Дело № Председательствующий ФИО4
Апелляционное определение №
21 сентября 2023 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
Председательствующего ФИО11
судей ФИО10 и ФИО14,
при секретаре судебного заседания ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО3 и ФИО2 к отделению Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес> и отделению Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО3 и ФИО2 обратились в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование искового заявления указано, что они с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работают в системе Государственной противопожарной службы МЧС РФ по РИ. Как лица, являющиеся сотрудниками Государственной противопожарной службы, они обратились с заявлениями о назначении пенсии в отделение <адрес> и <адрес> ГУ-ОПФР по <адрес>, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением отделения им было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого льготного стажа. Отказ в назначении досрочной страховой пенсии считают неправомерным на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
Просят обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> назначить досрочную пенсию по старости с даты, первоначального обращения: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (отделение Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес>) ФИО7, полагая решение незаконным и необоснованным, просит его отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов ФИО8 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия перешла рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлекла к участию в деле в качестве соответчика отделение Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес>.
Истцы и представитель отделения Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес>, извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив доводы искового заявления, материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав мнения представителя истцов ФИО8, поддержавшего исковые требования, представителя ответчика ФИО9, просившего отказать в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, 07.04.2021г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, в целях реализации права на досрочную пенсию, на основании № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», обратились с заявлениями о назначении пенсии в отдел ПФР в <адрес>, о чем ими было получено соответствующее уведомление.
По результатам рассмотрения обращений решением отдела ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 было отказано в установлении пенсии, указав в качестве причины отказа, что нет права на досрочную страховую пенсию, в связи с отсутствием требуемого льготного стажа (25 лет), а имеющийся льготный стаж составляет 24 года.
ФИО2 и ФИО3 ответы о результатах рассмотрения их обращений не предоставлены и пенсия не назначена.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с жалобами в вышестоящий орган, в ГУ ОПФР по РИ, указав, что у них имеются все основания для назначения пенсии и согласно справкам работодателя их трудовой стаж превышает требуемые законом 25 лет.
Однако ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОПФР по РИ рассмотрев обращения, отказало с мотивировкой, что нет требуемого льготного стажа.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список, утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно- спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 4 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, подлежащую созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно- спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно- спасательные формирования, (ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
Приказом МВД Ингушской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № была сформирована противопожарная аварийно-спасательная служба МВД Ингушской Республики.
Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом МВД Ингушской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № противопожарная аварийно-спасательная служба МВД Ингушской Республики преобразована в отдел Государственной противопожарной службы МВД Ингушской Республики (с ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом МВД РИ от ДД.ММ.ГГГГ № создано Управление Государственной противопожарной службы МВД РИ (с 01.07.1999г.).
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Указом Президента РИ от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Государственной противопожарной службы МВД РИ преобразовано в Управление Государственной противопожарной службы МЧС РИ (с 01.01.2002г.).
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ создано Государственное учреждение «Центр управления силами ФПС по <адрес>» - федеральный бюджет (с ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом МЧС России от 31.12. 2004 № и постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № создано Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>» - местный бюджет (с ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>» ликвидировано, личный состав уволен с переводом в Государственное учреждение «Центр управления силами ФПС по <адрес>» - федеральный бюджет (с 01.01. 2009 г.).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Центр управления силами ФПС по <адрес>» переименовано в Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по <адрес> - федеральный бюджет (с 25.12.2009г.).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Центр управления в кризисных учреждениях МЧС России по <адрес>» было переименовано в федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по <адрес>» - Федеральный бюджет (с 01.01.2012г.).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке создания реорганизации создано федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республики Ингушетия» - федеральный бюджет (с 06.03.2013г.).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Северо-Кавказском федеральном округе» федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республики Ингушетия» ликвидировано 31.12.2019г., правопреемником учреждения стало Главное управление МЧС России по <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что истцы по настоящее время работают в системе Государственной противопожарной службы МЧС РФ по РИ.
Так, ФИО1 работает с ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях: первая должность – водитель 3 класса, последняя должность - водитель пожарного автомобиля; ФИО2 с 30.04.1993г., первая и последняя должность - пожарный; ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, первая должность – пожарный, последняя должность - диспетчер пожарной связи.
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также аналогичными нормами п. 1.1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного приказом Министерства соцобеспечения РСФСР №, п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ №п, а основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка, а кроме того, справка работодателя, уточняющая льготный характер работы.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работает в федеральном государственном казенном учреждении «1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» в производствах и должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, составляет 26 лет 09 месяцев 29 дней.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работает в 2 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по РИ в производствах и должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, составляет 28 лет 03 месяца 2 дня.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работает в 2 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по РИ в производствах и должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, составляет 27 лет 03 месяца 28 дней.
Справки даны на основании: трудовая книжка, приказы о приеме, перемещении, штатное расписание, комплексные ведомости, табели учета рабочего времени.
Как видно из справок должности в спорные периоды, в которых работали истцы, наименование, должностные и профессиональные обязанности, а также суть выполняемой им работы оставались неизменными.
На дату первоначального обращения в отдел ПФР в <адрес> стаж ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ) составлял 25 лет 3 месяца 18 дней, ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) - 28 лет 4 дня, ФИО3 (27.11.2019г.) - 25 лет 7 месяцев 23 дня, что в силу приведенных выше положений Закона, а именно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» является достаточным для назначения досрочной пенсии.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о назначении досрочной пенсии.
Ввиду того, что судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ФИО1, ФИО3 и ФИО2 удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Исковое заявление ФИО1, ФИО3 и ФИО2 к отделению Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес> и отделению Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии, удовлетворить.
Обязать отделение Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес> и отделение Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО1, ФИО3 и ФИО2 трудовую пенсию досрочно с даты обращения, то есть ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО10