Решение по делу № 33-4425/2015 от 28.09.2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 ноября 2015 года по делу № 33 - 4425 /2015

судья Эседулаев Б.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Галимовой Р.С.,

судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,

при секретаре Магарамовой С.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Шайдаева А.С.,

по гражданскому делу по иску Шайдаева А. С. о признании незаконным решения-ответа № 909 от 06.03.2015г. территориального органа ПФР по РД в Сулейман-Стальском районе «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку № 1, по документам пенсионного дела» и обязать ОПФР по РД в Сулейман-Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку №1 в размере 18618 руб. 52 коп. и взыскании недополученной суммы пенсии с 01.03.2014года,

на решение Сулейман - Стальского районного суда РД от 15 июня 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Шайдаева А. С. о признании незаконным решения - ответа № 909 от 06.03.2015 г. территориального органа ПФР по РД в Сулейман - Стальском районе «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку № 1, по документам пенсионного дела» и понуждения ОПФР по РД в Сулейман - Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1, с применением пункта 5 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в размере 18618руб. 52 коп. и взыскании недополученной суммы с 01.03. 2014 года, отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение истца Шайдаева А.С. об отмене решения суда полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, объяснение представителя ГУ ОПФР по РД Алиевой М.М. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Шайдаев А.С. обратился в суд с иском к Управлению ГУ-ОПФР по РД в Сулейман- Стальском районе об оспаривании решения - ответа ГУ-ОПФР по РД в Сулейман-Стальском районе от 06.03.2015 года №909 «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку №1, по документам пенсионного дела» и понуждения ОПФР по РД в Сулейман-Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1 в размере 18618руб.52коп.ивзыскании недополученной суммы пенсии с 01.03.2014 года.

В обоснование иска указано, что 26.12.2014 года он обратился в ГУ-ОПФР по РД в Сулейман - Стальском районе в очередной раз с уточненным, конкретным требованием - назначить ему трудовую пенсию по старости, с учетом заработка (по документам) пенсионного дела в силу ст.37-30 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ № 122 от 08.08.2001 года и Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П «О проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» как участнику ЛПА в зоне отчуждения ЧАЭС в 1987 году, с применением нормы ст.ст.30-31 ФЗ №112-ФЗ от 18.07.2006 года. Письмом № 765 16.01.2015 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При этом свой отказ мотивировали апелляционными определениями Верховного суда РД от 04.08.2014 года и 23.12.2014 года.

Шайдаев А.С. просит признать незаконным решение - ответ № 909 от 06.03.2015 г. территориального органа ПФР по РД в Сулейман-Стальском районе «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку № 1, по документам пенсионного дела» и обязать ОПФР по РД в Сулейман-Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1, с применением пункта 5 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», в размере 18618 руб. 52 коп. и взыскании недополученной суммы с 01.03.2014 года. Все доводы представителя ответчика отклонены решением Сулейман-Стальского райсуда от 08.05.2014 г., как необоснованные и не законные. Эти обстоятельства суда первой инстанции вышестоящими судами переоценке не подвергались. Апелляционным определением Верховного Суда РД от 04.08.2014 года в удовлетворении его требований отказано ошибочно, в результате применения закона, не подлежащего применению.

Отказывая по возложению обязанности на ответчика произвести анализ и подбор наиболее выгодного варианта, суд апелляционной инстанции незаконно руководствовался ФЗ № 111 от 24.07.2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» предметом регулирования, которого в силу статьи 1, являются отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Суд апелляционной инстанции 04.08.2014 года незаконно применил Ф3№ 111 от 24.07.2002 г., не подлежащий применению, не имеющий ни какого отношения к его праву выбора пенсии, а тем более к праву выбора базовой и страховой части трудовой пенсии и не дал ему исчерпывающего ответа по заявленным требованиям.

Ответчик не учитывает стаж на соответствующих видах работ, не законно, не обоснованно отказывает в праве на этот стаж и в праве выбора стажа на соответствующих видах работ. При исчислении этого стажа ответчик применяет статью 11, не подлежащую применению, не применяет норму пункта 5 статьи 30 этого Закона, подлежащую применению.

Представитель ответчика по доверенности от 18.05.2015 года, специалист-эксперт юрист ГУ-ОПФР по РД в С-Стальском районе Техмезов М.А. иск не признал и просил суд отказать в удовлетворении требований Шайдаева А.С. по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шайдаев А.С. просит решение суда отменить, при этом удовлетворить его исковые требования, поскольку имеются основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ.

Как указал автор жалобы на него в отношениях пенсионного обеспечения одновременно распространяются действия ст. 29 – как инвалид… ЧАЭС, п.1 ст. 30 - как участник …ЧАЭС, и ст. 31 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июля 2006года №112-ФЗ - как работавший в зоне отчуждения.

В силу этих норм закона Шайдаев А.С. указал в жалобе, что он имеет право как на пенсию по инвалидности так и на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижению ему 50-летнего возраста.

Изучив и проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Шайдаев А.С. действительно принимал непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 04.05.1987 г. по 26.08.1987 г. в составе Управления строительства № 605.

Шайдаев А.С. выполнял работы в пределах 30-ти км зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) в условиях устойчивого изменения условий труда.

На ЛПА-ЧАЭС Шайдаев А.С. командировался руководством Прикаспийского управления строительства (г. Шевченко), СМУ-2 Министерства среднего машиностроения СССР (с 1990 года Минатомэнергопром СССР, ныне - Минатом России) для выполнения служебных обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Минатомэнергопромом СССР Шайдаеву А. С. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 г. серии А № 407703, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой, выданной Государственным предприятием «Чернобыльский архив». Шайдаев А.С. является инвалидом второй группы, причина инвалидности увечье, связанное с аварией на ЧАЭС, имеет право на компенсацию и льготы, установленные законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Из искового заявления Шайдаева А.С. следует, что он просит признать незаконным - ответ № 909 от 06.03.2015 г. территориального органа ПФР по РД в Сулейман - Стальском районе «О невыгодности назначения трудовой пенсии по старости с учётом заработка периода работы по Списку № 1, по документам пенсионного дела» и обязать ОПФР по РД в Сулейман - Стальском районе назначить ему с 01.03.2015 г. трудовую пенсию по старости по стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1, с применением пункта 5 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», в размере 18618 руб. 52 коп.

Из оспариваемого истцом ответа начальника ПФР в С.Стальском районе №909 от 06.03. 2015года следует, что перевод пенсии с инвалидности 2-й группы по причине «увечье, связанного с аварией на ЧАЭС» на пенсию по старости и выплата пенсии по старости невыгодны Шайдаеву А.С. по следующим основаниям:

«согласно п.п. 5, п. 1, ст. 4 и ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ (в ред. от 24.07.2009г.№213-ФЗ) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, имеют право на пенсию; по
государственному пенсионному обеспечению;

согласно п. 2 ст. 17 настоящего Закона пенсия гражданам, ставшим инвалидами II группы вследствие катастрофы на ЧАЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается пенсия по инвалидности в размере 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного п.п. 1, п. 1, ст. 18 настоящего Закона;

размер пенсии истца на сегодняшний день в соответствии со ст. 10, 17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» составляет 14412, 48руб., размер ЕДВ составляет 4247, 84 руб., т.е.:

как инвалиду 2-й группы (ФЗ № 181) - 2123,92 руб.;

как инвалиду вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (ФЗ№12441-1) - 2123,92 руб.

При переводе на пенсию по возрасту согласно имеющегося у истца страхового стажа и среднемесячный заработок (смз) за 1 полный месяц за период работы на ЧАЭС составит 8623, 28 рублей.

Что касается положений Закона № 173-ФЗ о применении повышенного отношения среднемесячному заработку(смз) застрахованного лица к смз по стране, то названные положения данного Закона, не содержат норм о распространении их на «чернобыльцев». Названным Законом, строго определены категории лиц, имеющих право на применение повышенного отношения смз застрахованного лица к среднемесячному заработку по стране.

Порядок и правила подтверждения страховых периодов и иных периодов, включаемых и страховой стаж, а также периодов иной деятельности для установления трудовых пенсии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002г. N 555».

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями), гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 части первой ст. 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой.

Заболевание же у «чернобыльцев», не признаётся профессиональным. Причинная связь инвалидности «профессиональное заболевание», устанавливается, когда заболевание вызвано воздействием ионизирующего облучения вследствие чернобыльской катастрофы. В таких случаях в справках, выдаваемых медико-социальными экспертными комиссиями, прямо указывается «профессиональное заболевание в связи с аварией на ЧАЭС».

Указанной позиции придерживаются и судебные органы при рассмотрении исков «чернобыльцев». Так, Верховный суд Российской Федерации в своём решении от 22.09.1999 г. указал, что он «не может принять во внимание утверждение заявителей о том, что каждый потерпевший вследствие чернобыльской катастрофы имеет право на возмещение вреда, связанного с профессиональным заболеванием, т.к. оно ни на чём не основано и противоречит требованиям действующего законодательства».

С учётом изложенного, и решаются вопросы пенсионного (и иного социального) обеспечения граждан, указанных в п.п. 1 и 2 части первой ст. 13 «чернобыльского» Закона.

Что касается вопроса об исчислении страхового стажа с учётом нахождения на инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием, то согласно ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, не предусмотрено включение в страховой стаж времени нахождения на инвалидности, в том числе связанной с катастрофой на ЧАЭС.

Пенсионное обеспечение граждан РФ в области назначения, выплаты пенсий и других социальных выплат производится на основании Федеральных Законов, принимаемых компетентными органами, а не других нормативных актов.

Указание МСЗН РФ от 21.03.1996г. № 1-3-У, на которое ссылается истец, утратило силу (постановление Минтруда РФ от 17.06.1999г. № 15), как утратила силу и ст. 38 Закона № 1244-1 (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Нормы же пункта 8 постановления Совета Министров СССР, ВЦСПС от 05.06.1986г. № 665-195 (как и само постановление), на которые истец также ссылается, применяются с 01.01.2002г. в части, не противоречащей действующему пенсионному законодательству (Закон № 173).

При этом право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту согласно п.п. 1, п.1, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (в редакции от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) имеют: мужчины - по достижении возраста 50 лет и женщины - по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно 20 и 15 лет.

Что касается положений Закона № 173-ФЗ о применении повышенного отношения СМЗ застрахованного лица к СМЗ по стране, то названные положения данного Закона, не содержат норм о распространении их на «чернобыльцев». Названным Законом, строго определены категории лиц, имеющих право на применение повышенного отношения СМЗ застрахованного лица к СМЗ по стране.

Согласно п.п. 5, п. 1, ст. 4 и ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ (в ред. от 24.07.2Т)09г. № 213-ФЗ) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно п. 2 ст. 17 настоящего Закона пенсия гражданам, ставшим инвалидами II группы вследствие катастрофы на ЧАЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается пенсия по инвалидности в размере 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного п.п.1, п.1, ст. 18 настоящего Закона.

При этом ответчик указал на то, что и ранее Шайдаеву А.С. даны исчерпывающие заключения об отсутствии у него права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по стажу на соответствующих видах работ по нормам сп.1 и с применением повышенного коэффициента среднемесячного заработка(СМЗ), а также с применением п.5, ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3.

Таким образом, с учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами истца, поскольку они противоречат требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сулейман - Стальского районного суда РД от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - Шайдаева А.С. <.> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4425/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шайдаев А.С.
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Магадова Айшат Валигаджиевна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.11.2015Судебное заседание
10.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2015Передано в экспедицию
03.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее