дело № 2-1404/2023
УИД 16RS0044-01-2023-001879-87
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 декабря 2023 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ахмеровой Г.С.,
при секретаре судебного заседания Козиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в ФИО3, ФИО3, Алексеевском, ФИО3 <адрес>х к индивидуальному предпринимателю ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц о признании действий противоправными,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в ФИО3, Алексеевском и ФИО3 <адрес>х обратился в суд с иском к ИП ФИО1 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании действий противоправными, выразившихся в том, что в торговой лавке «Табак», расположенной по адресу: <адрес>И, <адрес>В, осуществляется розничная торговля табачной продукции открытой выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, с возложением обязанности по соблюдению обязательных требований установленных частью 4 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
В обоснование требований указано, что в ТО Управления Роспотребнадзора поступили материалы из отдела МВД России по ФИО3 <адрес> (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ), обращение (рег. № от ДД.ММ.ГГГГ), однако основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий отсутствовали, поскольку в обращениях не содержалось исключительных оснований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для их проведения. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> ИП ФИО1 объявлено предостережение о недопустимости нарушения указанных требований законодательства. Демонстрация табачных изделий в торгом зале, неопределенному кругу потребителей, в том числе несовершеннолетним, побуждает их к потреблению и употреблению табачной продукции или никотиносодержащей продукции, в связи с чем табачные изделия в табачной лавке «Табак» не могут находиться в продаже открытой выкладкой. ИП ФИО2, осознавая противоправный характер своих действий, предвидела возможность наступления последствий своего действия, однако, не предприняла попытки предотвратить его.
Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в ФИО3, ФИО3, Алексеевском, ФИО3 <адрес>х на судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик ИП ФИО2 на судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Изучив в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других ниц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ гола № «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по <адрес> – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальный органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Частью 7 статьи 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Статья 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» установлено, что орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
По нормам части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
С целью обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан законодатель установил определенные ограничения при осуществлении деятельности по продаже табачной продукции.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
Согласно частям 4 и 5 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах и устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> отделом МВД России по ФИО3 <адрес> по подведомственности направлен материал проверки (КУСП 12742 от ДД.ММ.ГГГГ) по факту отсутствия уголка потребителя и продажи продукции открытой выкладкой в магазине «Табак», расположенного по адресу: <адрес>И.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> ответчику объявлено предостережение о недопустимости нарушения указанных требований №-з, которое ею получено в тот же день, что подтверждается подписью.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> отделом МВД России по ФИО3 <адрес> направлен проверочный материал (КУСП 7529 от ДД.ММ.ГГГГ) по сообщению ФИО4 по факту о продаже табака открытой выкладкой, отсутствия прайс листа в магазине «Табак», расположенного по адресу: <адрес>В.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> ответчику объявлено предостережение о недопустимости нарушения указанных требований №-з, которое ею получено в тот же день, что подтверждается подписью.
Таким, образом, ИП ФИО2 осуществляла розничную торговлю никотиносодержащей и табачной продукции, устройства для потребления никотиносодержащей продукции в магазине «Табак» в открытой выкладке с демонстрацией таковой, что не соответствует действующему законодательству.
ИП ФИО2, осознавая противоправный характер своих действий, предвидела возможность наступления последствий своего действия, не предприняла попытки предотвратить его.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие исковые требования. Оснований полагать, что неисполнение законодательства вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля нарушителя, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Поскольку деятельность ответчика нарушает требования закона, направленного на нарушение прав потребителей в части реализации никотиносодержащей и табачной продукции, что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе противоречит интересам населения, в связи с чем, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в ФИО3, Алексеевском, ФИО3, ФИО3 <адрес>х удовлетворить.
Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 165203591782) в отношении неопределенного круга потребителей по нарушению требований части 4 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», выразившиеся в розничной торговле табачной и никотинсодержащей продукции с открытой выкладкой и демонстрацией продукции.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН 165203591782) обязанность устранить нарушения требований части 4 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» – исключить реализацию розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукции с открытой выкладкой и демонстрацией продукции в торговом объекте.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 165203591782) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья Ахмерова Г.С.
Секретарь ФИО6
Мотивированное заочное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник данного документа находится в деле № и хранится в ФИО3 городском суде Республики Татарстан.