайск не значится (л.д.32).
В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 указанной статьи административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017№ 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Из материалов дела следует, что приговором Зарайского городского суда Московской области от 17.01.2017 Калинин В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 30 ч.3, 161 ч.2 п. «г» УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок на срок 1 год 9 месяцев, без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Данным приговором суда в действиях Калинина В.А. установлен опасный рецидив преступлений.
Поскольку в действиях Калинина В.А. установлен опасный рецидив преступлений, имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении Калинина В.А. административного надзора, поскольку административный надзор при данных обстоятельствах устанавливается в обязательном порядке.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ и п.1 ч.3 ст.5 «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается Калинину В.А. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по преступлению по ч.2 п. «г» ст. 161 УК, то есть на основании п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ в редакции закона, действующей на момент совершения преступления, на 8 (восемь) лет, учитывая, что данное преступление является тяжким преступлением и судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Согласно ч.4 ст.86 УК РФ если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Калинину В.А. осужденному на 1 год 9 месяцев лишения свободы, Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 26.12.2017,заменена неотбытая часть наказания 8 месяцев 08 дней исполнением в течение оставшейся не отбытой части наказания следующих обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного; своевременно являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, на регистрацию согласно графику, утвержденному начальником данного органа, не покидать своего места жительства в ночное время с 22-00 до 06-00 часов, кроме работы в ночную смену.
Статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Исходя из смысла данной нормы Федерального закона от 06.04.2011г. № 64-ФЗ, применительно к обстоятельствам дела, суд считает необходимым установить в отношении Калинина В.А. административное ограничение на период административного надзора в виде прохождения 1 раза в месяц регистрации в ОМВД России по г.о. Зарайск МО.
Установленное в отношении Калинина В.А. административное ограничение необходимо и направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
При этом суд учитывает, что установление административного надзора не является мерой публично-правовой ответственности, назначаемой за совершение какого-либо конкретного преступления либо за нарушение режима отбывания наказания. Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия. Регулирующий данные правоотношения закон не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае ограничение прав и свобод Калинина В.А. предусмотрено Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». При этом вводимые законодателем ограничения и срок установления административного надзора обеспечивают достижение указанных в законе целей.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017№ 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Суд считает возможным установить Калинину В.А. ограничение в виде обязанности находиться по месту постоянного жительства в период времени с 22:00 часов до 06:00 часов следующих суток, за исключением случаев, связанных с работой, с учетом данных о личности Калинина В.А., его поведения в период отбывания наказания.
После освобождения из мест лишения свободы к административной ответственности Калинин В.А. за административные правонарушения против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, не привлекался, по месту жительства характеризуется удовлетворительно (л.д.17, 18, 28-31).
При таких обстоятельствах суд считает, что в целях предупреждения преступлений и правонарушений профилактическое воздействие на Калинина В.А. может быть обеспечено установлением указанных в административном иске ограничений, поскольку назначение данных видов ограничений влияет на надзор в отношении определенной категории лиц, к которой относится Калинин В.А., задачами которого являются предупреждение совершения преступлений, других правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия на лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272-273, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ОМВД России по городскому округу Зарайск Московской области удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Калинина В.А., --- года рождения, уроженца пос. --- ---- района --- области, проживающего по адресу: (адрес 1), на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть до 09 января 2026 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Установить Калинину В.А. ограничения на период административного надзора:
- запретить посещение организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на разлив;
- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22:00 часов до 06:00 часов следующих суток, за исключением случаев, связанных с работой в ночное время (при предоставлении документов, подтверждающих трудоустройство);
- 1 раз в месяц проходить регистрацию в ОМВД России по городскому округу Зарайск Московской области;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Зарайский городской суд Московской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья В.С. Муштаков