Решение по делу № 33-1592/2014 от 01.02.2014

Судья: Гараева Р.Р.                гр. дело № 33-1592/2014                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 февраля 2014 года                            г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Сказочкина В.Н.,

судей - Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.

при секретаре – Асабаевой Д.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Калугиной Т.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 6 ноября 2013 года, которым постановлено:

«Заявление Калугиной Т.А. об оспаривании решения министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка за исходящим номером № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., возражения Калугиной Т.А. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Калугина Т.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство, являющегося смежным с принадлежащим ей на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, к заявлению приложила все необходимые документы.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка отказало на том основании, что условие предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренное пунктом 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2003 года №94-ГД «О земле» (в редакции, действовавшей до 25.07.13), не соблюдено. Основанием для такого вывода послужило то, что согласно имеющейся в Министерстве выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> является Тришина Л.И. (л.д. 9-10).

С указанным решением заявитель не согласна, ссылается на то, что при проверке поступивших документов на соответствие установленным требованиям в соответствии с пунктом 2.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее – Порядок) Министерство не нашло оснований для возвращения ей заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами, заявление было принято Министерством в работу, что указывает на то, что приложенные к заявлению документы соответствуют установленным требованиям.

Полагая, что оспариваемый отказ Министерства нарушает ее право на бесплатное получение земельного участка в собственность, просила признать незаконным отказ Министерства в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство и возложить на Министерство обязанность по предоставлению в установленном порядке указанного земельного участка ей в собственность.

В судебном заседании Калугина Т.А. заявленные требования поддержала.

Представитель Министерства просил в удовлетворении заявления Калугиной Т.А. отказать, ссылаясь на то, что выписка из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> является Тришина Л.И. заявитель к своему заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не прикладывала, данная выписка была получена Министерством в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.4 Порядка, имеющееся в ней информация является препятствием для предоставления земельного участка заявителю, Министерство направило отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Калугина Т.А. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении ее требований (л.д. 91-96).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

Отказывая в удовлетворении заявления и признавая оспариваемое Калугиной Т.А. решение Министерства правомерным, суд первой инстанции исходил из того, что права заявителя отказом в предоставлении земельного участка не нарушены. Информация, содержащаяся в приложенных Калугиной Т.А. к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ документах и в документах, полученных Министерством в соответствии с пунктом 2.4 Порядка относительно правообладателях земельного участка кадастровым № является противоречивой, в связи с чем, условия предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренные пунктом 3 статьи 9 Закона Самарской области «О земле», заявителем не соблюдены.

Свои выводы суд обосновывал положениями пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее – Порядок), согласно которому в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

Доводы представителя Калугиной Т.А. и ее представителя судом первой инстанции об отсутствии законных оснований для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка признаны несостоятельными.

Судебная коллегия находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

Судом установлено, что Калугина Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство по п. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» (л.д. 21).

Согласно расписки, выданной регистратором, (л.д. 20) к заявлению Калугиной Т.А. среди прочих документов приложены свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Калугина Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № и план-схема границ испрашиваемого земельного участка, из которой следует, что испрашиваемый земельный участок имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером №, которым Калугина Т.А. обладает на праве собственности (л.д. 11,17).

Установив соответствие заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 2.2 Порядка и отсутствие оснований для их возвращения заявителю Министерство приняло заявление Калугиной Т.А. к рассмотрению, после чего действуя в соответствии с пунктом п. 2.4 Порядка направило запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на полученную им в рамках межведомственного взаимодействия выписку из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 35-40), согласно которой правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> является Тришина Л.И., что является препятствием для предоставления земельного участка и направило в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления (л.д. 9-10).

Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.

В силу ст. 9 Закона Самарской области «О земле» предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 № 94-ГД (в редакции, действовавшей до 25.07.2013) земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего закона и муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства, может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) отсутствуют споры о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином предоставляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

2) земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;

2.1) земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования;

3) минимальный размер земельного участка соответствует требованиям абзаца 5 настоящей статьи.

Из содержания приведенных норм следует, что обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 № 94-ГД (в редакции, действовавшей до 25.07.2013) заявитель должен подтвердить, что испрашиваемый земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым он обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения.

Суд первой инстанции при разрешении спора на принял во внимание, то, что Калугина Т.А. предоставила в Министерство вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права, подтверждающие, что она обладает на праве собственности земельным участком, с которым испрашиваемый земельный участок имеет общую границу, то есть на момент вынесения решения об отказе в предоставлении земельного участка, никто, кроме заявителя, не обладал правом на земельный участок смежный с испрашиваемым ею земельным участком.

Судом первой инстанции также не приняты во внимание положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Так, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а именно, сведения о вещных правах с указанием сведений о правообладателях.

Согласно подп. 4 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о вещных правах на объект недвижимого имущества включают в себя: вид права, размер доли в праве и сведения о правообладателях. Указанные сведения вносятся лишь в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, содержащаяся в выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № запись о том, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> является Тришина Л.И. при наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности Калугиной Т.А. на указанный земельный участок не является препятствием для предоставления земельного участка заявителю, следовательно у Министерства не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст. 1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).

Указанные требования процессуального закона судом выполнены не были.

Судебная коллегия полагает, что при таких обстоятельствах, решение Министерства об отказе в предоставлении Калугиной Т.А. в собственность земельного участка является незаконным и необоснованным, нарушающим права заявителя, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении заявленных Калугиной Т.А. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

                определила:

    Апелляционную жалобу Калугиной Т.А. удовлетворить.

Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 6 ноября 2013 года об отказе в удовлетворении заявления Калугиной Т.А. о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ей в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство отменить.

Принять по делу новое решение, которым решение министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Калугиной Т.А. в предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство признать незаконным.

Возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность по устранению допущенного нарушения прав Калугиной Т.А. путем рассмотрения в месячный срок ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под садоводство и принятия по нему решения в соответствии с действующим законодательством.

Председательствующий:

Судьи:

33-1592/2014

Категория:
Гражданские
Истцы
Калугина Т.А.
Ответчики
МИО С/о
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
14.02.2014Судебное заседание
18.02.2014Дело сдано в канцелярию
18.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее