№ 21-38/2014
РЕШЕНИЕ
05 июня 2014 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника Межмуниципального отдела МВД России «<адрес>» на решение судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
жалоба М.К.Д. на постановления начальника ОГИБДД ММО МВД России «<адрес>» Ч.Е.И. от <дата> серии № по ст. 12.34 КоАП РФ, серии № по ст. 12.34 КоАП РФ удовлетворена.
Постановления начальника ОГИБДД ММО МВД России «<адрес>» Ч.Е.И. от <дата> серии <адрес> по ст. 12.34 КоАП РФ, серии № по ст. 12.34 КоАП РФ в отношении М.К.Д. отменены, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Межмуниципального отдела МВД России «<адрес>» от <дата> <адрес> зам. Главы Онгудайского сельского поселения М.К.Д. привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб. в связи с тем, что <дата> в 16 час. 15 мин. в нарушение пункта 13 основных правил, пункта 3.1.6 ГОСТ, являясь должностным лицом, ответственным за содержание дорог и улиц местного значения в <адрес>, не выполнил требования по обеспечению обязанности дорожного движения, т.е. своевременно не произвел обработку песчанно-гравийной смесью проезжую часть <адрес>, около <адрес>, чем создал реальную угрозу безопасности дорожного движения.
На основании постановления начальника Межмуниципального отдела МВД России «<адрес>» от <дата> № зам. Главы Онгудайского сельского поселения М.К.Д. привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб. в связи с тем, что <дата> в 09 час. 00 мин. в нарушение пункта 13 основных правил, пункта 3.1.6 ГОСТ, являясь должностным лицом, ответственным за содержание дорог и улиц местного значения в <адрес>, не выполнил требования по обеспечению обязанности дорожного движения, т.е. своевременно не произвел обработку песчанно-гравийной смесью проезжую часть <адрес>, около <адрес>, чем создал реальную угрозу безопасности дорожного движения.
Решением судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата> постановления начальника ОГИБДД ММО МВД России «<адрес>» Ч.Е.И. от <дата> серии № по ст. 12.34 КоАП РФ, серии № по ст. 12.34 КоАП РФ, отменены, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Начальник ОГИБДД ММО МВД России «<адрес>» Ч.Е.И. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит отменить решение Онгудайского районного суда от <дата>. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава МО «Онгудайское сельское поселение», п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. п. 6, 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ст. ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, на момент составления вышеуказанных протоколов М.К.Д. являлся субъектом административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку в ч.2 ст.26 Устава МО «Онгудайское сельское поселение» прямо указано, что заместитель Главы Онгудайского сельского поселения (которым является М.К.Д.) временно осуществляет полномочия Главы Онгудайского сельского поселения в случае его отсутствия, невозможности исполнения им своих обязанностей, а также в случае досрочного прекращения Главой Онгудайского сельского поселения своих полномочий. Кроме того, в компетенцию и должностные обязанности заместителя главы администрации МО «Онгудайское сельское поселение» М.К.Д., временно исполнявшего обязанности Главы Администрации МО «Онгудайское сельское поселение», входили функции по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта.
Административные протоколы № и № в отношении временно исполняющего обязанности главы администрации МО «Онгудайское сельское поселение» М.К.Д. составлены уполномоченным лицом, поскольку, исходя из п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.34 КоАП РФ, вправе рассматривать в том числе начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, обязанности которого на момент составления вышеупомянутых протоколов в отношении М.К.Д. временно исполнял старший инспектор ДПС ОГИБДД МО МВД России старший лейтенант полиции Д.Р.Р. на основании соответствующего приказа. Отсутствие указания в протоколах сведений о временном исполнении Д.Р.Р. обязанностей начальника ОГИБДД ММО МВД России «<адрес>» не является существенным нарушением, которое влечет незаконность составленных протоколов, поскольку авторство составленных в отношении М.К.Д. протоколов не оспаривается, а соответствующий приказ о временном возложении обязанностей начальника ОГИБДД ММО МВД России «<адрес>» на старшего инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России старшего лейтенанта полиции Д.Р.Р. имеется.
В судебное заседание М.К.Д. и начальник ОГИБДД ММО МВД России «<адрес>» Ч.Е.И. не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, ходатайства М.К.Д. об отложении рассмотрения дела в суд не направил, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, возражения на неё, прихожу к следующему.
Судья районного суда, рассмотрев материалы дела, сделал вывод о том, что М.К.Д. не является субъектом административной ответственности, предусмотренного статьей 12.34 КоАП Российской Федерации, поскольку в судебном заседании не установлено, что в его компетенцию и должностные обязанности входят функции по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, в том числе и содержание дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес>.
Указанные выводы судьи районного суда нахожу правильными.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" раскрыты основные термины данного Закона, в частности указано, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу статьи 12 названного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Аналогичные положения содержит и п. 5 ст. 4 Устава МО «Онгудайское сельское поселение» из которого следует, что к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 23 Устава указано, что Глава Онгудайского сельского поселения является Главой сельской администрации, высшим должностным лицом Онгудайского сельского поселения. Глава возглавляет сельскую Администрацию Онгудайского сельского поселения.
Глава руководит деятельностью сельской администрации, возглавляет ее на принципах единоначалия, осуществляет иные полномочия, установленные Уставом и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 6 ст. 27 Устава к полномочиям сельской администрации по решению вопросов местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что в границах населенного пункта поселения глава местной администрации несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.
На основании ст. 26 Устава в структуру сельской администрации входят муниципальные служащие и иные работники. Заместитель Главы в соответствии со своей должностной инструкцией, утвержденной Главой Онгудайского сельского поселения, временно осуществляет полномочия Главы Онгудайского сельского поселения в случае его отсутствия.
Как следует из постановления начальника Межмуниципального отдела МВД России «Онгудайский» от <дата> №, основанием для привлечения М.К.Д. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что он, являясь должностным лицом, ответственным за содержание дорог в безопасном для движения состоянии, <дата> в 16 часов 15 минут в нарушение пункта 13 основных правил, пункта 3.1.6 ГОСТ являясь должностным лицом, ответственным за содержание дорог и улиц местного значения в <адрес>, не выполнил требования по обеспечению обязанности дорожного движения, т.е. своевременно не произвел обработку песчанно-гравийной смесью проезжую часть <адрес>, около <адрес>, чем создал реальную угрозу безопасности дорожного движения.
Судья районного суда, рассматривая дело, пришел к выводу, что М.К.Д. не является субъектом административной ответственности, предусмотренного статьей 12.34 КоАП Российской Федерации, поскольку в судебном заседании не установлено, что в его компетенцию и должностные обязанности входят функции по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, а также содержанию дорог по <адрес> и по <адрес> в <адрес>.
Данный вывод не опровергнут, и в данном судебном заседании из представленного в дело Устава МО «Онгудайское сельское поселение», Трудового договора от <дата>, заключенного с М.К.Д. –зам. Главы сельской администрации не следует, что в его должностные обязанности входит обеспечение безопасности дорожного движения по автомобильным дорогам местного значения в границах населенного пункта <адрес>.
Довод заявителя о том, что М.К.Д. обосновано привлечен к административной ответственности, так как он в период составления административных протоколов <дата> и <дата> временно исполнял обязанности Главы Администрации МО «Онгудайское сельское поселение», а поэтому в его функции входили обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, нахожу необоснованным, так как в материалы дела не представлено доказательств о временном исполнении М.К.Д. обязанностей Главы сельского поселения <дата> и <дата> года. Из протоколов по делу об административных правонарушениях от <дата> и <дата> следует, что они составлены в отношении зам. Главы Администрации «Онгудайского сельского поселения». Из чего следует, что в этот период М.К.Д. не исполнял обязанности главы поселения, следовательно на нем не лежала установленная законом и Уставом поселения обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта.
Таким образом, нахожу не обоснованным привлечение должностным лицом ГИБДД М.К.Д. к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, а вывод в решении судьи о том, что М.К.Д. не является субъектом административной ответственности, предусмотренного статьей 12.34 КоАП Российской Федерации, нахожу законным и влекущим прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.34 КоАП РФ.
Нахожу основанным на неправильном толковании действующего законодательства вывод судьи о том, что административные протоколы по настоящему делу составлены неуполномоченным должностным лицом.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиции) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.34 КоАП РФ.
Таким образом, старший инспектор ДПС ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «<адрес>» Д.Р.Р., являясь должностным лицом полиции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.34 КоАП РФ от <дата> №, от <дата> №.
Учитывая изложенное, полагаю жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение судьи подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ и ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении М.К.Д., оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД ММО МВД России «<адрес>» Ч.Е.И. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух