Дело № 5-458/2020
Уникальный идентификатор дела:
91 RS0011-01-2020-001092-43
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 июня 2020 г. пгт Красногвардейское
Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым (297000, Республика Крым, Красногвардейский район, пгт Красногвардейское, ул.Чкалова, 6) Шевченко И.В.,
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении
Ермолаевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, не работающей, проживающей по адресу: <адрес> Республики Крым,
привлекаемой по части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Красногвардейский районный суд Республики Крым из ОМВД по <адрес> поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы, составленный в отношении Ермолаевой Т.А., согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 час. на <адрес> Республики Крым, установлено, что гражданка Украины Ермолаевой Т.А. пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем нарушила требования ФЗ №114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и п.2 ст.5 ФЗ №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из содержания статьи 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 час. на <адрес> Республики Крым, установлено, что гражданка Украины Ермолаевой Т.А. пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем нарушила требования ФЗ №114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ФЗ №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1).
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такой процессуальный акт.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Как следует из материалов дела, определением судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Ермолаевой Т.А., возвращен в ОМВД России по <адрес> для устранения недостатков, поскольку не указано какой пункт Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ был нарушен Ермолаевой Т.А. (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОУУПиПДН ОМВД России по <адрес> капитаном полиции ФИО3 вынесено определение об исправлении описки в фабуле протокола об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ, определено считать верной фабулу: «ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 час. в <адрес> было установлено, что гражданка Украины Ермолаевой Т.А. пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем нарушила требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ и п. 2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ» (л.д. 12).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что исправления в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Ермолаевой Т.А. Сведения об ознакомлении последней с внесенными исправлениями отсутствуют. Также отсутствуют сведения об извещении Ермолаевой Т.А. о необходимости явки для внесения исправлений в указанный протокол и данные, указывающие на то, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу, направлена копия определения должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что исправления в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности. Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальный акт.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в том случае, когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.1, 25.1, 28.2, 29.1, 29.4, 29.6 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л :
протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № № и другие материалы дела в отношении Ермолаевой Т.А. о привлечении к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ возвратить в Отдел МВД России по <адрес> для устранения нарушений закона.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья И.В.Шевченко