Дело № 2-2551/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2018 года г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Половинко Н.А.,
при секретаре Кособоковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Николаевой Елизаветы Васильевны к ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы об отмене приказа и протокола, взыскании невыплаченного денежного содержания,
УСТАНОВИЛ:
Николаева Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, указав, что истец находилась на федеральной государственной гражданской службе в ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы в должности главного государственного налогового инспектора отдела выезных проверок с момента образования налоговой службы. На основании ее заявления и приказа № 01-2-04/32 от 28 апреля 2018 года служебный контракт с ней был расторгнут, истец была освобождена от должности федерального государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на государственную пенсию, с ней был произведен расчет. В конце июле текущего года истцу стало известно, что сотрудникам ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы выплачены средства материального стимулирования за первый квартал 2018 года. Однако ей материальное стимулирование за указанный период не выплачено, тогда как остальные сотрудники ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, в том числе и сотрудники отдела выездных проверок где она работала получили сумму материального стимулирования. Эти средства материального стимулирования были выплачены за первый квартал 2018 года, то есть за период, который истец отработала полностью. Приказа на лишение истца материального стимулирования не было, к дисциплинарной ответственности она не привлекалась. К своим трудовым обязанностям относилась добросовестно, никаких замечаний по работе, докладных на имя начальника в отношении нее не поступало. Кроме того, причина ее увольнения является уважительной. В случае продолжения работы в ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы истец имела право на получение средств материального стимулирования за первый квартал 2018 года. В адрес ответчика 01.08.2018г. истцом было направлено заявление о выплате ей средств материального стимулирования за первый квартал 2018г. ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы письмом № 01-3-08/25426 от 30.08.2018г. отказала в выплате средств материального стимулирования за 1 квартал 2018г. Истец считает, что и.о. начальника ФНС и комиссия без объяснения причин отказала ей в выплате СМС. В связи с неправомерным отказом в выплате истцу СМС она переживала, то есть испытывала нравственные страдания, что отразилось на ее здоровье и она заболела, в сентябре месяце она находилась на лечение в дневном стационаре. На основании изложенного, истец просит отменить приказ Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы о материальном стимулировании за 1 квартал 2018г., признать недействительным протокол Комиссии по оценке эффективности деятельности ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы за 1 квартал 2018г., взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченные средства материального стимулировании за 1 квартал 2018 г. в размере 41 500 руб., взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
В ходе рассмотрения дела истец Николаева Е.В. уточнила исковые требования и просила суд отменить приказ Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы о материальном стимулировании за 1 квартал 2018г., признать недействительным протокол Комиссии по оценке эффективности деятельности ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы за 1 квартал 2018г.; взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченные средства материального стимулирования за 1 квартал 2018 г. в размере фактически оплаченным средствам материального стимулирования главным государственным налоговым инспекторам отдела выездных проверок, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Истец Николаева Е.В. в судебном заседании требования поддержала, указав на доводы изложенные в иске, в дополнениях пояснила, что СМС начисляются при условии достижения налоговым органом соответствующих показателей. Эти показатели включают и показателя работы отдела выездных налоговых проверок, где работал истец. В соответствии с пунктом 5.4 Методики оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС, материальное стимулирование за расчетный период с учетом фактически отработанного времени осуществляется и в отношении сотрудников, увольнение которых произошло по причине выхода на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии в с медицинскими и другим уважительным причинам. Таким образом Приказ ФНС и Методика предусматривают выплату средств материального стимулирования не только работающим сотрудникам налоговых органов, но и в отношении сотрудников, уволенных по уважительной причине.
Представители ответчика ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы по доверенности Яценко Л.Г. и Косухина Е.Г. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований указав, что выплата средств материального стимулирования за 1 квартал 2018г. истцу не производилась, поскольку Николаева Е.В. уволена из налоговых органов после расчетного периода, до выплаты материального стимулирования и приказом инспекции от 27.07.2018г. № 01-1-05/9 дсп выплата средств материального стимулирования Николаевой Е.В. не предусмотрена, в связи с чем, указанная премия ей не выплачивалась.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что приказом Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Пензы от 05 февраля 2002 г. № 8-к Николаева Елизавета Васильевна принята на работу на должность федеральной государственной службы главного государственного налогового инспектора отдела контроля налогообложения физических лиц Инспекции, приказом Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Пензы от 27 октября 2003 г. № 42-к Николаева Е.В. переведена на должность федеральной государственной службы главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок № 2 Инспекции.
На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от 29 ноября 2004 г. № АБ-04-04/2 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Пензы реорганизована путем преобразования в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (далее - Инспекция).
Приказом Инспекции от 07 февраля 2005 г. № 5-к Николаева Е.В. переведена на должность федеральной государственной гражданской службы главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Инспекции.
Приказом Инспекции от 28 апреля 2018 г. № 01-2-04/32 заключенный с Николаевой Е.В. служебный контракт был расторгнут 28 апреля 2018 г., Николаева Е.В. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на пенсию (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Указанное подтверждается записями в трудовой книжке Николаевой Е.В.
В соответствии с решением Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России (протокол от 28.06.2018 № 6дсп), приказом УФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 26.07.2018г. № 01-05/11дсп «О материальном стимулировании за 1 квартал 2018 года» и на основании решения Комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 27.08.2018г. №8 дсп приказано: 1. установить размеры премирования федеральных государственных гражданских служащих структурных подразделений инспекции за 1 квартал 2018г. согласно приложению к настоящему приказу. 2. произвести выплату федеральным гражданским служащим в соответствии с п. 1 данного приказа в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на материальное стимулировании федеральных государственных гражданских служащих ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы за 1 квартал 2018г.
Обращаясь в суд с иском, Николаева Е.В. указала, что средства материального стимулирования за первый квартал 2018г. она не получала.
01.08.2018 г. истцом в адрес ответчика было направлено заявление о выплате ей средств материального стимулирования за первый квартал 2018г.
Письмом № 01-3-08/25426 от 30.08.2018г. ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы сообщило следующее: «В соответствии с Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материального стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России суммы материального стимулирования гражданским служащим определяются начальником отдела налогового органа, в составе которого работает гражданский служащий, исходя из определенных сумм материального стимулирования и критериев оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик работы субъекта стимулирования, представляются в комиссию по оценке эффективности деятельности налогового органа и утверждается руководителем (начальником) исполняющим обязанности руководителя (начальника) соответствующего налогового органа.
Решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом отработанного времени принимает руководитель (начальник) исполняющий обязанности руководителя (начальника) соответствующего налогового органа.
Комиссия по оценке эффективности структурных подразделений ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы в силу предоставленных ей полномочий приняла решение не выплачивать истцу средства материального поощрения за 1 квартал 2018года».
В свою очередь истец считает, что и.о. начальника ФНС и комиссия без объяснения причин отказала ей в выплате СМС.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 вышеуказанного Закона).
К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах … ; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебным контрактом №31 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Федеральной налоговой службе от 22.08.2005г. Николаевой Е.В. было установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 2097 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 799,20 руб.; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданкой службы РФ в размере 90 процентов этого оклада; премии за выполнение особых важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Выплата средств материального стимулирования осуществляется в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от т 17 октября 2007 г. N 90н
"Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы".
Порядок осуществления материального стимулирования разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка осуществления материального стимулирования).
Судом установлено, что материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка осуществления материального стимулирования, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего(пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования). Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов (пункт 4 Порядка осуществления материального стимулирования).
Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России определяется протоколами заседаний Комиссии ФНС России по оценке эффективности детальности территориальных органов ФНС России.
Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России создана и осуществляет свои полномочия на основании приказа ФНС России от 07.05.2014 № ММВ-8-1/21дсп. Комиссия по оценке эффективности деятельности структурных подразделений ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы создана и осуществляет свои полномочия на основании приказа ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы от 18.06.2014 № 01-1-04/2дсп.
Решением Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, оформленным протоколом от 28 июня 2018 года №6 дсп, определен Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 1 квартал 2018 года, согласно которому: материальное стимулирование (далее - МС), осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в 2018 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России; МС не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России (далее - гражданский служащий); материальное стимулирование гражданских служащих производится в пределах доведенных до конкретного налогового органа средств материального стимулирования; решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель (начальник) (исполняющий обязанности руководителя (начальника) соответствующего налогового органа.
Из служебной записки начальника отдела выездных проверок ФИО7 от 27.07.2018 года в комиссию по оценке эффективности деятельности ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы следует, что он не просил рассмотреть вопрос о выплате материального стимулирования истцу Николаевой Е.В.
Комиссией по оценке эффективности деятельности структурных подразделений ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы (протокол заседания №8дсп от 27.07.2018) рассмотрены предложения о суммах материального стимулирования сотрудников отделов, произведен расчет сумм средств материального стимулирования за 1 квартал 2018 г., суммы представлены на утверждение начальника инспекции; при этом в отношении Николаевой Е.В., уволенной из налоговых органов после расчетного периода до выплаты СМС, принято решение не производить выплату средств материального стимулирования на основании п. 2.3 Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 1 квартал 2018 года. Выплата средств материального стимулирования Николаевой Е.В. за 1 квартал 2018 года приказом Инспекции от 27.07.2018 № 01-1-05/9дсп не предусмотрена, в связи с чем, указанная премия ей не выплачивалась.
Как установлено в судебном заседании, 28.04.2018 г. ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы служебный контракт с Николаевой Е.В. расторгнут по собственной инициативе, истец освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы 28.04.2018 на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судом установлено, что при увольнении 28.04.2018 года Николаевой Е.С. был полностью произведен и перечислен окончательный расчет денежного содержания, что не оспаривается сторонами. Также средства материального стимулирования выплачены работающим сотрудникам отдела выездных налоговых проверок по состоянию на 27.07.2018 года в Инспекции с целью стимулирования качественно исполнять свои должностные обязанности.
Таким образом, суд считает доводы истца Николаевой Е.С. о необходимости выплаты средств материального стимулирования работникам отдела выездных проверок в должности главного государственного налогового инспектора является несостоятельными, поскольку порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 N 90н, в соответствии с которым материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка осуществления материального стимулирования, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего (пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования), решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов (пункт 4 Порядка осуществления материального стимулирования).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что сумма материального стимулирования не входит в систему оплаты труда и не является обязательной к выплате. Указанная мера направлена на побуждение сохранения трудовых отношений в системе налоговых органов и повышение качества и производительности труда, кроме того, до 27.07.2018 (заседание Комиссии УФНС России по Пензенской области по оценке эффективности деятельности) истица уволилась с государственной гражданской службы и с ней был произведен полный расчет при увольнении.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что выплата средств материального стимулирования, требуемая истцом, в качестве обязанности на работодателя не возложена, и является его правом, законодательством не предусмотрен конкретный размер материального стимулирования, подлежащий выплате государственному служащему, и периодичность выплат.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные выше правовые нормы, суд считает необходимым исковые требования Николаевой Е.В. к ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы об отмене приказа и протокола, взыскании невыплаченного денежного содержания оставить без удовлетворения.
Требования истца Николаевой Е.В. о взыскании компенсации морального вреда также подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░