Дело № 2-455/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
31 мая 2018 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Пищелевой Ю.В.,
при секретаре Андреянове А.В.,
с участием представителя истца заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора Нестеренко Р.Н.,
представителя ответчика администрации МО «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области Цыба Д.С.,
представителя ответчика администрации МО Тверской области «Калининский район» Кубаревой М.О.,
представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Морозовой А.С.,
представителя третьего лица ГКУ Тверской области «Тверское лесничество Тверской области» Федорова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления в Тверской области к администрации Муницпального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области, администрации Мунципального образования Тверской области «Калининский район», Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Романовский», Обществу с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т» о признании недействительными пунктов постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании недействительными (ничтожными) договоров аренды земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными результатов межевания, признании отсутствующим права аренды на земельный участок,
установил:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Калининский районный суд Тверской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области (далее – Администрация поселения), СПК «Романовский», ООО «Снежный барс-Т» о признании незаконными пунктов 2,3 постановления администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка СПК «Романовский», признании недействительными (ничтожными) договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № между администрацией поселения и СПК «Романовский» и договора от ДД.ММ.ГГГГ № между СПК «Романовский» и ООО «Снежный барс-Т» в части уступки прав и обязанностей арендатора земельного участка по вышеуказанному договору аренды; истребовании в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения ООО «Снежный барс-Т» земельного участка с КН № площадью 63861 кв.м; признании незаконными результатов межевания земельного участка с КН №
ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 39 ГПК РФ приняты в окончательной редакции исковые требования, согласно которым истец просил признать недействительными пункты 2, 3 постановления администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка СПК «Романовский», признать недействительным (ничтожным) договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 63861 кв.м., с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между администрацией муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский», признать недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский» и Обществом с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т», в части уступки прав и обязанностей арендатора земельного участка по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией муниципального образование «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский», находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 63861 кв.м., с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т» земли лесного фонда площадью 60324 кв.м. в выделах № квартала № Первомайского участкового лесничества Тверского лесничества (леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский») с координатами поворотных точек в соответствии с каталогом координат:
№ точки |
X |
Y |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
признать отсутствующим право аренды Общества с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т» на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 63861 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, признать незаконными результаты образования (межевания) земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 63861 кв.м., с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
В обоснование требований указано, что постановлением администрации Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект перераспределения земель СПК «Романовский», в соответствии с которым в коллективно-долевую собственность бесплатно предоставлено 2843 га сельскохозяйственных угодий, в постоянное бессрочное пользование – 3957 га других угодий (леса, кустарники, болота, под дорогами и т.д.). Согласно экспликации земель площадь лесов в границах СПК «Романовский» составляет 3514 кв.м, в том числе предоставленных в постоянное бессрочное пользование – 3362 кв.м. Бывшие сельские леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский», в ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжений администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № переведены в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства. На указанные земли зарегистрировано право собственности Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления СПК «Романовский» постановлением Администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право постоянного бессрочного пользования указанного юридического лица на земельный участок с № из состава земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, и принято решении о предоставлении его в аренду на 49 лет.
Между администрацией поселения и СПК «Романовский» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды участка с №
СПК «Романовский» переуступило право аренды земельных участков, в том числе участка с №, ООО «Снежный барс-Т» в соответствии с договором уступки права аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №.
Спорный земельный участок расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский»), находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчики не имели правовых оснований для распоряжения названным земельным участком.
В судебном заседании заместитель Тверского межрайнного природоохранного прокурора Нестеренко Р.Н. полностью поддержал заявленные требования в окончательной редакции.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (материальные истцы от имени РФ), будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей не направили. В представленном ранее в материалы дела отзыве Федерального агентства лесного хозяйства выражена поддержка исковых требований.
Представитель ответчика Администрации МО «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области Цыб Д.С. в судебном заседании оставил удовлетворение требований на усмотрение суда, представил письменные пояснения, суть которых сведена к тому, что на момент вынесения оспариваемого постановления и заключения договора аренды Администрация не располагала данными о том, что спорный участок сформирован на землях лесфонда. Согласно кадастровым сведениям его категория и вид использования были: сельскохозяйственное назначение для сельскохозяйственного производства, местоположение участка на местности ему неизвестно, правовую экспертизу документов администрация не проводила. В настоящее время полномочий на расторжение договора аренды у администрации поселения нет, полномочия переданы в муниципальный район.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Кубарева М.О., заявленные требования не признала, указав, что границы земельного участка лесфонда в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, спорный арендованный земельный участок по данным кадастрового учета относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей ответчиков СПК «Романовский», ООО «Снежный барс-Т». Указанные юридические лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства в силу ст. 165.1 ГК РФ, ст. 117 ГПК РФ, неявка их представителей не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Морозова А.С. в судебном заседании поддержала заявленное прокурором требование.
Представитель третьего лица ГКУ «Тверское лесничество Тверской области» Федоров Р.Р. заявленные требования поддержал, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ нарушение требований закона земельный участок сельскохозяйственного назначения сформирован РЅР° землях лесфонда, РЅР° территории участка произрастают Рё произрастали РЅР° момент его формирования высокоствольные многолетние деревья лесных культур: РѕСЃРёРЅР°, береза, ольха, РёРІР°, что подтверждено данными таксационного описания. Р’ данном случае участок РЅРµ может быть использован для сельскохозяйственного производства, поскольку РЅР° нём произрастает лес.
Третьи лица РћРћРћ «ГеоРкспресс», кадастровый инженер РџРѕРіРѕРґРёРЅР° (Дымова) Р•.РЎ., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Тверской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии", надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства, РІ том числе РїРѕ правилам СЃС‚. 117 ГПК Р Р¤, РЅРµ явились, что РЅРµ препятствует рассмотрению заявленных требований РїРѕ существу.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, допросив свидетеля Дмитриеву Е.А., суд приходит к следующему.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Cогласно п.1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992г.№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, в том числе органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с названными нормами прокурор вправе обратиться в суд с иском об оспаривании сделок, нарушающих имущественные, иные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В силу Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Территориальное управление Росимущества в Тверской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации – Тверской области.
Привлечение указанных лиц в качестве материальных истцов обусловлено полномочиями Рослесхоза и Росимущества.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка, недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть заявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. В случаях, когда сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права и охраняемые законом интересы таких лиц. Требование о признании недействительной ничтожной сделки, применении её последствий может заявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью. На основании п.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как указано в ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связанные с её недействительностью, и недействительна с момента совершения.
Статья 167 ГК РФ предусматривает возможность применения последствий недействительности сделки, а также возможность неприменения их с учетом существа сделки.
Сделка как правомерное действие должна соответствовать требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с абзацем шестым статьи 12 и статьей 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Право владения, пользования, распоряжения имуществом принадлежит только его собственнику (ст. 209,214 ГК РФ) или лицу, уполномоченному собственником.
Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находится: федеральная государственная собственность и управление ею.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьями 3 и 4 Основ лесного законодательства Союза ССРи союзных республик, утвержденных законом СССРот 17 июня 1977 года, леса в СССРсостояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещались (статья 3). Все леса в СССРобразовывали единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоял из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР(в редакции от 01.07.1970), вся земля в РСФСРвходила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов; земель государственного лесного фонда и др. Отнесение земель к указанным категориям производилось в соответствии с основным целевым назначением земель (часть 1 статьи 5 ЗК РСФСР1970 г.).
Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли принадлежали к землям лесного фонда.
В соответствии с Лесным кодексом 1997 года сельские леса также входили в границы лесного фонда.
В силу ст. 8 действующего Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Сведений о том, что до переходного периода, т.е. до 1990-1993 годов, каким-либо из указанных государственных органов лесные угодья, переданные совхозу «Романовский» (СПК), осуществлявшему свою деятельность на территории Калининского района, были переведены в другие виды угодий, в частности, в категории земель сельскохозяйственного назначения, материалы дела не содержат.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Кроме того, в силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно имеющемуся в материалах дела проекту перераспределения земель, в связи с реорганизацией совхоза «Романовский», СПК «Романовский» передано в постоянное пользование 3957 га. В экспликации к проекту указано, что в них входят и леса.
На основании распоряжений администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями внесенными распоряжением администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, находящимися во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе бывшие сельские леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский» (7516 га) переведены в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства.
Земельный участок с КН № площадью 24 293 799 кв.м на кадастровый учет поставлен ДД.ММ.ГГГГ, принадлежал СПК «Романовский» на праве постоянного (бессрочного) пользования, граница участка с КН 69:10:0000016:180 не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Выпиской из ЕГРН подтверждено, что земельный участок с КН № площадью 63861+\-2211 кв.м стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ с категорией: земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства. Данный земельный участок образован путём выделения из земельного участка с КН № (кадастровый инженер Дымова Е.С.).
Постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право постоянного бессрочного пользования СПК «Романовский» на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с №. Оспариваемыми пунктами 2 и 3 постановления предусмотрено предоставить указанный участок в аренду СПК «Романовский» на 49 лет, заключив между администрацией поселения и СПК договор аренды.
По договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося в государственной собственности имущества, Администрация поселения передала в аренду до ДД.ММ.ГГГГ СПК «Романовский» земельный участок с № категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ СПК «Романовский» уступил право аренды указанного земельного участка ООО «Снежный барс-Т».
В ЕГРН имеются сведения о государственной регистрации аренды и уступки права аренды, основанием для которой явились оспариваемые сделки.
Учитывая обстоятельства связанные с оформлением прав на спорный земельный участок, сведения, содержащиеся в ЕГРН относительно земельного участка с КН №, не являются бесспорным доказательством относимости земель к определенной категории. В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить картографические материалы о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, лесные планшеты и иные материалы лесоустройства.
РР· материалов дела усматривается, что РІ квартале 66, РІ выделах 38, 39, 50 Первомайского участкового лесничества (участок СЃ РљРќ: в„–) обнаружено пересечение земель лесного фонда СЃ земельным участком СЃ кадастровым номером СЃ РљРќ в„– СЃ категорией: сельскохозяйственного назначения, СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, Рё находящимся РІ аренде Сѓ РЎРџРљ «Снежный барс-РўВ». Данное обстоятельство подтверждается РїРёСЃСЊРјРѕРј руководителя ГКУ "Тверское лесничество Тверской области» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру, заключением специалиста ФГБУ «Рослесинфорг» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, схемами, иллюстрирующими наложение.
По сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с КН № следует, что это единое землепользование, расположенное относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский», относится к категории земель лесного фонда, с разрешённым использованием для ведения лесного хозяйства, площадью 35 140 000 кв.м. На кадастровый учет поставлен ДД.ММ.ГГГГ. Образован на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с присвоением условного номера №.
Право собственности Российской Федерации на указанный объект зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
РР· планшета лесоустройства Рё таксационного описания лесоустройства следует, что РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРј земельном участке растёт многолетний лес.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений СЃС‚. СЃС‚. 83, 84 Лесного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации полномочия РїРѕ распоряжению лесными участками, находящимися РІ собственности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, субъектам Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё органам местного самоуправления РЅРµ переданы.
При вынесении оспариваемого постановления, заключении вышеприведенных сделок, их стороны исходили из того, что право собственности на земельный участок не разграничено. Вследствие этого отсутствуют какие-либо распорядительные документы органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, относительно спорного имущества, сделок.
Установлено, что спорный земельный участок является федеральной собственностью и не относится к землям, право собственности на которые не было разграничено. У администрации поселения отсутствовали полномочия на распоряжения земельным участком, находящимся в федеральной собственности, относящимся к землям лесфонда.
Заключение таких сделок нарушает права Российской Федерации. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом, поэтому в данном случае сделки на основании ч.2 ст. 168 ГК РФ, как посягающие на публичные интересы, ничтожны.
Одним из основных принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду (п. 2 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Учитывая правовое положение, целевое назначение земель лесного фонда Российской Федерации, использование участка лесного фонда, переданного в аренду конкретному пользователю в целях, не связанных с его назначением, на основании недействительной сделки, противоречит основным принципам лесного законодательства, поэтому, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В рассматриваемом деле стороны совершили и исполнили ничтожные сделки, поэтому правомерно применение ст. 167 ГК РФ и признание постановления администрации поселения (в оспариваемой части), договора аренды и договора уступки права аренды (в оспариваемой части) недействительными.
Признание сделки - уступки права аренды недействительной не должно вести к восстановлению права аренды у СПК «Романовский» на земельный участок КН №, поскольку постановление администрации поселения и договор аренды фактически приняты в отношении участка лесного фонда, на что полномочий у администрации поселения не имелось.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ. То есть в случаях, когда сделка, направленная на отчуждение имущества, не соответствует требованиям закона только в том, что совершена лицом, не имевшим права отчуждать это имущество и не являющимся его собственником, правила пункта 2 статьи 167 ГК РФ не применяются. В этом случае права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления иска об истребовании этого имущества у приобретателя. В п. 39 указанного Постановления разъяснено, что по смыслу п.1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Доказательств того, что земли лесного фонда выбыли из владения Российской Федерации с согласия и по воле органа уполномоченного на отчуждение земель лесного фонда материалы дела не содержат.
Специалистом Тверского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" Дмитриевой Е.А. в заключении от ДД.ММ.ГГГГ, поддержанном в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, представлены сведения о пересечении (наложении) границ земельного участка иной категории с КН № с участком лесного фонда. В представленном заключении обозначено пересечение границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, а именно границы земель лесного фонда пересекаются с земельным участком с КН №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 63 861 кв.м. Площадь пересечения составляет 60 324 кв.м, приведен каталог координат пересечения. Указанный специалист является кадастровым инженером, обладает специальными знаниями и опытом работы. Нет оснований не доверять представленному заключению.
Поскольку формирование спорного земельного участка осуществлено с нарушением действующего законодательства, выбытие части земельного участка с кадастровым номером с КН № (в границах контура участка с КН №) из земель лесного фонда произошло без волеизъявления собственника имущества, то земельный участок в контуре, определенном в заключении специалиста, подлежит истребованию из чужого незаконного владения, возврату в собственность Российской Федерации.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим, что разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". При этом иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных гражданским законодательством
К спорным правоотношениям данный способ защиты права не применим. Поскольку признание недействительными договоров, на основании которых возникло право аренды, означает недействительность сделок с момента заключения, отсутствие юридических последствий у данных сделок, то констатация отсутствия права аренды является излишней.
При разрешении требования о признании недействительным межевания земельного участка, суд учитывает следующее.
Обстоятельствами дела подтверждается, что при формировании земельного участка с кадастровым номером с КН № допущены существенные нарушения требований федерального законодательства.
В силу положений ст.ст. 38, 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действующей на момент создания межевого плана земельного участка с КН 69:10:0000016:844, местоположение границ земельных участков подлежало обязательному согласованию; межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования; местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды; от имени указанных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Нет данных, что производилось согласование границ земельного участка с КН № с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или его территориальным управлением, осуществляющими полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
При формировании земельного участка с КН № допущены существенные нарушения земельного законодательства, а именно: межевание производилось по заявлению неуполномоченного лица; кадастровые работы проведены без соответствующей проверки и выезда на местность. На земельном участке растут деревья различных лесных пород возрастом 40 лет, что дало бы основания кадастровому инженеру при соответствующей проверке усомниться в правомерности отнесения земельного участка к землям сельхозназначения.
В судебном заседании исследованы копии планшета лесоустройства и таксационного описания лесоустройства указанных выделов, из которых видно, что в указанных выделах растут высокоствольные деревья в возрасте 40 лет: сосна, осина, ель, ольха и другие. Например, в выделе 50 общей площадью 3,3 га растёт осина (60%), береза (20%), ольха серая (10%), сосна (10%), средний возраст деревьев- 40 лет, высота- 17 м, на 1 га приходится 330 кубометров леса. У каждого выдела указана характеристика (площадь, состав лесных культур, высота, диаметр, возраст, тип леса, плотность произрастания (полнота, площадь сечения) т.п.
Сведения в планшете лесоустройства и таксационное описание лесоустройства, не противоречат исследованным в судебном заседании документам, представленным истцом.
РР· изложенного усматривается, что РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРј земельном участке растёт многолетний лес Рё соответственно эти земли РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть отнесены Рє землям сельскохозяйственного назначения.
Оснований ставить под сомнение достоверность исследованных в судебном заседании планшета, таксационного описания кварталов, заключения специалиста у суда не имеется.
Фактически земельный участок с КН № большей частью расположен на землях лесного фонда, а именно в границах квартала 66 земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда.
В связи с изложенным требования о признании недействительными результатов межевания земельного участка с КН № подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчики не представили суду доказательств в опровержение доводов истца.
Арендаторы, заключая договоры аренды, не выяснили, по какой причине данный земельный участок, который согласно правоустанавливающих документов находится на землях сельскохозяйственного использования с разрешённым использованием для ведения сельскохозяйственного производства, по назначению не использовался, фактически расположен в лесу, то есть не проявили разумную заботливость и осмотрительность, в результате чего приобрели в аренду участок, относящийся к землям лесного фонда.
Указанные выше обстоятельства привели к незаконному выбытию спорных земель из владения собственника - Российской Федерации. В данном случае спорный участок в границах наложения не относится к землям, право собственности на которое не разграничено, а относится к государственной собственности.
В связи с тем, что формирование и передача в аренду спорного земельного участка были произведено с нарушением требований действующего законодательства, то защита нарушенных прав собственника - Российской Федерации на распоряжение, пользование принадлежащим имуществом возможна путем восстановления положения сторон, существовавшего до нарушения права, в связи с чем сведения о выделенном земельном участке с КН № должны быть исключены из ЕГРН, указанный объект снят с кадастрового учета.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты госпошлины, пропорционально удовлетворенной части требований.
На основании п.п. 9,19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами. В связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с ООО «Снежный барс-Т» и СПК «Романовский».
Размер госпошлины определяется, с учетом количества удовлетворяемых требований по 300 руб. за каждое. Суд принимает во внимание, что участие администрации поселения и района в качестве ответчиков носит процессуальный характер, обусловлено распорядительными действиями, полномочиями на распоряжение земельными участками собственность на которые не разграничена, поэтому на основании п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, госпошлина с них взысканию не подлежит. С СПК «Романовский» подлежит взысканию госпошлина по требованию об оспаривании межевания, постановления и договора аренды, а также половина от суммы госпошлины по требованию об оспаривании договора уступки права аренды, то есть (300+300+300+150), а с ООО «Снежный барс - Т» - по требованию об истребовании имущества и половина от суммы госпошлины по требованию об оспаривании договора уступки права аренды (300+150).
Размер госпошлины определяется согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, при этом статус ответчиков как юридических лиц на определение госпошлины не влияет, поскольку размер таковой определяется исходя из статуса истца, освобожденного от уплаты госпошлины, а не ответчика. В данном случае иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц и государства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными результаты образования (межевания) земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 63861 кв.м. с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>
Признать недействительными пункты 2 и 3 Постановления администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка СПК «Романовский».
Признать недействительным (ничтожным) договор находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 63861 кв.м. с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между администрацией муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский».
Признать недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский» и Обществом с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т», в части уступки прав и обязанностей арендатора земельного участка по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Романовский», находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 63861 кв.м. с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>
Рстребовать РІ собственность Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РёР· незаконного владения РћРћРћ «Снежный барс-РўВ» земли лесного фонда площадью 60 324 РєРІ.Рј РІ выделах в„– квартала в„– Первомайского участкового лесничества Тверского лесничества (леса, ранее находившиеся РІРѕ владении РЎРџРљ «Романовский») РІ гаринцах следующих координат поворотных точек РІ системе координат РњРЎРљ-69:
№ точки |
X |
Y |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
в„– |
В удовлетворении исковых требований в части признания отсутствующим права аренды ООО «Снежный барс-Т» на земельный участок с кадастровым номером № отказать.
Взыскать с СПК «Романовский» государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования Тверской области «Калининский район» в размере 1050 рублей 00 копеек.
Взыскать с ООО «Снежный барс-Т» государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования Тверской области «Калининский район» в размере 450 рублей 00 копеек.
Настоящее решение является основанием для органа регистрации прав для аннулирования в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером № и основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права аренды на земельный участок с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Пищелева
Решение в окончательной форме изготовлено 05.06.2018