РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 года г. Бузулук.
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сафроновой Е.Н.,
при секретаре Зиннуровой С.Н.,
с участием представителя истца Есетовой Р.С. – адвоката Хованских К.Н.,
представителя ответчика Ворониной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Есетовой Р.С. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке (межрайонное) о признании незаконным и отмене в части решений начальника Управления Пенсионного фонда, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Есетова Р.С. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене в части решения начальника Управления Пенсионного фонда, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что ** ** **** она обратилась с заявлением в ГУ – УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку отработала 25 лет в сельской местности, занимаясь лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением начальника ГУ – УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) № от ** ** **** ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в стаж включено всего 12 лет 02 мес. 01 день.
Не включен период ее работы в качестве фельдшера фельдшерского здравпункта <данные изъяты> месторождения ГАУЗ «<данные изъяты>» с ** ** **** по ** ** **** – 10 лет 09 дней.
** ** **** она повторно обратилась с заявлением в ГУ – УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное), пенсионным фондом вынесено решение № от ** ** ****, которым ей так же отказано в назначении досрочной пенсии по старости.
Периоды ее работы в качестве фельдшера фельдшерского здравпункта <данные изъяты> месторождения не включен в стаж работы в сельской местности по причине того, что здравпункт <данные изъяты> месторождения включен в «Отделение платных услуг» больницы <данные изъяты>, работа в больнице на территории города не может быть рассмотрена как работа в сельской местности. Полагает, что нахождение больницы на территории <данные изъяты> не может быть основанием к отказу во включении периода работы, проходящей в сельской местности.
** ** **** она вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости. Пенсионным фондом период ее работы в качестве фельдшера фельдшерского здравпункта <данные изъяты> месторождения был включен по смешанному стажу, и посчитан как за городской стаж, а не сельский. И при смешанном стаже указано на необходимость отработать 30 лет.
Период ее работы в качестве заведующей ФАП <адрес> с ** ** **** по ** ** **** – 09 мес. 24 дня не включен в ее стаж работы по причине отсутствия в Списке наименования должности заведующей ФАП.
Просила суд признать незаконным и отменить в части решение ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) № от ** ** **** об отказе во включении периода работы с ** ** **** по ** ** **** год, № от ** ** **** о назначении досрочной пенсии по старости. Признать период ее работы с ** ** **** по ** ** **** периодом работы в сельской местности. Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) включить в льготный стаж период работы с ** ** **** по ** ** **** год – 09 мес. 24 дня, с ** ** **** по ** ** ****, как периоды работы в сельской местности, и назначить ей досрочную пенсию по старости с ** ** ****.
В ходе рассмотрения гражданского дела по существу истец уточнила предмет заявленных исковых требований и просила суд, признать незаконным и отменить в части решение ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) № от ** ** **** об отказе во включении периода работы с ** ** **** года по ** ** ****, № от ** ** **** об отказе во включении периода работы с ** ** **** года по ** ** ****. Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) включить в льготный стаж период работы с ** ** **** по ** ** **** год – 09 мес. 24 дня. Взыскать в ее пользу с Пенсионного фонда компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
Определением от ** ** **** производство по гражданскому делу в части требований истца о включении в стаж в льготном исчислении периода работы в сельской местности с ** ** **** по ** ** **** и назначении досрочной пенсии по старости прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части требований.
В судебное заседание истец Есетова Р.С. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца – адвокат Хованских К.Н., действующая на основании ордера от ** ** **** №, исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Воронина М.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении. Суду представила мотивированный отзыв, в котором указано, что по представленным документам по состоянию на ** ** **** продолжительность стажа, дающего на досрочную страховую пенсию по старости составила 27 лет 01 мес. 16 дней, при требуемых – 30 лет. Период работы истца с ** ** **** по ** ** **** в должности заведующей ФАП <данные изъяты> районной больницы не включен в стаж, поскольку согласно акту проверки от ** ** **** в штатном расписании за ** ** **** год средний медицинский персонал не указан. Факт отнесения данной должности к среднему медицинскому персоналу первичными документами (штатное расписание за данный период работы, тарификационные списки) не подтвержден. Номенклатурой № в числе среднего медицинского персонала наименование должности «заведующей фельдшерско-акушерским пунктом» не поименовано. Поскольку специальный страховой стаж составил 27 лет 01 мес. 16 дней, право на досрочную страховую пенсию по старости к Есетовой Р.С. отсутствует.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Есетова Р.С. ** ** **** года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ** ** ****, что подтверждается паспортом гражданина РФ серии №, выданным ТП УФМС России по Оренбургской области в Первомайском районе ** ** ****.
Устинова Р.С. (после заключения брака Есетова Р.С.) в ** ** **** году поступила в Бузулукское медицинское училище и в ** ** **** году окончила полный курс названного училища по специальности фельдшер. Решением государственной квалификационной комиссии от ** ** **** присвоена квалификация фельдшер, что подтверждается дипломом серии № от ** ** ****.
Согласно справке о заключении брака № от ** ** **** Е.Д.Ж. и Устинова Р.С. заключили брак, о чем имеется запись акта о заключении брака № от ** ** ****, после заключения брака присвоены фамилии: мужу – Есетов, жене – Есетова.
Есетова Р.С. ** ** **** обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) (Первомайский район) от ** ** **** № Есетовой Р.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 12 лет 02 месяца 01 день, требуется 25 лет.
Не засчитаны следующие периоды: с ** ** **** по ** ** **** – 02 л. 06 м. 25 д. – отпуск по уходу за ребенком до трех лет ** ** **** года рождения, с ** ** **** по ** ** **** (в льготном исчислении 1:1,3) – 09 мес. 24 д. – в должности заведующей ФАП <данные изъяты> центральной районной больницы, с ** ** **** по ** ** **** – 28 д. – отпуск без сохранения заработной платы, с ** ** **** по ** ** **** – 18 д. – в должности фельдшера на 0,5 ставки ФАП <данные изъяты> центральной районной больницы, с ** ** **** по ** ** **** – 10 л. 09 д. – в должности фельдшера фельдшерского здравпункта <данные изъяты> месторождения ГАУЗ «Городская больница №». Всего 13 л. 06 мес. 14 д.
Не применено льготное исчисление стажа (1 год работы как 1 год и 3 месяца) к следующим периодам: с ** ** **** по ** ** **** – 01 мес. 05 д. (разница) – период нахождения в отпуске по беременности и родам (дородовый и послеродовый) за ребенком ** ** **** года рождения; с ** ** **** по ** ** **** – 02 м. 15 д. (разница), с ** ** **** по ** ** **** – 02 м. 18 д. (разница), с ** ** **** по ** ** **** – 01 л. 01 м. 07 д. (Разница) – в должности фельдшера ФАП <данные изъяты> центральной районной больницы. Всего 01 л. 07 м. 15 д.
Есетова Р.С. ** ** **** повторно обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) (Первомайский район) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) (Первомайский район) от ** ** **** № Есетовой Р.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от ** ** **** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 27 лет 01 месяц 16 дней, требуется 30 лет.
Согласно решению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены следующие периоды работы Есетовой Р.С.: с ** ** **** по ** ** **** (01 л. 08 м. 11 д.) – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет ** ** **** года рождения, с ** ** **** по ** ** **** (в льготном исчислении 1:1,3, 09 мес. 24 д.) – в должности заведующей ФАП <данные изъяты> центральной районной больницы, с ** ** **** по ** ** **** (в льготном исчислении 1:1,3, 23 д.) – в должности фельдшера на 0,5 ставки ФАП <данные изъяты> центральной районной больницы, с ** ** **** по ** ** **** – 28 д. – отпуск без сохранения заработной платы. Всего 02 л. 07 м. 28 д.
Суд признает вышеуказанные решения недействительными в части отказа включения периода работы истца с ** ** **** по ** ** **** продолжительностью 09 мес. 24 дня, по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 27.06.2018 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно трудовой книжки Есетовой Р.С. серии № на основании приказа № от ** ** **** Есетова Р.С. ** ** **** переведена на должность зав. ФАП <адрес> участковой больницы. ** ** **** Есетовой Р.С. присвоена вторая квалификационная категория по специальности «лечебное дело».
В соответствии с ответом администрации МО Первомайский район от ** ** **** № в архивном фонде <данные изъяты> центральной районной больнице <адрес> в Штатном расписании фельдшерско-акушерских пунктов в <адрес> за ** ** ****., за ** ** **** гг., за ** ** **** гг. всего значится 2 (две) единицы должностей, в том числе средний персонал - 1 (одна) единица, младший персонал - 1 (одна) единица. Одновременно сообщено, что Штатные расписания фельдшерско-акушерских пунктов <данные изъяты> центральной районной больницы <адрес> за ** ** **** г. в архив не поступали.
Из акта проверки факта льготной работы от ** ** **** следует, что специалистом первого разряда ОНПВП и ОППЗЛ УПФР в <адрес> С.Н.В в присутствии специалиста Муниципального архива <адрес> К.В.И. и отдела кадров ГБУЗ <данные изъяты> РБ Т.Н.Н. проведена документальная проверка факта льготной работы Есетовой (Утешевой) Р.С., ** ** **** года рождения, в должности «заведующей ФАП» за период работы в <данные изъяты> участковой больнице <адрес> с ** ** **** по ** ** ****.
Для проверки были затребованы следующие документы: книги приказов главного врача по личному составу и основной деятельности <данные изъяты> ЦРБ за период с ** ** **** по ** ** ****; книги приказов главного врача <данные изъяты> МСЧ и <данные изъяты> участковой больницы за период с ** ** **** по ** ** ****; лицевые счета по начислению заработной платы ** ** **** по ** ** ****; тарификационные списки за периоде ** ** **** года по ** ** **** года; штатное расписание по ФАП за период с ** ** **** по ** ** ****.
В книге приказов главного врача по личному составу и основной деятельности <данные изъяты> ЦРБ за период с ** ** **** по ** ** **** имеется следующая информация:
- Приказ № пункт 2 по <данные изъяты> ЦРБ от ** ** **** «Есетову Р.С. - принять на должность зав. ФАП <адрес> с ** ** **** года». Основание: Заявление.
- Приказ № по <данные изъяты> ЦРБ от ** ** **** «Уволить с ** ** **** Есетову Р.С. фельдшера фельдшерского пункта <адрес> по ст.77 п.3 Трудового кодекса(собственное желание)». Других приказов не обнаружено.
В карточках-справках по начислению заработной платы имеется следующее:
- за ** ** **** год значится Есетова Р. ; должность «зав», отделение — <данные изъяты> МСЧ, в графе «по основной зарплате» указана сумма(с ** ** ****) - <данные изъяты>, в графе «по совместительству» -нет сумм.
- за ** ** **** года значится Есетова Р., должность «Зав ФП», учреждение - <данные изъяты> МСЧ, доплат не обнаружено.
- за ** ** **** год значится Есетова Р.С. в должности «ф-р»,оклад <данные изъяты>.
В расчётных ведомостях по <данные изъяты> ЦРБ имеется следующее:
- за период с ** ** **** года значится Есетова Р.С., отделение - <данные изъяты> Фап, должность не указана, доплат не обнаружено.
Тарификационные списки по <данные изъяты> ЦРБ, по ФАП <адрес> с ** ** **** года на хранение в архив не поступали и место нахождения их не известно.
В штатном расписании по фельдшерско-акушерскому пункту <адрес> за ** ** **** год фамилия и занимаемая должность работника не указана. Указано наименование ФАПа - «<данные изъяты>»; в графе «Количество должностей» указано — 2.
В штатном расписании по фельдшерско-акушерскому пункту <адрес> за ** ** **** год фамилия и занимаемая должность работника не указана. Указано наименование ФАПа - «<данные изъяты>»; в графе «Всего» указано — 2, в т.ч. «1 средний» и «1 младший».
В штатном расписании по фельдшерско-акушерскому пункту <адрес> за ** ** **** год фамилия и занимаемая должность работника не указана. Указано наименование ФАПа - «<данные изъяты>»; в графе «Всего» указано — 2, в т.ч. «1 средний» и «1 младший».
В штатном расписании по фельдшерско-акушерскому пункту <адрес> за ** ** **** год фамилия и занимаемая должность работника не указана. Указано наименование ФАПа - «<данные изъяты>»; в графе «Всего» указано — 2, в т.ч. «1 средний» и «1 младший».
Штатное расписание за 1998 год по фельдшерско-акушерскому пункту <адрес> на хранение в архив не поступало и место нахождения её не известно.
Согласно книге приказов главного врача Фурмановской МСЧ и Фурмановской участковой больницы по личному составу с ** ** **** по ** ** **** имеется следующая информация:
- Приказ № от ** ** **** «Предоставить очередной отпуск зав. МП <адрес> Есетовой Р.С. за ** ** **** гг. с ** ** ****. на 39 р.д.»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - предоставить очередной трудовой отпуск за ** ** ****. На 39 рабочих дней фельдшеру ФП <адрес> с ** ** ****. по ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** **** «В связи с производственной необходимостью отозвать зав. МП <адрес> Есетову Р.С. из очередного отпуска с ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - предоставить отпуск с ** ** **** по ** ** ****. (была отозвана в связи с производственной необходимостью) фельдшеру ФП <адрес>».
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - на время отсутствия санитарки 0,5 ставки предоставить фельдшеру ФП <адрес> с ** ** ****.».
- Приказ № от ** ** **** « Есетова Р. - предоставить очередной отпуск фельдшеру <адрес> на 39 раб. дней с ** ** ****. по ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - предоставить 0,5 ставки санитарки фельдшеру ФП временно с ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - предоставить очередной трудовой отпуск фельдшеру ФП <адрес> с ** ** **** по ** ** ****. на 39 рабочих дней за ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - предоставить 1 ставку и 0,25 рабочей на время болезни Т.А.Д. с ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - предоставить отпуск за свой счёт (отгулы) с ** ** ****. по ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - предоставить очередной трудовой отпуск фельдшеру ФП <адрес> за ** ** ****. на 39 рабочих дня с ** ** ****. по ** ** ****
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - перевести фельдшера ФП <адрес> на 0,5 ставки с ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. - перевести фельдшера ФП <адрес> на полную ставку с ** ** ****.»
- Приказ № от ** ** ****. «Есетова Р.С. - предоставить очередной трудовой отпуск фельдшеру ФП <адрес> за ** ** **** на 39 рабочих дня с ** ** **** по ** ** **** года»
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. – в связи с производственной необходимостью отозвать из отпуска фельдшера ФП <адрес> с ** ** **** года»,
- Приказ № от ** ** **** «Есетова Р.С. – предоставить очередной трудовой отпуск фельдшеру ФП <адрес> за ** ** **** ггоды на 39 рабочих дня с ** ** **** по ** ** **** года»,
- Приказ № от ** ** **** №Есетова Р.С. – предоставить очередной трудовой отпуск фельдшеру ФП <адрес> за ** ** **** годы на 39 рабочих дня с ** ** **** по ** ** **** года».
Других приказов не обнаружено.
В наблюдательном деле страхователя «МБУЗ <данные изъяты> ЦРБ», рег. №, информация за период с ** ** **** года по ** ** **** год по ФАП <адрес> не имеется. В штатном расписании с ** ** **** года по ** ** **** год указано: в графе «Наименование ФАПа» - «<данные изъяты>»; в графе «Всего» указано – 2, в том числе «1 средний» и «1 младший».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, о том, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года, могут применять Правила и нормы, действовавшие до принятия Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Пунктом 1 "н" постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Информационным письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 3948/1-17 и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 г. N 06-25/8625 также было разъяснено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999, регистрационный N 1943), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.1999, регистрационный N 1965), с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2000, регистрационный N 2163), и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377) к среднему медицинскому персоналу отнесены заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра).
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В соответствии с Положением о фельдшерско-акушерском пункте и Положением о заведующем фельдшерско-акушерском пунктом - фельдшере, утвержденные Приказом Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 г. N 566 (действовавшими в спорный период, признанных не действующими на территории Российской Федерации в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 21.03.2003 N 118) при отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, приходит к выводу о том, что в период с ** ** **** по ** ** **** истец Есетова Р.С., работая в должности заведующей ФАП <данные изъяты> центральной районной больницы, осуществляла непосредственно лечебную деятельность, что подтверждается представленной и в материалы гражданского дела медицинской картой Г.В.Н. ** ** **** года рождения.
Таким образом, вышеуказанный период работы Есетовой Р.С., подлежит зачету в стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости, в льготном исчислении, поскольку Есетова Р.С. осуществляла работу в сельской местности.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом спорного периода (работа заведующей ФАП <данные изъяты> центральной больницы в льготном исчислении 1:1,3 09 м. 26 д.) продолжительность стажа Есетовой Р.С., дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, на день обращения (** ** ****) составила 27 лет 11 мес. 12 дней (27 л. 01 м. 16 д. + 09 м. 26 д.), что не дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Однако указанное обстоятельство не лишает Есетову Р.С. права на оспаривание решения пенсионного органа в части не включения спорных периодов в стаж.
Требования Есетовой Р.С. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
В соответствии со статьёй 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Правовое регулирование отношений, связанных с основаниями возникновения и порядка реализации прав граждан на пенсионное обеспечение осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», нормами которых ответственность пенсионного органа в виде компенсации морального вреда за несвоевременную выплату пенсии (либо невыплату в полном объеме) не предусмотрена.
Из разъяснений, данных в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Учитывая, что причинение морального вреда истец обосновывает отказом в назначении и выплате пенсии в надлежащем размере, обусловленными исключением из его трудового стажа периодов работы, то есть связывает с нарушением его имущественных интересов, тогда как действующим пенсионным законодательством, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, ответственность пенсионного органа в виде компенсации морального вреда за несвоевременную выплату не предусмотрена, положения статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.
Поскольку заявленные исковые требования нематериального характера удовлетворены, в соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, подтверждённые чеком-ордером от ** ** ****.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Есетовой Р.С. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке (межрайонное) о признании незаконным и отмене в части решений начальника Управления Пенсионного фонда, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решения начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от ** ** **** №, от ** ** **** № в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы Есетовой Р.С. с ** ** **** по ** ** ****, продолжительностью 09 мес. 24 дня, в должности заведующей ФАП <данные изъяты> центральной районной больницы.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Есетовой Р.С. период работы с ** ** **** по ** ** ****, продолжительностью 09 мес. 24 дня, в должности заведующей ФАП <данные изъяты> центральной районной больницы, в льготном исчислении 1 : 1,3.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) в пользу Есетовой Р.С. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Есетовой Р.С. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке (межрайонное) о компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Сафронова.
В окончательной форме решение принято 15 марта 2019 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2(1)-240/2019, находящемся в производстве Бузулукского районного суда.