24RS0060-01-2022-000607-26
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2022 года г.Бородино
Бородинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Фоменко А.А.,
при секретаре Табакаевой О.А.,
с участием помощника прокурора г.Бородино Красноярского края Михайлова А.Н.,
представителя истца – адвоката Куприенко М.А., действующей на основании удостоверения № и ордера № от 20.07.2022,
третьего лица Казанцевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцевой Елены Валентиновны к Казанцеву Виктору Петровичу о признании отсутствующим права на выплату единовременного пособия и страховых выплат,
У С Т А Н О В И Л :
Казанцева Е.В. обратилась в Бородинский городской суд Красноярского края с иском к Казанцеву В.П. о признании отсутствующим права на выплату единовременного пособия и страховых выплат, мотивируя тем, что истец состояла в зарегистрированном браке с ответчиком с 11.07.1996, в период брака ДД.ММ.ГГГГ родился сын К.С.В.
Совместная жизнь с Казанцевым В.П. не сложилась и в мае 1999 года истец и ответчик стали проживать раздельно, ребенок остался проживать с истцом.
Решение о лишении родительских прав Казанцева В.П. не принималось, однако ответчик проживал отдельно от сына, его судьбой не интересовался, материальной помощи на содержание не оказывал, участия в воспитании не принимал. Алименты на содержание ребенка, которые были взысканы с Казанцева В.П. судебным приказом Рыбинского районного суда Красноярского края от 01.06.1999, ответчик не выплачивал.
28.04.2022 в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части № при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, ЛНР и ДНР погиб сын истца и ответчика К.С.В.
Считает необходимым лишить отца – Казанцева В.П. права на получение единовременной выплаты и страховой суммы в связи с гибелью сына – К.С.В., при исполнении обязанностей военной службы, поскольку Казанцев В.П. участия в воспитании и содержании сына не принимал, ненадлежащим образом исполнял обязанности родителя.
Просит признать отсутствующим право Казанцева В.П. на получение страховых выплат и единовременного пособия в связи со смертью военнослужащего К.С.В., погибшего ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы по контракту при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, ЛНР и ДНР.
Истец Казанцева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, воспользовалась своим правом ведения дела через представителя.
Представитель истца Куприенко М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по воспитанию ребенка.
После расторжения брака, с ребенком связь не поддерживал, не встречался с ним, подарки на дни рождения не дарил, алименты продолжительное время не платил, в связи с чем, образовалась задолженность по алиментам. Когда К.С.В. учился в школе г.Бородино, то он проживал у сестры ответчика, ответчик проживал по другому адресу, материально не обеспечивал, морально не поддерживал. После смерти К.С.В., ответчик на его похороны не приезжал, финансово в организации похорон не участвовал.
Ответчик Казанцев В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Третье лицо Казанцева Н.В. в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с требованиями истца согласилась, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что состояла в зарегистрированном браке с К.С.В. с 2020 года, проживали в Ростовской области, от брака имеется малолетний ребенок. Ответчик с ее мужем не общались, родственных отношений между ними не было. К.С.В. приезжал к матери, но с отцом не встречался и не общался.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца и ответчика.
Заслушав представителя истца, третье лицо, допросив явившихся свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Казанцев В.П. и Казанцева Е.В. с 11.07.1996 состояли в зарегистрированном браке, который расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка №17 г.Бородино Красноярского края от 02.08.2010.
Казанцев В.П. и Казанцева Е.В. являются родителями К.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии IV-БА № от 23.06.2022 (повторное).
На основании судебного приказа от 01.06.1999, выданного Рыбинским районным судом Красноярского края с Казанцева В.П. в пользу Казанцевой Е.В. взысканы алименты на содержание сына К.С.В. в размере 1/4 части всех видов заработка, ежемесячно, начиная с 25.05.1999 и до его совершеннолетия.
Согласно постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Бородино о расчете задолженности по алиментам от 30.04.2013, по состоянию на 01.03.2013 задолженность Казанцева В.П. по алиментам составила 420542,60 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ К.С.В. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии III-БА № от 23.06.2022 (повторное).
Согласно извещения военного комиссара городов Заозерный и Бородино Рыбинского района Красноярского края от 14.06.2022 смерть К.С.В. наступила в период прохождения им военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы при выполнении задач специальной военной операции на территориях Украины, ЛНР и ДНР.
Согласно справки УПП ОУУП и ПДН ОП МО МВД России «Бородинский» от 20.07.2022, К.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 2006 года по 2014 год проживал с матерью Казанцевой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>.
Согласно справки директора СОШ № <адрес>, К.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучался с 07.09.2004 по 26.08.2005 в СОШ № <адрес> (приказ о выбытии № от 26.08.2005).
Разрешая вопрос о наличии у ответчика Казанцева В.П. права на получение единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы сына К.С.В. суд учитывает следующее.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 969 ГК РФ определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации".
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 руб.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ).
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статья 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 года N16-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате, в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его смертью.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае смерти военнослужащего, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N44).
В соответствии со статьей 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его смертью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Допрошенные в судебном заседании свидетели М.Ю.А., Л.О.В., К.Т.Н., С.Н.В. в судебном заседании подтвердили, что Казанцев В.П. участия в жизни погибшего сына К.С.В., не принимал, с ним не общался, материальной, моральной поддержки не оказывал, на похороны не приезжал, денежных средств на погребение не передавал.
Свидетель К.В.Н., в судебном заседании пояснил, что приходится истцу Казанцевой Е.В. отцом. Казанцева Е.В. развелась с ответчиком, когда внуку К.С.В. было три года. Внук К.С.В. с отцом отношений не поддерживал, не общался.
Указывает, что ответчик злоупотреблял алкоголем, имел задолженность по алиментам, ребенка с днем рождения не поздравлял, подарки не дарил, домой к себе не забирал, его жизнью не интересовался.
Судом установлено, что Казанцев В.П. участия в жизни и воспитании сына К.С.В. не принимал, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, материально не помогал, алименты на его содержание не выплачивал, что подтверждается постановлением о расчете задолженности по алиментам, меры для создания ребенку условий жизни, необходимых для развития не предпринимал.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что между ответчиком Казанцевым В.П. и сыном К.С.В. фактических семейных и родственных связей не имелось.
Довод ответчика о том, что он выплачивал алименты на содержание сына К.С.В., что подтверждается кассовыми чеками денежных переводов на имя Казанцевой Е.В., судом принят во внимание, однако суд приходит к следующему.
Согласно постановлениям о расчете задолженности по алиментам от 19.10.2012 и 30.04.2013 следует, что ответчик имел задолженность по алиментным обязательствам в размере 420542,60 рубля, следовательно перечисление денежных средств на имя истца в размере 1000 рублей каждый месяц не может являться соразмерным относительно имеющейся задолженности, учитывая так же не представление в материалы дела ответчиком доказательств оказания иной помощи ребенку, в том числе материальной.
Более того, судом установлено, что Казанцев В.П. не принимал какое-либо участие в воспитании сына, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не предпринимал какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, не имел фактических семейных связей с сыном.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик Казанцев В.П. уклонился от выполнения обязанностей родителя, в связи с чем, утратил право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, в связи с чем, исковые требования Казанцевой Е.В. к Казанцеву В.П. о признании отсутствующим права на выплату единовременного пособия и страховых выплат являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Казанцевой Елены Валентиновны - удовлетворить.
Признать отсутствующим право Казанцева Виктора Павловича на получение страховых выплат и единовременного пособия в связи со смертью военнослужащего К.С.В., погибшего ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части № при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий-судья А.А.Фоменко
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2022 года