ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-6511/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Лихачева Л.А.
УИД 91RS0005-01-2023-000136-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи О.Р. Морозко
судей Н.О. Матвиенко
Т.С. Готовкиной
при секретаре Подвезной Т.Г.
рассмотрела 05 июля 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниленко Татьяны Богдановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, понуждении к выполнению действий, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Армянского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2023 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец Даниленко Т.Б. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) №210000047269/478558/21 от 29.12.2021 года о назначении пенсии в части отказа в учете архивной справки о заработной плате №2678 от 27.10.2021 года, архивной справки о заработной плате №2683 от 27.10.2021 года, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом указанных архивных справок о заработной плате, обязать ответчика выплатить недополученную страховую пенсию с учетом перерасчета, взыскать моральный вред в размере 5000,0 рублей.
В обоснование требований Даниленко Т.Б. указала на то, что с 13.01.2022 года ей назначена страховая пенсия по старости. Однако, при назначении пенсии ответчиком не учтены справки о заработной плате №2678 от 27.10.2021 года и №2683 от 27.10.2021 года в связи с тем, что в них не указаны денежные единицы, в которых выплачивалась заработная плата. Истец полагает решение ответчика незаконным, нарушающим право на ее пенсионное обеспечение.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2023 года иск Даниленко Т.Б. удовлетворен частично. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) №210000047269/478558/21 от 29.12.2021 года о назначении пенсии Даниленко Т.Б. признано незаконным в части непринятия при исчислении размера пенсии архивных справок о заработной плате от 27.10.2021 года №2678 и №2683. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность произвести с 13.01.2022 года перерасчет страховой пенсии по старости Даниленко Т.Б. с учетом указанных архивных справок о заработной плате, учесть заработную плату за период с 01.01.1992 года по 11.11.1992 года в купонах, с 12.11.1992 года по 16.09.1996 года в украинских карбованцах, с 17.09.1996 года по 31.12.2001 года в гривнах, и выплатить недополученную страховую пенсию с учетом перерасчета. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе указывает на то, что вышеуказанные справки не могут быть приняты во внимание и послужить основанием осуществления перерасчета страховой пенсии истца, поскольку не содержат сведений о денежных единицах, в которых выплачивалась заработная плата.
Истец Даниленко Т.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотренпия дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образов, заявлений, ходатайств не поступало.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что Даниленко Т.Б. с 13.01.2022 года является получателем страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Назначение пенсии ответчик произвел без учета выданных 27.10.2021 года архивным сектором Администрации города Армянска Республики Крым архивных справок о заработной плате Даниленко Т.Б. №2678 за 1990-1998 годы и №2683 за период с августа 1998 года по декабрь 2001 года, поскольку в указанных справках не указаны денежные единицы, в которых производилась оплата труда.
Ответчик полагает, что указанные справки не подлежат принятию во внимание при расчете размера пенсии Даниленко Т.Б. в связи тем, что они не соответствуют форме, рекомендуемой Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У и от 20.08.1992 № 1068-У.
Так, с 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У и от 20.08.1992 № 1068-У, справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации № 1-68-У от 20 августа 1992 года «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
24 августа 1991 года после распада СССР Украина провозгласила себя независимым государством.
До апреля 1992 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 01 апреля 1992 года введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центральным банком Российской Федерации, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года №762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992г. и по настоящее время.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года № 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик имел возможность сам определить денежные единицы, в которых выплачивалась заработная плата за периоды, указанные в справках.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования истца и возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчёт пенсии истца с учетом выданных архивным сектором Администрации города Армянска Республики Крым архивных справок о заработной плате от 27.10.2021 года №2678 и №2683.
В соответствии со ст. 22 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Поскольку к заявлению о назначении страховой пенсии были приложены все необходимые документы, в том числе выданные архивным сектором Администрации города Армянска Республики Крым архивные справки о заработной плате от 27.10.2021 года №2678 и №2683, размер пенсии должен был быть определен с учетом сведений, указанных в данных справках.
В связи с этим, судебная коллегия соглашается с выводом суда в части возложения обязанности по перерасчету пенсии с учетом сведений, указанных в архивных справках о заработной плате с даты назначения пенсии – с 13.01.2022 года.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию пенсионного органа в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Армянского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи Т.С. Готовкина
Н.О. Матвиенко