Решение по делу № 33-221/2022 от 12.01.2022

Судья Тележкина О.Д. № 33-221/2022

УИД44RS0001-01-2021-007627-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«07» февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего: Веремьевой И.Ю.,

судей: Болонкиной И.В., Лепиной Л.Л.,

при секретаре: Орлик А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шкаликова Сергея Дмитриевича на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 09 ноября 2021 года, которым исковые требования Шкаликова Сергея Дмитриевича к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Костромской области, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о возмещении расходов на лечение, взыскании судебных расходов, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав Шкаликова С.Д., который поддержал доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шкаликов С.Д. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ в лице Военного комиссариата Костромской области о взыскании расходов на лечение, судебных расходов. Требования мотивированы тем, что ему оказано лечение по изготовлению и установке зубных протезов, при этом за ряд произведенных работ, которые не были предусмотрены государственным контрактом, ему пришлось доплатить денежные средства в общей сумме 22 340 руб., а именно: 18 290 руб. по договору № и 4 050 руб. по наряду № от 24 сентября 2020 года. Полагает, что данные понесенные им затраты должны быть возмещены за счет средств Министерства обороны РФ. Однако Военный комиссариат Костромской области в своем ответе от 02 июня 2021 года отказался возмещать данные расходы ввиду отсутствия денежных средств, а также полномочий по вопросам исполнения требований п. 2 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», указав, что данными полномочиями наделено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа». В связи с этим, им направлено аналогичное обращение в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», которые перенаправили его обращение в Военный комиссариат Костромской области, при этом, не дав ему ответа и не выплатив денежные средства. Ссылаясь на ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом уточнений исковых требований, просил взыскать с Министерства обороны РФ в лице Военного комиссариата Костромской области понесенные расходы на лечение (зубопротезирование) в размере 18 290 руб., а также судебные расходы на отправку почтового отправления лицам, участвующим в деле, в размере 129, 60 руб.

Определением судьи от 14 октября 2021 года уточнен состав лиц, участвующих в деле, ответчиками определены Министерство обороны РФ, Военный комиссариат Костромской области, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено к участию в деле ОГБУЗ «Костромская областная стоматологическая поликлиника».

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Шкаликов С.Д. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что понятие дорогостоящего лечения определено постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 458, где зубопротезирование не отнесено к категории дорогостоящего. Статья 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», не предусматривает оговорок в части перечисления видов стоимости оказываемых бесплатных услуг по зубопротезированию, при этом суд при вынесении решения основывается на положениях государственного контракта, который противоречит ст.16 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Кроме того, относительно довода стороны ответчика о неправомерности заявленных требований о получении денежных средств гражданином, обращает внимание на то, что им заявлены требования в порядке ст. 15 ГК РФ о возмещении убытков. Регулировать вопрос относительно качества оказываемой медицинской услуги не представляется возможным, поскольку услуга уже оказывалась, зубы были подготовлены к установке зубных протезов, осталось только выбрать вид устанавливаемого протеза. Обращает внимание на пояснения, данные представителем ОГБУЗ «КОСП», который указал, что материал, устанавливаемый в рамках контракта, является самым дешевым из существующих, и отличается по цвету от остальных зубов, металлокерамика не является дорогостоящим материалом, хотя и является более дорогим, к дорогостоящим материалам следует отнести материалы из дорогостоящих драгоценных материалов.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» Лукаш И.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, прохождением ими медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти или федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Абзацем первым пункта 5 названной статьи предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

В целях реализации указанных положений закона Правительством Российской Федерации было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил расходы организаций здравоохранения на проведение медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом (флотом), военно-медицинской организацией (в том числе лицам, находящимся на лечении либо обследовании (освидетельствовании), оперативно-территориальным объединением, соединением, воинской частью, организацией войск национальной гвардии Российской Федерации, органами военной прокуратуры, военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (военные сборы, службу) военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период проведения медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, оказания медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, а в случае отсутствия медицинских услуг, предоставленных при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и оказании медицинской помощи, в структуре тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренной в программах обязательного медицинского страхования, - по ценам (тарифам) на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей организаций здравоохранения, в соответствии с договором о проведении медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, об оказании медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и сотрудникам, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, организациями здравоохранения (далее - договор), заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей (за исключением оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, организаций войск национальной гвардии Российской Федерации), учреждений и организаций (за исключением военно-медицинских организаций), органов безопасности и других) и организацией здравоохранения, по форме согласно приложению.

Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.

При обращении в организацию здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством Российской Федерации 26 сентября 1994года было принято постановление №1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, прохождением военнослужащими медицинских осмотров, диспансеризации, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», пунктом 1 которого постановлено: оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатную медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях (далее - военно-медицинские организации) Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Как видно из материалов дела, установлено судом и судебной коллегией, Шкаликов С.Д. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, ветераном военной службы.

06 августа 2020 года Военным комиссариатом Костромской области Шкаликову С.Д. выдана справка №14 о том, что он в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Справка выдана для предъявления в ОГБУЗ «Костромская областная стоматологическая поликлиника».

В материалы дела представлен государственный контракт №1-ПМО от 18 марта 2020 года, заключенный между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (заказчик) и ОГБУЗ «Костромская областная стоматологическая поликлиника» (исполнитель), согласно которому медицинская помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения оказывается при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них, либо специального медицинского оборудования (п. 2.1.).

В рамках настоящего Контракта не оказываются услуги по изготовлению и ремонту протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, а именно металлокерамических масс, металлопластмасс, фарфора, оксида циркония, специальных облицовочных пластмасс, нейлона и его аналогов, дентальных имплантатов, аксессуаров к ним, протезов на имплантах и др. (п. 2.2.).

Настоящий контракт предусматривает оказание медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы и проживающим на территории Костромской области, имеющим право на медицинское обслуживание в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 2.3.).

Исполнитель обязуется оказывать услуги надлежащего качества по прейскуранту цен на платные услуги, действующего в учреждении исполнителя на момент оказания услуги (приложение №1 к контракту). Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги, соответствующие требованиям, установленным контрактом (пункты 2.4., 2.5.).

Для приема гражданами, уволенными с военной службы, в учреждение здравоохранения на плановое лечение и обследование предоставляются: справка, выданная военным комиссариатом, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств Министерства обороны Российской Федерации; документ, удостоверяющий личность (п. 2.6).

Из материалов дела следует, что Шкаликову С.Д. в ОГБУЗ «Костромская областная стоматологическая поликлиника» оказаны следующие услуги: определение прикуса, снятие оттиска с одной челюсти, восстановление зуба коронкой литой, изготовление коронки цельнолитой, изготовление разборной модели, восстановление зуба коронкой пластмассовой временной, а всего на сумму 4 050 руб.

Указанные услуги на сумму 4 050руб. оплачены ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» на основании вышеуказанного государственного контракта.

Шкаликову С.Д. также оказаны медицинские услуги: снятие оттиска с одной челюсти, восстановление зуба коронкой м/к, восстановление целостности з/р несъемным мост, протезом м/к с 1 зубом м/к (2 шт.), изготовление коронки металлоакриловой на цельнолитом каркасе (2 шт.), изготовление коронки м/к (фарфоровой), изготовление зуба металлокерамического (2 шт.), всего на сумму 18 290 руб.

Указанные услуги на сумму 18 290руб. оплачены Шкаликовым С.Д. за счет собственных средств, что подтверждается чеком об оплате от 11 декабря 2020 года.

В июле 2021 года Шкаликов С.Д. обратился в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» с заявлением о возмещении понесенных затрат на лечение - изготовление и установка зубных протезов в размере 18 290 руб., которое (заявление) было переадресовано военному комиссару Костромской области.

Военным комиссаром Костромской области Шкаликову С.Д. был дан ответ по вопросу возмещения расходов, не предусмотренных госконтрактом. Сообщено, что военный комиссариат не разрешает вопросы выплаты компенсации на протезирование зубов, так как нормативными правовыми актами не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу. В обязанности военного комиссариата входит подготовка и выдача справки, подтверждающей право на бесплатное оказание медицинской помощи.

Принимая решение об отказе в иске, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исследовав представленные доказательства, в том числе государственный контракт от 18.03.2020года, заключенный между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и ОГБУЗ «Костромская областная стомотологическая поликлинника», пришел к выводу, что услуги по зубопротезированию из допрогостоящих материалов, в том числе металлокерамики, не осуществляются в рамках оказания бесплатной медицинской помощи военнослужащим. При этом суд указал, что Военным комиссариатом Костромской области в рамках требований Федерального закона «О статусе военнослужащих» Шкаликову С.Д. была выдана справка установленной формы о праве на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и установку зубных протезов, которая была истцу оказана бесплатно (за счет бюджетных средств) в рамках государственного контракта. За счет собственных средств истца оплачена услуга в части по изготовлению и установке зубных протезов из металлокерамики, расходы на оплату которых не подлежат возмещению за счет бюджетных средств в рамках оказания бесплатной медицинской помощи военнослужащим.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку выводы суда соответствуют требованиям закона и материалам дела.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что изготовление протеза из металлокерамических масс не отнесено к категории дорогостоящего лечения, определенного постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 года № 458, не может быть принята во внимание, поскольку в данном постановлении утвержден перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, а не в рамках оказания бесплатной медицинской помощи военнослужащим.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения был принят во внимание государственный контракт от 18 марта 2020 года, положения которого противоречат действующему законодательству, является несостоятельным.

Представленный в материалы дела государственный контракт №1-ПМО от 18 марта 2020 года, заключенный между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и ОГБУЗ «Костромская областная стомотологическая поликлинника», в рамках которого не оказываются услуги по изготовлению и ремонту протезов из металлокерамических масс, является действующим, сторонами не расторгался, в установленном порядке недействительным не признавался, истец данных требований в ходе рассмотрения дела не заявлял.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела истец пояснял, что в стоматологической поликлинике ему было разъяснено, что в рамках заключенного контракта предусмотрена установка протезов из металла, и в случае применения металлокерамики, ему придется вносить дополнительную плату. Поскольку протез из металлокерамики выглядит более эстетически, истец согласился на выполнение указанных работ и внес дополнительную плату. Таким образом, из материалов дела следует, что истец понимал, что ему придется нести дополнительные расходы на изготовление протеза из металлокерамики, и что эти расходы не предусмотрены заключенным государственным контрактом, тем не менее им было принято решение нести данные расходы.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом обоснованно отказано истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были проверены и/или не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены/изменения постановленного судебного решения, т.к. иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 09 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шкаликова Сергея Дмитриевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2022 года.

33-221/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шкаликов Сергей Дмитриевич
Ответчики
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
Министерство Обороны РФ
ФКУ Военный комиссариат Костромской области
Другие
ОГБУЗ Костромская областная стоматологическая поликлиника
Суд
Костромской областной суд
Судья
Болонкина Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
13.01.2022Передача дела судье
07.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2022Передано в экспедицию
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее