АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Симферополь Дело № 33-5452/15
22.06.2015 года
Судебная коллегия административной палаты Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.
судей Мостовенко Н.Р.
Тимошенко Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу ФИО1 на определение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11.03.2015 г. (судья Гордейчик Т.В.)
по исковому заявлению ФИО1
к ответчикам Прокуратуре г. Алушты
СО СК РФ по г. Алушта
Прокуратуре РК
Ассоциации – адвокатская палата РК
ГУ МЮ РФ по РК и Севастополю
о признании вмешательства в законно осуществляемую адвокатскую деятельность и решения Совета А-АП РК от 20.02.2015г. о прекращении статуса адвоката незаконными,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к ответчикам Прокуратуре г. Алушты, СО СК РФ по г. Алушта, Прокуратуре РК, Ассоциации – адвокатская палата РК, ГУ МЮ РФ по РК и Севастополю в порядке искового производства о признании вмешательства в его законно осуществляемую адвокатскую деятельность и решения Совета А-АП РК от 20.02.2015г. о прекращении статуса адвоката незаконными.
Определением Алуштинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО1 к Прокуратуре <адрес>, СО СК РФ по <адрес>, Прокуратуре РК, Ассоциации – адвокатская палата РК ГУ МЮ РФ по РК и Севастополю о признании вмешательства в осуществляемую адвокатскую деятельность и решения о прекращении статуса адвоката незаконными, оставлено без движения.
Истцу предоставлен срок до 31 марта 2015 г. для устранения следующих недостатков:
- указать полное наименование сторон принимающих участие в деле;
- указать, в чем именно выразилось нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца со стороны каждого конкретного ответчика;
- предоставить суду в надлежащем качестве копию сообщения прокуратуры г. Алушты от 10.10.2014г. на имя Прокурора Республики Крым, а также копию сообщения Следственного отдела по г. Алушта Главного следственного управления по Республике Крым на имя начальника ГУ Минюста России по Республике Крым и Севастополю, в их копиях в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле;
- предоставить суду полный текст оспариваемого решения Совета Ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» от 20.02.2015г., в соответствии с которым был прекращен статус адвоката истца, в надлежащем образом заверенных копиях в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле.
Не согласившись с определением об оставлении заявления без движения, ФИО1 подал частную жалобу с требованием отменить определение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 марта 2015 г. и вынести новое определение о принятии искового заявления к производству.
Частная жалоба мотивирована тем, что статьёй 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено положений о недопустимости указания сокращенного наименования сторон, и указанные истцом сокращения являются общеупотребимыми; истец также считает, что из содержания искового заявления видно, в чем заключается нарушение его прав; считает, что требования о представлении читаемых копий приложенных к иску документов вызваны не решением вопроса принятия искового заявления.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба ФИО1 рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии со статьей 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных статьями 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков. В случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
Оставляя исковое заявление без движения, суд первой инстанции указал, что какие-либо сокращения в наименовании сторон, принимающих участие в деле, являются недопустимыми, в том числе истцу необходимо указать свое полное имя и отчество.
Судебная коллегия считает обоснованными указанные требования суда первой инстанции.
Так, в соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должны быть указаны наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождения.
Перечень сведений об истце и ответчике является одинаковыми, равными являются и требования, предъявляемые к их отражению в иске.
Такие сведения необходимы для индивидуализации истца и ответчика, определения их правоспособности и дееспособности. Перечень идентификационных сведений, подлежащих указанию в исковом заявлении, устанавливается персонифицировано по физическим и юридическим лицам. Так, для физических лиц необходимо указать сведения, отраженные в основном документе – паспорте гражданина РФ или иностранного гражданина, в том числе: фамилию, имя, отчество, которые в обязательном порядке должны быть расшифрованы, указание инициалов противоречит действующим правовым предписаниям и может быть рассмотрено судом как основание для оставления искового заявления без движения.
Соответственно, в обязательном порядке в целях идентификации должно быть указано полное наименование юридического лица.
Судебная коллегия считает ошибочными доводы заявителя, что статья 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержит требований по указанию полного наименования сторон и указанные им сокращенные наименования ответчиков общеупотребимы, поскольку сам термин «наименование» предполагает указание полных фамилии, имени, отчества физического лица, а также полного названия юридического лица, государственного органа.
Сокращение наименования является аббревиатурой, возможно при сокращении чего-либо на письме, однако указание аббревиатурой наименования сторон в исковом заявлении противоречит требованиям к форме искового заявления, предусмотренного пунктами 2,3 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из текста искового заявления, ФИО1 указаны только его инициалы, а наименования отдельных ответчиков указано сокращенно (аббревиатурой).
Согласно пунктам 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
В силу статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагаются: документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
Из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что целью гражданского судопроизводства, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющая заинтересованному лицу право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, как и пункт 4 части 2 статьи 131 данного Кодекса, предусматривающий необходимость указания в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования, направлены на создание условий для реализации права на судебную защиту, в том числе на исполнение принятого судом решения.
В силу статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды в соответствии с подведомственностью дел осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что предметом судебной защиты могут являться нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы. Суд на стадии принятия иска должен определить предмет судебной защиты и его основания, поскольку данные обстоятельства позволяют суду в дальнейшем определить юридически значимые для разрешения споров обстоятельства и правильно распределить бремя доказывания между сторонами.
Именно в связи с этим в гражданском процессуальном законодательстве закреплена обязанность истца, указывать в иске, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. То есть закон обязывает истца на стадии подачи иска конкретизировать и изложить в иске основания, по которым он считает свои права нарушенными ответчиком.
Требования истца к ответчику (предмет иска) должны быть сформулированы максимально четко, с учетом имеющихся в действующем законодательстве способов защиты субъективных прав, предусмотренных положениями статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
То есть, указание в оспариваемом определении на необходимость чёткого определения оснований исковых требований к каждому ответчику, соответствует требованиям пункта 4 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указание в оспариваемом определении о необходимости представить полный текст оспариваемого решения Совета Ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» от 20.02.2015г., в соответствии с которым был прекращен статус адвоката истца, в надлежащем образом заверенных копиях в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле, а также в надлежащем качестве (читаемую) копию сообщения следственного отдела по г. Алушта Главного следственного управления по Республике Крым на имя начальника Главного управления Министерства юстиции России по Республике Крым и Севастополю, копию сообщения прокуратуры г. Алушты от 10.10.2014г. в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле, соответствует требованиям статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, что касается указания судом первой инстанции на необходимость истцу при обращении в суд указать, в чем именно выразилось нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца со стороны каждого конкретного ответчика; предоставления суду в надлежащем качестве копии сообщения прокуратуры г. Алушты от 10.10.2014г. на имя Прокурора Республики Крым, а также копии сообщения Следственного отдела по г. Алушта Главного следственного управления по Республике Крым на имя начальника Главного управления Минюста России по Республике Крым и Севастополю, в их копиях в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле; предоставления суду полного текста оспариваемого решения Совета Ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» от 20.02.2015г., в соответствии с которым был прекращен статус адвоката истца, в надлежащем образом заверенных копиях в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно статье 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представление сторонами доказательств является одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству, в связи с чем необходимые для разрешения дела доказательства могут быть представлены участниками процесса и истребованы судом в соответствии с нормами статей 57, 147, 148, 150, 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, на стадии проведения предварительного судебного заседания либо в ходе судебного заседания при рассмотрении дела по существу.
Из вышеуказанного усматривается, что суд первой инстанции в процессе подготовки дела к судебному разбирательству или на стадии проведения предварительного судебного заседания, либо в ходе судебного заседания при рассмотрении дела по существу мог выяснить, в чем именно выразилось нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца со стороны каждого конкретного ответчика и запросить необходимые для рассмотрения дела документы.
Однако иные недостатки данного искового заявления, выразившиеся в несоблюдении требований, предъявляемых к форме искового заявления, являются основанием для оставления данного заявления без движения.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об оставлении искового заявления ФИО1 без движения, предоставив срок для устранения недостатков искового заявления.
При таких обстоятельствах, определение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 марта 2015г. является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в частной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 марта 2015 г. оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий – судья подпись ФИО6
Судьи подпись ФИО2
подпись ФИО3
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>