Решение по делу № 33-1255/2019 от 31.01.2019

<адрес> районный суд г. Махачкалы РД

Судья ФИО9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от <дата> по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО9,

судей Алиевой Э.З. и Гебековой Л.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО9,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя истца ФИО9 адвоката ФИО9 на решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> гражданское дело по исковому заявлению представителя ФИО9-Агаевича адвоката ФИО9 к управлению отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан в <адрес> г. Махачкалы (далее - УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы) о признании права на досрочную пенсию; о признании решения УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы об отказе в назначении пенсии ФИО9, незаконным; об обязании УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы включить в стаж ФИО9 периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии; об обязании назначить досрочную пенсию с даты обращения ФИО9 в УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы.

Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия

установила:

Представитель ФИО9-А. - адвокат ФИО9 обратилась в <адрес> районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы:

о признании права истца на досрочную пенсию по п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

о признании решения ГУ ОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы об отказе в назначении истцу пенсии по указанному основанию незаконным;

об обязании ответчика включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, периодов работы:

артистом балета в государственном ансамбле танца народов Кавказа «Молодость Дагестана» с <дата> по <дата>;

артистом балета в группе «<.>» государственного бюджетного учреждения «<.>» (далее - ГБУ «<.>») с <дата> по <дата>;

об обязании назначить истцу досрочную пенсию по указанному основанию с даты обращения к ответчику.

В обоснование искового заявления указала, что истец в <дата> обратился в территориальный пенсионный орган за назначением пенсии по п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (лицо, осуществляющее творческую деятельность).

Однако, в назначении пенсии истцу было отказано, поскольку в специальный стаж истца не были включены периоды его работы артистом балета в государственном ансамбле танца народов Кавказа «Молодость Дагестана» с <дата> по <дата>, а также артистом балета в группе «<.>» ГБУ «<.>» с <дата> по <дата>.

С указанной позицией истец не согласен, поскольку в спорные периоды времени истец в действительности отработал специальный стаж, что подтверждается приложенными к иску доказательствами.

Решением <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО9 к ГУ ОПФР по РД о признании права истца на досрочную пенсию по п. 21 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»; признании решения ГУ ОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы об отказе в назначении истцу пенсии по указанному основанию незаконным; обязании ответчика включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, периодов работы артистом балета в <.> с <дата> по <дата>, а также артистом балета в группе «<.>» ГБУ «<.>» с <дата> по <дата>; обязании назначить истцу досрочную пенсию по указанному основанию с даты обращения к ответчику - отказать».

Не согласившись с данным решением суда, представителем истца ФИО9 адвокатом ФИО9 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> и принятии по делу нового решения, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что период работы ФИО9 в государственном бюджетном учреждении «<.>» (далее - ГБУ «<.>») подтверждается следующими письменными доказательствами:

приказом от <дата>, согласно которому ФИО9 принят на работу в ГБУ «<.>» в качестве артиста балета с окладом согласно штатному расписанию разряд 14;

выписками из книги приказов ГБУ «<.>», согласно которым ФИО9-А. принят на работу в качестве артиста балета <дата> (приказ от <дата>) и уволен <дата> (приказ от <дата>);

справкой, уточняющей особый характер работы и условий труда, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, выданной ГБУ «<.>» от <дата>, из которой следует, что ФИО9-А. действительно полный рабочий день работал с <дата> по <дата> в качестве артиста балета в ГБУ «<.>».

Таким образом, работодатель подтвердил период работы ФИО9-А. с <дата> по <дата> в качестве артиста балета в ГБУ «<.>» и его занятость в указанный период на полный рабочий день, что является основанием для включения указанного периода в специальный стаж, дающий ФИО9 право на назначение пенсии по выслуге лет.

В данном случае, представленные доказательства, в совокупности, свидетельствуют о том, что в период с <дата> по <дата> ФИО9. полный рабочий день работал в качестве артиста балета в ГБУ «<.>».

Обязанность заполнения лицевых счетов лежит на работодателе (специалисте бухгалтерского отдела).

Соответственно, работник не должен быть, по вине работодателя, лишен права на включение периода отработанного им рабочего времени с занятостью на полный рабочий день в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, в связи с неисполнением работодателем обязанности по правильному заполнению лицевых счетов.

Это незаконно. В этой части решение суда первой инстанции является ошибочным.

Решение УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы от <дата> об отказе в назначении ФИО9-А. пенсии по выслуге лет, не содержит, в качестве обоснования отказа, ссылки на период работы ФИО9-А., с <дата> по <дата>, в должности артиста балета в группе «<.>» ГБУ «<.>».

Сведения о не включении периода работы ФИО9-А., с <дата> по <дата>, в должности артиста балета в группе «<.>» ГБУ «<.>» в специальный стаж были сообщены представителем УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы только в ходе судебного заседания.

Между тем, период работы ФИО9-А. с <дата> по <дата> в должности артиста балета в группе «<.>» ГБУ «<.>» подтверждается представленными документами, а именно трудовой книжкой, справкой от <дата>.

На судебном заседании в Верховном Суде Республики Дагестан представитель истца ФИО9-А. адвокат ФИО9 поддержала апелляционную жалобу и просила удовлетворить её по основаниям, изложенным в жалобе.

На судебное заседание в Верховный Суд Республики Дагестан истец ФИО9-А. и представитель ответчика УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> истец ФИО9-А. обратился в УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы за назначением пенсии на льготных основаниях как работник культуры.

Решением УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы от <дата> (л. д. 34) истцу ФИО9-А. отказано в установлении пенсии по старости по следующим причинам:

по данным акта проверки от <дата> за период работы с <дата> по <дата> в государственном ансамбле танца народов Кавказа «Молодость Дагестана» ФИО9-А. не подтверждается;

в связи с тем, что лицевые счета за 1993 год не сохранены по неизвестной причине, в лицевых счетах с января по август <дата> года зарплата не начислялась, с сентября по декабрь <дата> года зарплата начислялась без указания должности, с января по май 1995 года зарплата не начислялась;

в приказе от <дата> указано, что ФИО9-А. уволен за систематические прогулы;

право на пенсию по выслуге лет согласно пп. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеют лица, осуществлявшие творческую деятельность в театрально-зрелищных организациях (артисты балета творческих коллективов) не менее 20 лет, а на <дата> у ФИО9-А. выработан льготный стаж в должности артиста балета, дающий право на льготное пенсионное обеспечение - 18 лет 10 месяцев 7 дней.

Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8).

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений ч. 1.1 ст. 30 (п. 21 ч. 1 ст. 30).

Подпунктом «о» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона ФИО9 «О государственных пенсиях в ФИО9», утвержденный постановлением ФИО9 от <дата> , с применением положений п. 2 указанного постановления. При этом начиная с <дата> в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений ч. 1(1) ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с указанным Списком истец ФИО9-А. должен отработать специальный стаж не менее 20 лет, что стороной истца не оспаривается.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из решения УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы от <дата> (л. д. 34), при подсчете специального стажа истца ответчик пришел к выводу о том, что на момент обращения за назначением пенсии у истца имеется специальный стаж в размере <.>.

При этом, как следует из решения УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы в специальный стаж истца не был включен период с <дата> по <дата> - работа артистом балета в государственном ансамбле танца народов Кавказа «Молодость Дагестана».

Из копий приказов государственного ансамбля танца народов Кавказа «Молодость Дагестана» (л. д. 20 - 23), предоставленных по адвокатскому запросу от <дата> (л. д. 19), следует, что приказом от <дата> истец на работу в качестве артиста балета; приказом от <дата> истец уволен за систематические прогулы, а приказ от <дата> вынесен в отношении другого лица.

Из справки от <дата>, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (л. д. 26), выданной государственным ансамблем танца народов Кавказа «Молодость Дагестана» на основании книги приказов за 1993 - 1995 годы, следует, что истец ФИО9-А. полный рабочий день работал с <дата> (приказ от <дата>) по <дата> (приказ от <дата>) в качестве артиста балета.

В свою очередь, занятость истца полный рабочий день в должности, предусмотренной Списком, как правильно указано судом, не может быть подтверждена только приказами о приеме на работу и увольнении, а также записями в трудовой книжке. Данные обстоятельства подтверждаются лицевыми счетами, подтверждающими получение истцом заработной платы с указанием должности, по которой данная заработная плата была получена.

При этом, в материалах дела не содержится и стороной истца суду не представлены лицевые счета, подтверждающими получение истцом заработной платы, за спорный период с <дата> по <дата>. Сведения о заработной плате истца имеются только за период с <дата> без указания должности в соответствии с актом проверки достоверности сведений о трудовом стаже от <дата> (л. д. 31).

На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу, что спорный период работы истца ФИО9-А., с <дата> по <дата> в государственном ансамбле танца народов Кавказа «Молодость Дагестана» в должности артиста балета, законно и обосновано не включен в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по ч. 1 п. 21 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Между тем, с решением суда в части отказа во включении в специальный трудовой стаж периода работы истца с <дата> по <дата> - работа артистом балета в группе «<.>» ГБУ «<.>», судебная коллегия не может согласиться.

Как следует из решения УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы от <дата> (л. д. 34), в специальный стаж истца не был включен период с <дата> по <дата> - работа артистом балета в государственном ансамбле танца народов Кавказа «Молодость Дагестана».

В решении пенсионного органа не указано, что период работы истца с <дата> по <дата> - работа артистом балета в группе «<.>» ГБУ «<.>» не подлежит включению в специальный трудовой стаж.

Как следует из дополнительного искового заявления о включении указанного периода в стаж работы истца о несогласии пенсионного фонда включить указанный период в стаж работы стало известно в судебном заседании в суде первой инстанции, в связи с чем было заявлено дополнительное требование.

Между тем, в судебном заседании в суде первой инстанции представитель ответчика также не привёл какого-либо обоснования невозможности включения указанного периода в специальный трудовой стаж истца.

Период работы истца ФИО9-А. с <дата> по <дата> в группе «<.>» ГБУ «<.>» подтверждается следующими документами, приложенными к материалам дела: данными о стаже истца (л. д. 49 - 50), предоставленными ответчиком УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы, трудовой книжкой серии АТ-V от <дата> (л. д. 14 - 15) и справкой от <дата> (л. д. 24), выданной «<.>», согласно которой истец в спорный период действительно работал в должности артиста балета, однако лицевые счета на указанном предприятии не сохранились (утрачены в связи с потопом <дата>, о чем составлен акт (л. д. 25)).

Вместе с тем, как следует из расчёта стажа истца, представленного его представителем (на л.д 51), следует, что в случае подсчёта стажа с учётом указанного периода (с <дата> по <дата> - работа артистом балета в группе «<.>» ГБУ «<.>»), но без учёта того периода (с <дата> по <дата> - работа артистом балета в государственном ансамбле танца народов Кавказа «Молодость Дагестана»), во включении которого пенсионным органом отказано, у истца набирается страховой стаж 20 лет 10 месяцев (на <дата>).

Следовательно, при подсчете специального стажа истца ФИО9 ответчик - УОПФР по РД в <адрес> районе г. Махачкалы в своем решении от <дата> (л. д. 34) пришел к ошибочному выводу о том, что на момент обращения за назначением пенсии у истца имеется специальный стаж в размере <.> дней.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы от <дата> (л. д. 34) является незаконным и необоснованным, так как специальный трудовой стаж истца ФИО9-А., дающий право на досрочное назначение пенсии по ч. 1 п. 21 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на <дата> составлял 20 лет 10 месяцев.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> в части отказа в удовлетворения исковых требований ФИО9 к управлению отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан в <адрес> г. Махачкалы о признании права на досрочную пенсию, о признании решения управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан в <адрес> г. Махачкалы об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании ответчика включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, периода работы артистом балета в группе «<.>» с <дата> по <дата>, об обязании назначить пенсию по указанному основанию с даты обращения к ответчику и вынесении в отменённой части нового решения об удовлетворении заявленных им требований.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> в части отказа в удовлетворения исковых требований ФИО9 к управлению отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан в <адрес> г. Махачкалы о признании права на досрочную пенсию, о признании решения управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан в <адрес> г. Махачкалы об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании ответчика включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, периода работы артистом балета в группе «<.>» с <дата> по <дата>, об обязании назначить пенсию по указанному основанию с даты обращения к ответчику, отменить.

В отмененной части принять новое решение.

Признать решение управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан в <адрес> г. Махачкалы от <дата> незаконным.

Включить период работы в должности артиста балета в группе «<.>» государственного бюджетного учреждения «<.>» с <дата> по <дата> в общий трудовой и страховой стаж ФИО9, дающий право на назначение пенсии по старости (досрочной).

Обязать управление отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан в <адрес> г. Махачкалы назначить ФИО9-Агаевичу страховую пенсию по старости (досрочную) с даты обращения за ее назначением.

В остальной части решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО9 адвоката ФИО9 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1255/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее