РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 13 сентября 2019 года
Заводской районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Имаева А.С-А.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-1050/19 по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики в защиту интересов Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чеченской Республике (далее Управление Роскомнадзора по ЧР) о признании информации, размещенной посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией запрещенной к распространение на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Чеченской Республики обратился в Заводской районный суд <адрес> ЧР с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по ЧР, в котором просил признать информацию, размещенной посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице, имеющий адрес https:m.ok. ru/dk?st.cmd=movieLayer&st.discId=1087541151178&st.retLoc=search&st.rtu=%2Fdk%3Fst.cmd%3DuserMovies%26st.vdsrch%3D%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B7%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25В8%2В%25D0%25BF%25D0%25В5%25D1%2582%25DO%25В0%25D1%2580% 25D0% 25 B4%25D0%25B0%26st.mvmd%3 Dsearch%26st,page%3D1%26st.hd%3Doff%26st.long%3Doff%26_prevCmd%3DuserMovies %26tkn%3 D6244&st.discType=MOVIE&st.mvId=1087541151178&st.stpos=rec_l&_j)revCmd=movieLayer&tkn=8793информацией распространение которой на территории РФ запрещено; обязать управление Роскомнадзора по Чеченской Республике ограничить доступ к указанной странице; решение суда направить в управление Роскомнадзора по Чеченской Республике для включения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указывая, что в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен интернет-ресурс, на котором размещены материалы, описывающие способы изготовления самодельного взрывного устройства.
В обоснование своих требований указал следующее.
Содержание об изготовлении взрывчатых веществ указанного сайта раскрывает способы совершения преступлений террористической направленности, связанные с агитированием общества к совершению террористических актов и разъяснением возможности реализации механизма совершения названного преступления. Свободный доступ к указанному сайту, в том числе несовершеннолетних, является причиной и условием, способствующими преступлениям, актам терроризма.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – ФЗ №) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 5 ст. 15 ФЗ № установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 ФЗ № предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 6 ст. 10 ФЗ № запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиознойненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, а также распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Статьей 223.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ.
Статья 205 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за террористический акт, то есть за совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угрозу совершения указанных действий в тех же целях.
Часть 3 ст. 205.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за пособничество в совершении террористического акта.
В соответствии с п. 1.1 примечания к ст. 205.1 УК РФ под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Согласно подп. «д» п. 2 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» террористическая деятельность включает в себя информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Предоставление возможности доступа к информации о способах изготовления взрывчатых веществ фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность, и в силу вышеуказанных законоположений недопустимо.
Частью 5 ст. 13.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с незаконным изготовлением взрывчатых веществ, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № в Реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение Реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размещение информации о различных способах изготовления взрывчатых веществ с нарушением установленного федеральным законодательством запрета на осуществление указанной деятельности с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации (в том числе несовершеннолетних лиц), формирует у неограниченного круга лиц отношение к возможности изготовления взрывчатых веществ как к действиям, не запрещенным законом, нарушает интересы и подрывает авторитет Российской Федерации, поскольку указанные взрывчатые вещества могут быть использованы при подготовке и совершении террористического акта.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ.
Указанное подтверждается актом осмотра сайта, произведенного представителем прокуратуры Чеченской Республики в присутствии двух участвующих лиц и скриншотами интернет-ресурса.
Поскольку распространение названной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам в сети «Интернет», где размещены указанные выше информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В судебном заседаниипомощник прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО3, ссылаясь на изложенные в административном иске обстоятельства, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания представитель Управления Роскомнадзора по ЧР в суд не явился, представил письменное заявление, в котором просит рассмотреть указанное дело их отсутствии, в связи с тем, что требования административного истца обоснованы, иск признает в полном объёме, положения статей 46, 157 КАС РФ, им известны.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII КАС РФ.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО3, в присутствии понятых в помещении кабинета прокуратуры района осуществлен осмотр информационно-коммуникационной сети «Интернет». В ходе проведенной проверки выявлен Интернет-ресурс,на котором размещены материалы, содержащие способы совершения преступлений террористической направленности, связанные с агитированием общества к совершению террористических актов и разъяснением возможности реализации механизма совершения названного преступления. Согласно ч.3,5 ст.46 КАС РФадминистративный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу положений ч.1 и 2 ст.157 КАС РФзаявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.
Согласно ч.4 ст.2 КАС РФв случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В главах 15 и 22 КАС РФ норма процессуального права, регулирующая порядок принятия решения судом в случае признания административного иска административным ответчиком, отсутствует. В указанных главах также не имеется нормы, препятствующей признанию административного иска административным ответчиком по данной категории административных дел.
В ч.2 ст.304 КАС РФпредусмотрено, что в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Согласно ч.4 ст.194 ГПК РФв случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд, руководствуясь положениями ч.4 ст. 2, ч.2 ст.304 КАС РФ, ч.4 ст.194 ГПК РФ, считает возможным решить вопрос о принятии административного иска административным ответчиком и указать в решении суда только на признание административного иска и принятия его судом.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175,179,180,227,228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» имеющий адресhttps://m.ok.ru/dk?st.cmd=movieLayer&st.discId=1087541151178&st.retLoc=search&st.rtu=%2Fdk%3Fst.cmd%3DuserMovies%26st.vdsrch%3D%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B7%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B8%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25B0%26st.mvmd%3Dsearch%26st.page%3D1%26st.hd%3Doff%26st.long%3Doff%26_prevCmd%3DuserMovies%26tkn%3D6244&st.discType=MOVIE&st.mvId=1087541151178&st.stpos=rec_1&_prevCmd=movieLayer&tkn=8793, информацией, распространение которой на всей территории РФ запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чеченской Республике внести в течение суток со дня получения вступившего в законную силу данного решения суда для внесения сетевого адреса, содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чеченской Республике для включения сетевого адреса, содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес>.
ФИО4-А.Имаев