Дело № 2-311/2024 (2-2221/2023)
УИД 03RS0011-01-2023-002945-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года город Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сираевой И.М.,
при секретаре Григорьевой Н.Н.,
с участием ответчика Николаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление АО «Ермаковское предприятие по ремонту скважин» к Николаеву Владимиру Андрияновичу о взыскании затрат, понесенных работодателем на обучение работника,
УСТАНОВИЛ:
АО «Ермаковское предприятие по ремонту скважин» обратилось в суд с иском к Николаеву Владимиру Андрияновичу о взыскании затрат, понесенных работодателем на обучение работника, указав, что 15.11.2021 ответчик принят к истцу на работу на должность бурильщика капитального ремонта скважин 6 разряда Мессояхского проекта/Тюменское управление на основании трудового договора № 89619 и приказа о приеме на работу № ТУ00638. В соответствии с ученическим договором на профессиональное обучение работника с отрывом от производства от 15.11.2021 года Николаев В.А. проходил обучение в негосударственном образовательном частном учреждении дополнительного профессионального образования «ИнТех» НОЧУ ДПО от по курсу «Контроль скважины. Управление скважиной при ГНВП (газо-нефте-водопроявлениях) в процессе текущего и капитального ремонта скважин».
Стоимость обучения, оплаченная истцом, составила 42 000 (Сорок две тысяч) рублей, что подтверждается платежным поручением № 24454 от 18.11.2021 об оплате услуг образовательного учреждения.
В соответствии с п. 2.2.2 ученического договора работник обязан проработать после окончания обучения не менее 2 (двух) лет либо возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Ответчик окончил обучение 21.11.2021, что подтверждается выпиской из протокола № 40. 29.12.2022 ответчик был уволен по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, то есть ранее обусловленного ученическим договором срока и без уважительных причин. При увольнении ответчика АО «Ермаковское предприятие по ремонту скважин» осуществило частичное удержание стоимости обучения по заявлению ответчика, с соблюдением требований ст. 138 ТК РФ в сумме 4 400 (четыре тысячи четыреста) рублей. Заключая ученический договор за счет средств работодателя, работник добровольно принял на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст.249 ТК РФ).Истец просит взыскать с ответчика в пользу истца сумму затрат, понесенных истцом на обучение работника, в размере 14 850 (четырнадцать тысяч восемьсот пятьдесят) тысяч руб.
Истец АО «Ермаковское предприятие по ремонту скважин» на судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик Николаев В.А. на судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в июле 2023 года получил травму – <данные изъяты>, в связи с чем ему была выдана справка о легком труде. По приезду на вахту он не был допущен к работе, его отправили домой. До декабря 2022 года он находился на больничном, также, чтоб не выходить на работу был отправлен в отпуск в октябре. Учитывая указанные обстоятельства он вынужден был уволиться, чтобы найти работу по состоянию здоровья.,
Суд, заслушав ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса РФ. Так, ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть первая статьи 200 Трудового кодекса РФ).
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (статья 205 Трудового кодекса РФ).
В силу статьи 206 Трудового кодекса РФ условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Частью первой статьи 207 Трудового кодекса РФ определено, что лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В соответствии с частью второй статьи 207 Трудового кодекса РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором (статья 208 Трудового кодекса РФ).
Статьей 249 Трудового кодекса РФ установлено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.07.2010 № 1005-О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин. Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.
Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса РФ. Частью первой данной статьи определено, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.
Согласно статье 248 Трудового кодекса РФ (порядок взыскания ущерба) взыскание работодателем суммы причиненного ущерба производится с виновного работника.
Согласно части четвертой статьи 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Судом установлено, что приказом от 15.11.2021 № ТУ00638 Николаев В.А. принят на должность бурильщика капитального ремонта скважин 6 разряда в АО «Ермаковское предприятие по ремонту скважин» с 16.11.2021.
15.11.2022 между сторонами заключен ученический договор, согласно которому, работодатель направляет ученика на обучение по курсу «Контроль скважины. Управление скважиной при ГНВП при Т и КРС» по очной форме обучения удаленным доступом на платформе Zoom.
Пунктом 2.2.2 договора предусмотрено, что по окончании обучения работник обязан отработать у работодателя не менее двух лет.
Пунктом 2.2.3 договора, установлено, что работник обязан возместить работодателю денежные средства, перечисленные работодателем в случае увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим договором срока обязательной работы, а также за нарушение трудовой дисциплины, совершение других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы. Размер возмещения устанавливается пропорционально отработанному времени.
Приказом от 26.12.2022 № ТУ643 трудовой договор с ответчиком расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работника
Из материалов дела следует, что ответчик, досрочно прекратив с истцом трудовые отношения, не возместил расходы, затраченные на его обучение, что привело к уменьшению наличного имущества работодателя и по своей правовой природе является его материальным ущербом.
Следовательно, взыскание с работника затраченной на его обучение денежной суммы возможно исключительно с соблюдением требований законодательства о материальной ответственности работника.
Главой 39 Трудового кодекса РФ "Материальная ответственность работника" определены условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, в том числе и пределы такой ответственности.
Согласно части первой статьи 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
В силу части первой статьи 247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
В соответствии с частью второй статьи 247 Трудового кодекса РФ истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном данным кодексом (часть третья статьи 247 ТК РФ).
Из приведенных правовых норм трудового законодательства следует, что необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным ущербом, вина работника в причинении ущерба.
При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Как указано в пункте 5 Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 5 декабря 2018 года, до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку, истребовать от работника (бывшего работника) письменное объяснение для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
Бремя доказывания соблюдения порядка привлечения работника к материальной ответственности законом возложено на работодателя.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность работодателя в рамках установления размера ущерба и причин возникновения ущерба провести соответствующую проверку и истребовать у работника, в том числе бывшего, объяснения по факту материального ущерба.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о соблюдении истцом процедуры привлечения Николаева В.А. к материальной ответственности: проверка в целях установления размера причиненного ущерба не проводилась, объяснения по факту ущерба от ответчика не истребовались, причины досрочного прекращения трудовых отношений не оценивались.
При этом, как следует из представленных стороной ответчика и истребованных судом доказательств 10.07.2022 Николаев В.А. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> <данные изъяты>. 09.09.2022 врачебной комиссией Николаеву В.А. выдана справка о том, что ему по состоянию здоровья противопоказаны тяжелый физический труд, подъем и перемещение тяжестей, нагрузки на правую верхнюю конечность с 22.09.2022 по 22.10.2022.
В период с 10.07.2022 по 20.07.2022, 21.07.2022 по 18.08.2022, 19.08.2022 по 09.09.2022, с 09.11.2022 по 16.12.2022, 17.12.2022 по 30.12.2022 Николаеву В.А. были открыты листки нетрудоспособности в связи с полученной травмой.
Как следует из пояснений истца, в сентябре 2022 года он выехал на вахту, предъявил работодателю справку и был направлен домой в связи с отсутствием работы, отвечающей его состоянию здоровья.
Учитывая, что профессия бурильщика подразумевает преимущественно физический труд, увольнение работника по собственной инициативе при наличии заболевания, препятствующему осуществлению профессиональной деятельности, не свидетельствует об отсутствии уважительности причины расторжения трудового договора.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░
░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.03.2024