ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 ноября 2015 года по делу № 33 - 4425 /2015
судья Эседулаев Б.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Галимовой Р.С.,
судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре Магарамовой С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Шайдаева А.С.,
по гражданскому делу по иску Шайдаева А. С. о признании незаконным решения-ответа № 909 от 06.03.2015г. территориального органа ПФР по РД в Сулейман-Стальском районе «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку № 1, по документам пенсионного дела» и обязать ОПФР по РД в Сулейман-Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку №1 в размере 18618 руб. 52 коп. и взыскании недополученной суммы пенсии с 01.03.2014года,
на решение Сулейман - Стальского районного суда РД от 15 июня 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований Шайдаева А. С. о признании незаконным решения - ответа № 909 от 06.03.2015 г. территориального органа ПФР по РД в Сулейман - Стальском районе «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку № 1, по документам пенсионного дела» и понуждения ОПФР по РД в Сулейман - Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1, с применением пункта 5 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в размере 18618руб. 52 коп. и взыскании недополученной суммы с 01.03. 2014 года, отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение истца Шайдаева А.С. об отмене решения суда полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, объяснение представителя ГУ ОПФР по РД Алиевой М.М. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Шайдаев А.С. обратился в суд с иском к Управлению ГУ-ОПФР по РД в Сулейман- Стальском районе об оспаривании решения - ответа ГУ-ОПФР по РД в Сулейман-Стальском районе от 06.03.2015 года №909 «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку №1, по документам пенсионного дела» и понуждения ОПФР по РД в Сулейман-Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1 в размере 18618руб.52коп.ивзыскании недополученной суммы пенсии с 01.03.2014 года.
В обоснование иска указано, что 26.12.2014 года он обратился в ГУ-ОПФР по РД в Сулейман - Стальском районе в очередной раз с уточненным, конкретным требованием - назначить ему трудовую пенсию по старости, с учетом заработка (по документам) пенсионного дела в силу ст.37-30 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ № 122 от 08.08.2001 года и Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П «О проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» как участнику ЛПА в зоне отчуждения ЧАЭС в 1987 году, с применением нормы ст.ст.30-31 ФЗ №112-ФЗ от 18.07.2006 года. Письмом № 765 16.01.2015 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При этом свой отказ мотивировали апелляционными определениями Верховного суда РД от 04.08.2014 года и 23.12.2014 года.
Шайдаев А.С. просит признать незаконным решение - ответ № 909 от 06.03.2015 г. территориального органа ПФР по РД в Сулейман-Стальском районе «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку № 1, по документам пенсионного дела» и обязать ОПФР по РД в Сулейман-Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1, с применением пункта 5 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», в размере 18618 руб. 52 коп. и взыскании недополученной суммы с 01.03.2014 года. Все доводы представителя ответчика отклонены решением Сулейман-Стальского райсуда от 08.05.2014 г., как необоснованные и не законные. Эти обстоятельства суда первой инстанции вышестоящими судами переоценке не подвергались. Апелляционным определением Верховного Суда РД от 04.08.2014 года в удовлетворении его требований отказано ошибочно, в результате применения закона, не подлежащего применению.
Отказывая по возложению обязанности на ответчика произвести анализ и подбор наиболее выгодного варианта, суд апелляционной инстанции незаконно руководствовался ФЗ № 111 от 24.07.2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» предметом регулирования, которого в силу статьи 1, являются отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Суд апелляционной инстанции 04.08.2014 года незаконно применил Ф3№ 111 от 24.07.2002 г., не подлежащий применению, не имеющий ни какого отношения к его праву выбора пенсии, а тем более к праву выбора базовой и страховой части трудовой пенсии и не дал ему исчерпывающего ответа по заявленным требованиям.
Ответчик не учитывает стаж на соответствующих видах работ, не законно, не обоснованно отказывает в праве на этот стаж и в праве выбора стажа на соответствующих видах работ. При исчислении этого стажа ответчик применяет статью 11, не подлежащую применению, не применяет норму пункта 5 статьи 30 этого Закона, подлежащую применению.
Представитель ответчика по доверенности от 18.05.2015 года, специалист-эксперт юрист ГУ-ОПФР по РД в С-Стальском районе Техмезов М.А. иск не признал и просил суд отказать в удовлетворении требований Шайдаева А.С. по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шайдаев А.С. просит решение суда отменить, при этом удовлетворить его исковые требования, поскольку имеются основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ.
Как указал автор жалобы на него в отношениях пенсионного обеспечения одновременно распространяются действия ст. 29 – как инвалид… ЧАЭС, п.1 ст. 30 - как участник …ЧАЭС, и ст. 31 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июля 2006года №112-ФЗ - как работавший в зоне отчуждения.
В силу этих норм закона Шайдаев А.С. указал в жалобе, что он имеет право как на пенсию по инвалидности так и на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижению ему 50-летнего возраста.
Изучив и проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Шайдаев А.С. действительно принимал непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 04.05.1987 г. по 26.08.1987 г. в составе Управления строительства № 605.
Шайдаев А.С. выполнял работы в пределах 30-ти км зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) в условиях устойчивого изменения условий труда.
На ЛПА-ЧАЭС Шайдаев А.С. командировался руководством Прикаспийского управления строительства (г. Шевченко), СМУ-2 Министерства среднего машиностроения СССР (с 1990 года Минатомэнергопром СССР, ныне - Минатом России) для выполнения служебных обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Минатомэнергопромом СССР Шайдаеву А. С. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 г. серии А № 407703, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой, выданной Государственным предприятием «Чернобыльский архив». Шайдаев А.С. является инвалидом второй группы, причина инвалидности увечье, связанное с аварией на ЧАЭС, имеет право на компенсацию и льготы, установленные законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из искового заявления Шайдаева А.С. следует, что он просит признать незаконным - ответ № 909 от 06.03.2015 г. территориального органа ПФР по РД в Сулейман - Стальском районе «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку № 1, по документам пенсионного дела» и обязать ОПФР по РД в Сулейман - Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1, с применением пункта 5 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», в размере 18618 руб. 52 коп.
Из оспариваемого истцом ответа начальника ПФР в С.Стальском районе №909 от 06.03. 2015года следует, что перевод пенсии с инвалидности 2-й группы по причине «увечье, связанного с аварией на ЧАЭС» на пенсию по старости и выплата пенсии по старости невыгодны Шайдаеву А.С. по следующим основаниям:
«согласно п.п. 5, п. 1, ст. 4 и ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ (в ред. от 24.07.2009г.№213-ФЗ) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, имеют право на пенсию; по
государственному пенсионному обеспечению;
согласно п. 2 ст. 17 настоящего Закона пенсия гражданам, ставшим инвалидами II группы вследствие катастрофы на ЧАЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается пенсия по инвалидности в размере 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного п.п. 1, п. 1, ст. 18 настоящего Закона;
размер пенсии истца на сегодняшний день в соответствии со ст. 10, 17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» составляет 14412, 48руб., размер ЕДВ составляет 4247, 84 руб., т.е.:
как инвалиду 2-й группы (ФЗ № 181) - 2123,92 руб.;
как инвалиду вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (ФЗ№12441-1) - 2123,92 руб.
При переводе на пенсию по возрасту согласно имеющегося у истца страхового стажа и среднемесячный заработок (смз) за 1 полный месяц за период работы на ЧАЭС составит 8623, 28 рублей.
Что касается положений Закона № 173-ФЗ о применении повышенного отношения среднемесячному заработку(смз) застрахованного лица к смз по стране, то названные положения данного Закона, не содержат норм о распространении их на «чернобыльцев». Названным Законом, строго определены категории лиц, имеющих право на применение повышенного отношения смз застрахованного лица к среднемесячному заработку по стране.
Порядок и правила подтверждения страховых периодов и иных периодов, включаемых и страховой стаж, а также периодов иной деятельности для установления трудовых пенсии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002г. N 555».
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями), гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 части первой ст. 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой.
Заболевание же у «чернобыльцев», не признаётся профессиональным. Причинная связь инвалидности «профессиональное заболевание», устанавливается, когда заболевание вызвано воздействием ионизирующего облучения вследствие чернобыльской катастрофы. В таких случаях в справках, выдаваемых медико-социальными экспертными комиссиями, прямо указывается «профессиональное заболевание в связи с аварией на ЧАЭС».
Указанной позиции придерживаются и судебные органы при рассмотрении исков «чернобыльцев». Так, Верховный суд Российской Федерации в своём решении от 22.09.1999 г. указал, что он «не может принять во внимание утверждение заявителей о том, что каждый потерпевший вследствие чернобыльской катастрофы имеет право на возмещение вреда, связанного с профессиональным заболеванием, т.к. оно ни на чём не основано и противоречит требованиям действующего законодательства».
С учётом изложенного, и решаются вопросы пенсионного (и иного социального) обеспечения граждан, указанных в п.п. 1 и 2 части первой ст. 13 «чернобыльского» Закона.
Что касается вопроса об исчислении страхового стажа с учётом нахождения на инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием, то согласно ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, не предусмотрено включение в страховой стаж времени нахождения на инвалидности, в том числе связанной с катастрофой на ЧАЭС.
Пенсионное обеспечение граждан РФ в области назначения, выплаты пенсий и других социальных выплат производится на основании Федеральных Законов, принимаемых компетентными органами, а не других нормативных актов.
Указание МСЗН РФ от 21.03.1996г. № 1-3-У, на которое ссылается истец, утратило силу (постановление Минтруда РФ от 17.06.1999г. № 15), как утратила силу и ст. 38 Закона № 1244-1 (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Нормы же пункта 8 постановления Совета Министров СССР, ВЦСПС от 05.06.1986г. № 665-195 (как и само постановление), на которые истец также ссылается, применяются с 01.01.2002г. в части, не противоречащей действующему пенсионному законодательству (Закон № 173).
При этом право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту согласно п.п. 1, п.1, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (в редакции от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) имеют: мужчины - по достижении возраста 50 лет и женщины - по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно 20 и 15 лет.
Что касается положений Закона № 173-ФЗ о применении повышенного отношения СМЗ застрахованного лица к СМЗ по стране, то названные положения данного Закона, не содержат норм о распространении их на «чернобыльцев». Названным Законом, строго определены категории лиц, имеющих право на применение повышенного отношения СМЗ застрахованного лица к СМЗ по стране.
Согласно п.п. 5, п. 1, ст. 4 и ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ (в ред. от 24.07.2Т)09г. № 213-ФЗ) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п. 2 ст. 17 настоящего Закона пенсия гражданам, ставшим инвалидами II группы вследствие катастрофы на ЧАЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается пенсия по инвалидности в размере 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного п.п.1, п.1, ст. 18 настоящего Закона.
При этом ответчик указал на то, что и ранее Шайдаеву А.С. даны исчерпывающие заключения об отсутствии у него права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по стажу на соответствующих видах работ по нормам сп.1 и с применением повышенного коэффициента среднемесячного заработка(СМЗ), а также с применением п.5, ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3.
Таким образом, с учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами истца, поскольку они противоречат требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сулейман - Стальского районного суда РД от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - Шайдаева А.С. <.> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи