К делу № 2а-718/2020

УИД: 23RS0003-01-2020-001740-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.-к. Анапа                                                                          «04» августа 2020 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Салий О.Г.

при секретаре Труновой Т.Г.

с участием представителей истца Н.М.В., действующей по доверенности 000 от 00.00.0000

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края к Комаров А.А. о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании пени по страховым взносам на ОБМС, пени по страховым взносам на выплату страховой пенсии, пени по страховым взносам на выплату накопительной пенсии

У С Т А Н О В И Л

ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комаров А.А. о взыскании пени по страховым взносам на ОБМС, пени по страховым взносам на выплату страховой пенсии, пени по страховым взносам на выплату накопительной пенсии 9465 рублей 41 копейку,о взыскании задолженности, просит суд взыскать с Комара А.А. недоимки по:

- пени но страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 00.00.0000 в размере 3192,01 руб.,

- пени но страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 00.00.0000) в размере 4707 руб.,

- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 00.00.0000) (перерасчеты, недоимка и задолженность но соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 1566,40 руб., всего на общую сумму 9465, 41 рублей.

Требования мотивированы тем, что налоговый орган на основании переданной Пенсионным Фондом информации выявил у Комарова А.А. сумму задолженности по пени по страховым взносам в размере 29793,41 рублей и направил требования от 00.00.0000 000,от 00.00.0000 000,от 00.00.0000 000 однако до настоящего времени налогоплательщик свою обязанность не исполнил, в связи с чем административный истец вынужден обратиться в суд. Также просит восстановить срок на подачу административного искового заявления.

Представитель административного истца ИФНС России по г-к Анапа по доверенности Н.М.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Комаров А.А. в судебноезаседание не явился, в представленном в суд заявлении административное исковое заявление не признал, просила в удовлетворении требований отказать, применить последствия пропуска срока исковой давности, дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Комаров А.А. с 00.00.0000 по 00.00.0000 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя. На основании сведений Пенсионного Фонда ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края выявило у Комарова А.А. сумму задолженности по пени по страховым взносам в размере 29793,41рубля. Налогоплательщику направлено требованияот 00.00.0000 000,от 00.00.0000 000,от 00.00.0000 000, которые исполнены не было.

В связи с этим, 00.00.0000 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 г-к Анапы Краснодарского края о вынесении судебного приказа о взыскании с Комарова А.А. задолженности.00.00.0000 мировым судьей судебного участка № 1 г-к Анапы Краснодарского края вынесен судебный приказ о взыскании с Комарова А.А. задолженности по налогу с физических лиц в размере 48289 рублей 00 копеек, судебных расходов в размер 546,90 рублей.00.00.0000 на основании поданного Комаровым А.А. возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ по делу № 2а-1029/2019 отменен.

По данным ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края на 00.00.0000 за Комаровым А.А. числится задолженность на общую сумму 9465,41 рублей.

Исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, по причине пропуска налоговым органом, предусмотренного ст. 48 НК РФ, срока на обращение в суд. При разрешении вопроса пропуска срока исковой давности суд учитывает, что до 01 января 2017 года взыскание страховых взносов осуществлялось в сроки и порядке, установленные ст. 21 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пенсионным фондом и его территориальными органам, после 01 января 2017 года - в соответствии с Налоговым кодексом РФ - налоговыми органами.

В силу пп. «б» п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (действовавшего до 01 января 2017 года в период спорных правоотношений), Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статей 6, 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» плательщиками страховых взносов являются, в том числе индивидуальные предприниматели.

Обязанность по уплате страховых взносов у таких лиц возникает в силу факта приобретения статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с прекращением (приостановлением) данного статуса. При этом, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона Федерального закона).

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 ФЗ № 212).

Согласно ст. 25 указанного Федерального закона в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.

В силу ст. 22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» при наличии недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам в адрес плательщика страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Аналогичные положения предусмотрены статьями 57, 69, 70 Налогового кодекса РФ, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 00.00.0000.

При этом, по делам о взыскании обязательных платежей суд проверяет соблюдение налоговым органом сроков, установленных ст. 48 НК РФ, а также сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ, если их нарушение привело к принудительному взысканию обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом РФ.

Согласно ст. 19 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ, вступившем в законную силу 01 января 2017 года, передача органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Письмом ФНС России от 02 мая 2017 года № ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в пункте 1 статьи 19 ФЗ № 250 в налоговые органы в электронном виде.

Согласно пункту 5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденного Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации 22 июля 2016 года (№ ММВ-23-1/12@/ЗИ и № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П), срок представления Отделениями ПФР в Управления ФНС России сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01 января 2017 года с приложением разбивки сальдо на сумму задолженности и платежами за 4 квартал 2016 года, справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ установлен до 01 февраля 2017 года.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Материалами дела подтверждается, что требования об уплате налога от 00.00.0000 000,от 00.00.0000 000от 00.00.0000 № 000 налогоплательщику – 00.00.0000, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35344013365135.

Вместе с тем, учитывая, что законодателем был установлен срок для передачи информации о суммах недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов до 01 февраля 2017 года, то оценка несвоевременной передачи сведений, необходимых для осуществления налоговыми органами мероприятий по контролю за уплатой страховых взносов, как следствие ненадлежащей организации межведомственного взаимодействия и работы государственных органов, может повлечь нарушение прав административного ответчика, по отношению которого налоговый и пенсионный органы выступают на одной стороне.

Делая указанные выводы суд учитывает, что гражданин в публичных отношениях, связанных со взысканием обязательных платежей, является экономически более слабой и зависимой стороной и установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Административное судопроизводство в числе прочего основывается на равенстве всех перед законом и судом, а также состязательности и равноправии сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункты 2 и 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства РФ). Соблюдение указанного принципа - обязанность суда.

Таким образом, суд считает, что уважительных причин для пропуска срока принудительного взыскания по делу не установлено.

Учитывая изложенное, в настоящем деле суд считает возможным под днем выявления недоимки понимать следующий день после истечения срока исполнения обязанности территориальных органов пенсионного фонда по передаче сведений о задолженности по страховым взносам, имеющимся на 01 января 2017 года, то есть 02 февраля 2017 года.

При этом, день, следующий за днем уплаты страховых взносов, то есть 09 января 2017 года, не может рассматриваться как день выявления недоимки в данном случае, поскольку обязанность по передаче сведений могла быть исполнена по 01 февраля 2017 года; на 09 января 2017 года налоговые органы сведениями о наличии недоимки по страховым взносам не располагали.

Следовательно, требование об уплате страховых взносов, пени подлежало направлению ответчику в срок до 02 мая 2017 года (02 февраля 2017 года + 3 месяца). Учитывая день выставления требования об уплате страховых взносов и пени, оно было направлено ответчику с пропуском срока.

Между тем, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего платежа с налогоплательщика.

Федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, в п. 1 ст. 70 НК РФ установил только сроки направления требования налогоплательщику, иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Между тем, из разъяснений, данных Конституционным Судом РФ в определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, следует, что нарушение сроков, установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Также из правовой позиции, высказанной в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционным Судом РФ, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О Конституционный Суд РФ указал, что ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлении требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса РФ, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в ст.ст. 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены ст. 48 НК РФ.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п.п. 4, 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления и получения требования и минимального срока на исполнение требования, установленного п. 4 ст. 69 НК РФ.

Следовательно, в данном случае с учетом положений ст. 6.1 НК РФ предельный срок обращения в суд по взысканию налогу истекал 00.00.0000 (00.00.0000 + 3 месяца (срок для направления требованиям) + 6 рабочих дней+ 8 рабочих дней + 6 месяцев).

Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика страховых взносов и пени изначально подано мировому судье только 00.00.0000, то есть уже за пределами установленного законом срока.

Учитывая, что принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, требования налогового органа об уплате страховых взносов и пени удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд учитывает, что в силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

На основании пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В Письме Министерства финансов РФ от 29 октября 2008 года № 03-02-07/2-192 указано, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

При этом доказательств взыскания с Комарова А.А. названной недоимки в установленном законом порядке или ее добровольной уплаты налоговым органом не представлено, в то время, как в силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В этой связи пеня, начисленная после 00.00.0000 за нарушение обязательств по уплате страховых взносов до 00.00.0000, также не подлежит взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░                    ░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-718/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС РФ г.к. Анапа
Ответчики
Комаров Андрей Александрович
Суд
Анапский районный суд Краснодарского края
Судья
Салий Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
anapa.krd.sudrf.ru
22.05.2020Регистрация административного искового заявления
22.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2020Подготовка дела (собеседование)
08.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
12.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Судебное заседание
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее