Решение по делу № 2-27/2024 (2-499/2023;) от 10.10.2023

/2024

УИД 24RS0036-01-2023-000521-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» января 2024 года                                 п. Мотыгино

Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи         Петушковой О.Ю.

при помощнике Петровой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гапоновой ФИО13 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения об отказе в назначении пенсии недействительным, признании права на страховую пенсию по старости с 15.03.2021г., обязании произвести выплату пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Гапонова Е.В. в лице представителя Кузьмина А.В., действующего на основании доверенности от 11.09.2023г., обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что 11.02.2021г. она, обратилась с заявлением в клиентскую службу Красноярского отделения фонда пенсионного и социального страхования в г. Железногорске о предоставлении сведений о имеющемся у нее страховом стаже (стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) для назначения льготной пенсии по старости. 26.03.2021г. истцом было получено решение , которым было отказано в назначении льготной пенсии по причине отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно полученного ответа, льготный стаж истца составил 09 лет 07 месяцев 26 дней, при общем стаже 28 лет 04 месяца 04 дня. В льготный стаж работы не был защитан период ее работы в качестве индивидуального предпринимателя с 07.06.1989 г. по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что указанный стаж работы может быть засчитан при наличии документального подтверждения осуществления указанной деятельности в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

С принятым решением ответчика не согласна, так как по имеющимся документам Гапонова Е.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и вела деятельность в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, включая все периоды, по которым было принято решение об отказе в назначении пенсии. При дальнейшей проверке истец подтвердила свое право на назначение пенсии по старости и ей была назначена пенсия с 25.12.2022 года, однако, не со дня первичного обращения – с 15.03.2021г. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Гапонова Е.В. обладала правом на страховую пенсию в связи с достижением возраста и наличием страхового стажа работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. В порядке досудебного урегулирования спора по данному вопросу истец обратилась к ответчику и получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ л, о том, что она обратилась за назначением пенсии только с 25.12.2022 года и ей в установленный срок была назначена пенсия как лицу, имеющему право на страховую пенсию и достигшему соответствующего возраста, что не соответствует действительности в части сведений о первичном обращении истца – с 15.03.2021 года. Просит признать решение ГУ-УПФР в г. Канске Красноярского края от 26.03.2021г. об отказе в назначении пенсии Гапоновой Е.В. недействительным. Признать за Гапоновой Е.В. право на страховую (трудовую) пенсию как проработавшей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и установить страховую пенсию по старости с 15.03.2021 года в размере 16447,11 рублей, обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю произвести выплату страховой пенсии за период с 15.03.2021г. по 24.12.2022г.

    На основании определения Мотыгинского районного суда от 22.11.2023г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена Межрайонная ИФНС по Красноярскому краю.

    В судебное заседание истец Гапонова А.В. не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени проведения судебного заседания, реализовала свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя Кузьмина А.В.

В судебном заседании представитель Гапоновой Е.В. – Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности от 11.09.2023г., на удовлетворении искового заявления настаивал, суду показал, что 11.02.2021г. Гапонова Е.В. обратилась в отделение Пенсионного фонда с заявлением на оценку ее пенсионных прав и предоставила сведения о имеющемся у нее страховом стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. О том, что представленных документов для назначения льготной пенсии недостаточно, и что истцу необходимо предоставить документы, подтверждающие осуществление деятельности в районах, приравненных к районам Крайнего Севера Гапоновой Е.В. не сообщили, никаких разъяснений по данному вопросу она не получала. 15.03.2021г. она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении льготной пенсии по старости. При обращении с заявлением ей также никто не разъяснял, что для назначения льготной пенсии необходимы документы, подтверждающие ее работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Она считала, что все необходимые документы ей предоставлены. Решением ГУ-УПФР в г. Канске от 26.03.2021г. ей было отказано в установлении льготной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа для досрочного назначения пенсии. По расчетам ответчика на момент обращения льготный стаж Гапоновой Е.В. составлял 09 лет 07 месяцев 26 дней при общем стаже 28 лет 04 месяца 04 дня. В льготный стаж не был засчитан период ее работы в качестве индивидуального предпринимателя с 07.06.1989 г. по 31.12.2019 г. со ссылкой на то, что указанный стаж работы может быть засчитан при наличии документального подтверждения осуществления указанной деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В течение нескольких месяцев Гапонова Е.В. звонила и направляла письменные обращения в пенсионный орган. При дальнейшей проверке Пенсионным фондом было установлено, что в период с 27.07.1998г. по 30.04.20215г. Гапонова Е.В. осуществляла деятельность индивидуального предпринимателя на территории п. Орджоникидзе Мотыгинского района, что относится к местности, приравненной в районам Крайнего Севера. Указанный период пенсионным органом был зачтен Гапоновой Е.В. в стаж работы в местностях, приравненных к Районам Крайнего Севера. В 25.12.2022г. Гапонова Е.В. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении льготной пенсии по старости и ей была назначена пенсия с 25.12.2022 года однако, по состоянию на 15.03.2021 г. Гапонова Е.В. обладала правом на страховую пенсию в связи с достижением возраста и наличием страхового стажа работы в районах приравненных к районам Крайнего Севера. Просит признать решение ГУ-УПФР в г. Канске Красноярского края от 26.03.2021г. об отказе в назначении пенсии Гапоновой Е.В. незаконным. Признать за Гапоновой Е.В. право на страховую (трудовую) пенсию как проработавшей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и установить страховую пенсию по старости с 15.03.2021 года в размере 16447,11 рублей, обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю произвести выплату страховой пенсии за период с 15.03.2021г. по 24.12.2022г.

В судебное заседание представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, просили судебное заседание провести в отсутствие представителя, представили письменный отзыв на исковое заявление в котором указали, что 15.03.2021г. Гапонова Е.В. обратилась с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях». Согласно п. 2 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Страховой стаж Гапоновой Е.В. на дату обращения составил 28 лет 4 месяца, стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 9 лет 7 месяцев 26 дней. В отношении данного заявления 26.03.2021г. вынесено решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера. К заявлению было приложено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 29.06.2012 г. по адресу: <адрес>. В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не включены периоды работы ИП с 01.01.1998г. по 31.12.1999г., с 01.05.2012г. по 31.12.2019г. в связи с тем, что государственная регистрация ИП произведена в УПФР г. Железногорска, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не содержит сведений о периодах работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Наличие свидетельства не подразумевает автоматическое осуществление ИП в «северном районе». Других документов заявителем предоставлено не было. Специалистами ОППЗЛ Управления сделаны запросы в администрацию Орджоникидзевского сельсовета и Межрайонную ИФНС № 9 о подтверждении периодов осуществления ИП в «северных» территориях. На запросы получены ответы, подтверждающие периоды осуществления ИП на территории Мотыгинского района с 27.07.1998г. по 30.04.2015г. На основании данных сведений ИЛС Гапоновой Е.В. откорректирован. На заявление, поданное Гапоновой Е.В. 25.12.2022г. через портал государственных услуг вынесено положительное решение, пенсия установлена с 25.12.2022г. размер пенсии составил 16 447, 11 руб. В связи с тем, что 15.03.2021г. Гапоновой Е.В. не были представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности в районах приравненных к районам Крайнего Севера, отсутствовали правовые основания для установления пенсии с указанной даты. В удовлетворении исковых требований просят отказать.

    В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Межрайонной ИФНС по Красноярскому краю не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не ходатайствовали.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца Гапоновой Е.В. – Кузьмина А.В., исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости по общему правилу назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию, при этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Как следует из материалов дела, Гапонова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 31.10.1997г. администрацией г. Сосновоборска. С даты постановки на учет по настоящее время состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю г. Железногорск.

Основным видом ее экономической деятельности является «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах» код ОКВЭД- 47.19.

11.02.2021г. Гапонова Е.В. обратилась в УПФР в Богучанском районе Красноярского края с заявлением на оценку пенсионных прав в целях проведения заблаговременной работы, в котором просила оценить ее пенсионные права в соответствии с Федеральным законом « О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. К заявлению истцом были приложены следующие документы: паспорт, СНИЛС, трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, справки из центра занятости, свидетельство ИП, свидетельство о праве собственности. В качестве недостающих документов в заявлении указаны: оригинал свидетельства ИП, свидетельство о праве собственности, диплом. Также, в заявлении Гапонова Е.В. просила оказать содействие в запросе справок о заработной плате за периоды с 07.06.1989г. по 25.05.1992г., с 20.08.1992г. по 07.03.1997г. 07.06.1989г.

15.03.2021г. Гапонова Е.В. обратилась в ЦПФР в г. Канске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч.1 ст. 32 Закона № 400- ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».

Сведений о том, что при обращении Гапоновой Е.В. в пенсионный орган 11.02.2021г., 15.03.2021г. разъяснялось, что для назначения льготной пенсии ей необходимо предоставить документы, подтверждающие факт ее работы в местности, приравненной в районам Крайнего Севера, или, что ответчиком делались запросы с целью подтверждения льготного характера работы истца материалы дела не содержат.

Решением от 26.03.2021г. Гапоновой Е.В. было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствие необходимого стажа работы в районах ФИО2 и в местностях, приравненных к районам ФИО2.

Из решения об отказе в установлении пенсии от 26.03.2021г. следует, что страховой стаж на дату обращения составляет 28 лет 04 месяца 04 дня. Стаж работы в местностях, приравненных к районам ФИО2 составляет 09 лет 07 месяцев 26 дней.

Не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Гапоновой Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.1998-31.12.1999г., с 01.01.2002г. по 31.05.2010г., с 01.05.2012г. по 31.12.2019г. поскольку, Гапонова Е.В. как индивидуальный предприниматель зарегистрирована, в соответствии с выпиской из ЕГРИП, на территории не приравненной к районам Крайнего Севера.

Из приложения к решению следует, что Гапоновой Е.В. для назначения страховой пенсии по старости были представлены следующие документы: выписка из ИЛС, свидетельства о рождении детей, справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд.

Из акта документальной проверки достоверности сведений о застрахованных лицах, представленных в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ для целей обязательного пенсионного страхования № 114 от 19.07.2022г. следует, что была проведена проверка индивидуальных сведений за период 1998-2015г. в отношении Гапоновой Е.В. на соответствие первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части страхового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.

Для проверки Гапоновой Е.В. были предоставлены следующие первичные документы: декларация о доходах за 2011, 2012, 2013, 2015г.г., свидетельства о регистрации по месту пребывания, патент на право применения патентной системы налогообложения за 2015-2017г.г., свидетельство о государственной регистрации права (здание магазина) от 29.06.2012г., муниципальные контракты 2010, 2011, 2013, 2015, 2017г.г. Проверка проводилась в период с 08.04.2022г. по 19.07.2022г.

Специалистами ОППЗЛ № 8 Управления установления пенсии были сделаны запросы в администрацию Орджоникидзевского сельсовета и МИФНС № 9 по Красноярскому краю о подтверждении периодов осуществления предпринимательской деятельности в «северных» территориях. На запросы были получены ответы, подтверждающие периоды осуществления предпринимательской деятельности на территории Мотыгинского района в период с 27.07.1998г. по 30.04.2015г.

В ходе проверки было установлено, что ИП Гапонова Е.В. осуществляет свою деятельность на территории п. Орджоникидзе Мотыгинского района. В собственности имеет стационарную точку розничной торговли расположенную по адресу: <адрес>. В подтверждение факта осуществления предпринимательской деятельности на территории, приравненной к местности Крайнего Севера Гапоновой Е.В. были представлены документы, из которых усматривается деятельность индивидуального предпринимателя на территории п. Орджоникидзе Мотыгинского района. Для подтверждения данного факта получен ответ с МИФНС № 9 по Красноярскому краю, где подтверждается работа на территории МКС в период с 27.07.1998 по 30.04.2015г. Дополнительно представлена информация администрации Орджоникидзевского сельсовета об осуществлении Гапоновой Е.В. предпринимательской деятельности на территории поселка Орджоникидзе. По результатам проверки были выявлены несоответствия сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении ФИО2 Е.В., ИЛС ФИО2 Е.В. был откорректирован.

25.12.2022г. Гапонова Е.В. вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ОПФР по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.12.2022г., ФИО2 Е.В. зачтен период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 27.07.1998г. по 30.04.2015г., как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера на основании документов: справки об уплате страховых взносов от 01.03.201г № НС-1535/1024-21, выписки из ИЛС, справки от 25.04.2022г., справки налоговой от 21.06.2022г., свидетельства о государственной регистрации права от 29.06.2012г., акта документальной проверки от 19.07.2022г. .

Решением ответчика от 30.12.2022 г. Гапоновой Е.В. назначена страховая пенсия по старости с 25.12.2022г. в соответствии с п.2 ч.1 ст. 323 Закона № 400-ФЗ.

Из пенсионного дела истца следует, что на дату 15.03.2021г. в личном деле отсутствовали декларации о доходах за 2011, 2012, 2013, 2015г.г., свидетельства о регистрации по месту пребывания, патент на право применения патентной системы налогообложения за 2015-2017г.г., муниципальные контракты 2010, 2011, 2013, 2015, 2017г.г,. с учетом которых впоследствии было установлено наличие необходимого стажа для назначения досрочной пенсии с 25.12.2022г. Данные документы Гапоной Е.В. были предоставлены в ходе документальной проверки, проводимой в период с 08.04.2022г. по 19.07.2022г.

В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ), действующего на момент возникновения спорных правоотношений, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

При обращении Гапоновой Е.В. в пенсионный орган 11.02.2021г., 15.03.2021г. ответчик мер к запросу недостающих документов не принимал, Гапоной Е.В. предоставить необходимые документы самостоятельно не предлагал. Лишь в апреле – мае 2022г., то есть после принятия решения об отказе Гапоновой Е.В. в назначении досрочной пенсии, специалистами ОППЗЛ № 8 Управления были сделаны запросы в администрацию Орджоникидзевского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края, МИФНС № 9 по Красноярскому краю о подтверждении периодов осуществления предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Ответами на вышеуказанные запросы подтвержден период осуществления Гапоновой Е.В. предпринимательской деятельности на территории Мотыгинского района Красноярского края. На основании данных сведений ИЛС Гапоновой Е.В. был откорректирован.

По результатам проверки, проводимой ОППЗЛ № 8 Управления установления пенсии в период с 08.04.2022г. по 19.07.2022г. были выявлены несоответствия сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении Гапоновой Е.В. Данной проверкой был установлен факт осуществления Гапоновой Е.В. предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в период с 27.07.1998 по 30.04.2015г.

Однако, решение о зачете периода работы в качестве индивидуального предпринимателя с 27.07.1998г. по 30.04.2015г., как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера Пенсионным органом было вынесено лишь 29.12.2022г., после повторного обращения Гапоновой Е.В. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что принимая решение по заявлению Гапоновой Е.В. 26.03.2021г. пенсионный орган необоснованно не включил в специальный страховой стаж периоды ее работы с 27.07.1998г. по 30.04.2015г. У Гапоновой Е.В. имелось право на назначение страховой пенсии по старости уже на день принятия 26.03.2021г. пенсионным органом решения об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии. Таким образом, истец из-за необоснованного невключения ей пенсионным органом в специальный стаж периодов работы фактически была лишена возможности реализовать свое право на назначение досрочной страховой пенсии с момента его возникновения.

Невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу ее права на получение страховой пенсии по старости и порядка ее реализации привело к неполучению ею длительного периода времени гарантированной государством досрочной страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гапоновой Е.В. в части признания решение ГУ УПФР в г. Канске Красноярского края от 26.03.2021г. незаконным и признании за Гапоновой Е.В. права на страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения - с 15.03.2021г.

Однако, учитывая, что полномочия по установлению размера пенсии не относятся к компетенции суда, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части установления страховой пенсии по старости в размере 16447,11 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление Гапоновой ФИО14 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, признании права на страховую пенсию по старости с 15.03.2021г., обязании произвести выплату пенсии – удовлетворить частично.

Признать решение ГУ-УПФР в г. Канске Красноярского края от 26.03.2021г. об отказе в установлении пенсии Гапоновой ФИО15 незаконным.

Признать за Гапоновой ФИО16 право на страховую пенсию по старости с 15.03.2021г.

    Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН ) произвести Гапоновой ФИО17 выплату страховой пенсии по старости за период с 15.03.2021г. по 24.12.2022г.

В удовлетворении искового заявления Гапоновой ФИО18 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в части установления страховой пенсии по старости в размере 16 447 (Шестнадцать тысяч четыреста сорок семь) рублей 11 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Петушкова

     Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-27/2024 (2-499/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гапонова Елена Васильевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России
Другие
Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю
Кузьмин Анатолий Викторович
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Петушкова Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
motig.krk.sudrf.ru
10.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2023Передача материалов судье
13.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.11.2023Предварительное судебное заседание
22.11.2023Предварительное судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее