Дело № 12-100/2015
РЕШЕНИЕ
Республика Коми,
г. Воркута, ул.Яновского, д.4, 02 июля 2015 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе судьи Мицкевич Е.В.,
с участием лица, вынесшего обжалуемое постановление, М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ВКК-Коми» Д.В. на постановление о назначении административного наказания ... Вор-эк от ... о привлечении должностного лица ООО «ВКК-Коми» Д.В. к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ, представление ... Вор-эк об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от ..., вынесенных старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г.Воркуты с подчинённой ему территорией М.А.,
установил:
Постановлением ... Вор-эк от ... старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории ... с подчинённой ему территорией М.А. должностное лицо Д.В. – директор ООО «ВКК-Коми», за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 квартал ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ... руб.
Этого же числа старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г.Воркута с подчинённой ему территорией М.А. было вынесено представление, в котором директору ООО «ВКК-Коми» предложено принять меры по устранению причин выявленного административного правонарушения и условий, способствующих их совершению, провести ООО «ВКК-Коми» плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 и 4 квартал ... г..
Не согласившись с указанными постановлением и представлением Д.В. подал жалобу, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу, поскольку обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела не явился, извещен надлежаще, на основании ч.2 ст.25.1, ч.1 ст.29.7 КоАП РФ дело рассмотрено без его участия.
В свою очередь лицо, вынесшее обжалуемое постановление, с доводами жалобы не согласилась, в удовлетворении жалобы просила отказать.
Выслушав М.А. - лицо, вынесшее обжалуемое постановление, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Исходя из ст.16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Из протокола об административном правонарушении от ... ... Вор-эк, по результатам рассмотрения которого было вынесено обжалуемое постановление, следует, что в вину Д.В., как директору ООО «ВКК-Коми» вменяется то, что ООО «ВКК-Коми», осуществляя деятельность по предоставлению денежных ссуд под залог недвижимого имущества (ОКВЭД 65.22.3), т.е. офисную деятельность, которая влечёт образование отходов, вид которых предусмотрен Федеральным классификаторным каталогом отходов за ко... 01 72 4 «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая габаритный)», и ежемесячно передавая к размещению, а именно захоронению указанные отходы, не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы ... года.
Действительно, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Соответственно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Однако, в соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об окружающей среде» платным является само негативное воздействие на окружающую среду (одним из которых является размещение отходов), а не хозяйственная деятельность, связанная с данным воздействием.
Таким образом, обязательство по плате за размещение отходов возникает у образователя отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей до 01.01.2015) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Из п.1 ст.18 указанного Федерального закона следует, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, образующим отходы.
Это положение также закреплено в приказе Минприроды России от ... ... «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
В свою очередь, в силу ст.210 ГК РФ именно собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом наличие договора на оказание услуг по транспортировке, размещению не является основанием для освобождения от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. При передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы к специализированной организации.
Таким образом, понятие «хранение отходов», являющемуся согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» частью понятия «размещение отходов», используется применительно к лицу, образовавшему их и передавшему на хранение, а не к лицу, оказавшему услугу по принятию отходов на хранение в рамках специализированной деятельности.
Материалами дела об административно правонарушении подтверждается факт осуществления ООО «ВКК-Коми» по адресу: ... деятельности по предоставлению денежных ссуд под залог недвижимого имущества (ОКВЭД 65.22.3). В свою очередь офисная деятельность влечёт образование отходов, вид которых предусмотрен Федеральным классификаторным каталогом отходов за ко... ... «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая габаритный)».
Соответственно ООО «ВКК-Коми» должно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, как лицо образовавшее отходы в результате своей деятельности и передавшее эти отходы на хранение, которые в свою очередь оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
При этом также материалами дела подтверждается, что передавая к размещению, а именно захоронению указанные отходы, ООО «ВКК-Коми» не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы ... года.
Учитывая изложенное, старший государственный инспектор Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г.Воркуты с подчинённой ему территорией М.А. обоснованно привлекла должностное лицо – директора ООО «ВКК-Коми» Д.В. к административной ответственности по 8.41 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере ... руб. назначено в пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении Д.В. к административной ответственности не допущено, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
При таком положении обжалуемое постановление, а также представление ... Вор-эк об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от ... являются обоснованными и законными, оснований для их отмены нет. Руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление о назначении административного наказания ... Вор-эк от ... о привлечении должностного лица ООО «ВКК-Коми» Д.В. к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ, представление ... Вор-эк об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от ..., вынесенных старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г.Воркуты с подчинённой ему территорией М.А. – оставить без изменения, жалобу Д.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Мицкевич