РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
г. Чехов, Московская область ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шахбанова А.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения по приостановке государственного учета, государственной регистрации прав собственности и обязании поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, о признании решения о приостановке государственного кадастрового учета государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 №, 50/031/008/2020-1515 не законным, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-8, <адрес>.
Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что имеется судебное решение о признании за административным истцом права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Истец не может осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, по причине того, что жилой многоквартирный дом не поставлен на кадастровый учет, и поэтому сведения не могут быть внесены в технический план в указанной части. Вместе с тем со стороны административного ответчика осуществлялась постановка квартир на кадастровый учет в указанном доме и осуществлялась регистрация права собственности в отношении иных квартир.
Полагает оспариваемое решение незаконным и нарушающим права его доверителя.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, уважительности причин своей не явки суду не представил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, каких либо возражений по административному иску не представил.
Представитель заинтересованного лица, ГУП МО «БТИ по <адрес>», в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, уважительности причин своей не явки суду не представил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, каких либо возражений по административному иску не представил.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Выслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы административного дела, представленные доказательства, суд считает административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что заочным решением Чеховского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены требование ФИО1, за которым признано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-8, <адрес>, в порядке приватизации.
Во исполнение судебного решения, истец обратился в Управления Росреестра по <адрес> с заявлением об осуществлении государственно кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности.
Решением в форме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ по документам, представленным заявителем по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ №, №, осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности приостановлено.
Приостанавливая государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности государственный регистратор указал следующее.
В нарушении п.8, ч. 4, ст. 8 Закона о регистрации не указан кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, учет многоквартирного дома осуществляется одновременно с кадастровым учетом всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений. Таким образом, постановка квартир отдельно от многоквартирного дома, в пределах которого расположено образуемое помещение, не предусмотрено действующим законодательством. В составе приложения представляемого технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане.
Как следует из пояснений представителя административного истца решение об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности по документам, представленным ФИО4 с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ №, №, до настоящего момента не выдано.
При этом судом установлено, что как на дату обращения, в Управление Росреестра по <адрес>, так и на дату рассмотрения настоящего спора в суде, многоквартирный <адрес> не поставлен на кадастровый учет, равно, как и отсутствуют регистрационные документы на объект недвижимого имущества, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положением ст. 226 Кодекса административного судопроизводства обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу статьи 14 данного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1). К числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав относится, в том числе технический план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2).
Требования к техническому плану установлены в статье 24 указанного Федерального закона.
Согласно пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 данного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Давая оценку законности оспариваемому решению Управления Росреестра по <адрес>, суд соглашаясь с необходимость предоставления технического плана на объект недвижимости в целях его кадастрового учета, отмечает, что предоставление ненадлежащим образом оформленного технического плана не должно препятствовать регистрации права собственности на объект недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда и с учетом наличия зарегистрированных прав и кадастрового учета иных квартир в спорном доме.
Согласно статье 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Кроме того, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 154-0 указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Положениями статей 14 и 58 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в отношении регистрации прав на основании вступивших в законную силу судебных актов, с учетом норм процессуального законодательства, установлено иное регулирование, в силу которого решение суда является достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав.
Из приведенных выше обстоятельств следует, что административный ответчик, отказывая в кадастровом учете и регистрации права собственности, фактически поставил под сомнение законность и обоснованность заочного решения Чеховского городского суда <адрес>.
Такой подход Управления Росреестра по <адрес> свидетельствует о неисполнении вступившего в законную силу судебного акта и по существу блокирует реализацию судебной защиты лица, права которого были установлены судебным актом.
Отказ в кадастровом учете и последующей государственной регистрации права собственности административных истцов, при наличии соответствующего судебного акта, влечет неопределенность в их имущественных правах, нарушая их законный интерес в легализации права собственности в установленном законом порядке, что является нарушением принципа правовой определенности.
Следовательно, оспариваемый административными истцом отказ в кадастровом учете квартиры, влекущий отказ в государственной регистрации права собственности на основании решения суда, нарушает также принцип равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, закрепленный в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.
Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, учитывая позиции участников процесса, руководствуясь ст.ст. 218, 219, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности жилого помещения (квартиру), расположенного по адресу: <адрес>-8, <адрес>.
В удовлетворении требований о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна
Оригинал решения находится в Чеховском городском суде <адрес> в гражданском деле №а-2652/2020
Судья: А.А. Шахбанов