РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 июля 2021 года г.Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Шаучунайте Е.Ю., с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора г.Шелехова Стреляева А.И., представителя ответчика – директора муниципального казенного учреждения Шаманского муниципального образования «Шаманский центр культуры и благоустройства» - Нестеровой О.Я., действующей на основании распоряжения о приеме на работу *номер скрыт* *дата скрыта*,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1045/2021 по административному исковому заявлению Прокурора г.Шелехова, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к муниципальному казенному учреждению Шаманского муниципального образования «Шаманский центр культуры и благоустройства» об обязании провести работы по обследованию и категорированию объектов учреждения, разработке и утверждению паспорта безопасности объектов, организации пропускного режима и контроля за его соблюдением в соответствие с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор г.Шелехова обратился в Шелеховский городской суд в интересах в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних с административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что Прокуратурой г.Шелехова в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере соблюдения требований к антитеррористической защищённости объектов культуры выявлены факты ненадлежащего исполнения Муниципальным казенным учреждение Шаманского муниципального образования «Шаманский центр культуры и благоустройства» (далее - МКУ «Шаманский ЦКБ»,) обязанностей по созданию условий для безопасного предоставления услуг в сфере культуры и досуга населения.
Так, в ходе проведенной прокуратурой города в июне 2020 года проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объектов МКУ «Шаманский центр культуры и благоустройства»: дом культуры с. Шаманка (Шелеховский р-он, с. Шаманка, ул. Советская, д. 23), клуб с.Моты (Шелеховский р-он, с. Моты, пер.Солнечный, д. 7а), библиотека с. Моты (Шелеховский р-он, с. Моты, пер. Солнечный, д. 8) не соответствует требованиям законодательства РФ об антитеррористической защищённости, что способствует снижению уровня безопасности учреждения и создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В числе прочего было установлено, что в нарушение требований законодательства РФ об антитеррористической защищённости комиссия по обследованию и категорированию указанных объектов культуры не создана, категорирование объектов не проведено, паспорта безопасности объектов культуры не разработаны и не утверждены, на объектах учреждения не организован пропускной режим.
По данному факту прокурором города 19.06.2020 в адрес руководителя МКУ «Шаманский ЦКБ» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.
Так, руководством учреждения до настоящего времени не завершены работы по обследованию и категорированию объектов культуры, не разработаны паспорта безопасности указанных объектов, а также не организован пропускной режим и контроль за его соблюдением.
В соответствии с п.п. 1.6 устава МКУ «Шаманский ЦКБ» (далее – Устав), утвержденного 30.03.2015 Постановлением Администрации Шаманского сельского поселения, учреждение является юридическим лицом.
Согласно п. 1.11 Устава учреждение от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 21 Устава целями деятельности учреждения является организация досуга и приобщения жителей Шаманского муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам; обеспечение библиотечного обслуживания населения с учётом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп.
Учредителем Учреждения является Шаманское муниципальное образование (п. 1.3 Устава). Имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления (п. 3.2 Устава).
Невыполнение обязательных Требований к антитеррористической защищенности объекта культуры может повлечь за собой неблагоприятные последствия от проявлений террористического характера, нарушение прав и законных интересов граждан.
Прокурор г.Шелехова просит обязать муниципальное казенное учреждение Шаманского муниципального образования «Шаманский центр культуры и благоустройства», расположенное по адресу: 666025, Иркутская область, Шелеховский район, село Шаманка, ул. Советская, д. 11, в срок не позднее 31 декабря 2021 года создать комиссию по обследованию и категорированию объектов культуры, провести работы по обследованию и категорированию следующих объектов (территорий) учреждения: дом культуры с. Шаманка (Шелеховский район, с. Шаманка, ул. Советская, д. 23), клуб с. Моты (Шелеховский район, с. Моты, пер. Солнечный, д. 7а), библиотека с. Моты (Шелеховский район, с. Моты, пер. Солнечный, д. 8), разработать и утвердить паспорта безопасности указанных объектов, организовать на объектах учреждения пропускной режим и контроль за его соблюдением в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ об антитеррористической защищённости.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора г.Шелехова Стреляев А.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – директор муниципального казенного учреждения Шаманского муниципального образования «Шаманский центр культуры и благоустройства» - Нестерова О.Я., действующая на основании распоряжения о приеме на работу *номер скрыт* от *дата скрыта*, в судебном заседании с административными исковыми требованиями согласилась.
Представитель заинтересованного лица Администрации Шаманского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений не представлено.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора г.Шелехова, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. ст. 38, 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья. Государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п.п. 1.6 устава МКУ «Шаманский ЦКБ», утвержденного 30.03.2015 Постановлением Администрации Шаманского сельского поселения, учреждение является юридическим лицом.
Согласно п. 1.11 Устава учреждение от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 21 Устава целями деятельности учреждения является организация досуга и приобщения жителей Шаманского муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам; обеспечение библиотечного обслуживания населения с учётом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп.
Учредителем Учреждения является Шаманское муниципальное образование (п. 1.3 Устава). Имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления (п. 3.2 Устава).
Судом установлено, что ходе проведенной прокуратурой города в июне 2020 года проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объектов МКУ «Шаманский центр культуры и благоустройства»: дом культуры с. Шаманка (Шелеховский р-он, с. Шаманка, ул. Советская, д. 23), клуб с. Моты (Шелеховский р-он, с. Моты, пер. Солнечный, д. 7а), библиотека с. Моты (Шелеховский р-он, с. Моты, пер. Солнечный, д. 8) не соответствует требованиям законодательства РФ об антитеррористической защищённости, что способствует снижению уровня безопасности учреждения и создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В нарушение требований законодательства РФ об антитеррористической защищённости комиссия по обследованию и категорированию указанных объектов культуры не создана, категорирование объектов не проведено, паспорта безопасности объектов культуры не разработаны и не утверждены, на объектах учреждения не организован пропускной режим.
По данному факту прокурором города 19.06.2020 в адрес руководителя МКУ «Шаманский ЦКБ» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.
Так, руководством учреждения до настоящего времени не завершены работы по обследованию и категорированию объектов культуры, не разработаны паспорта безопасности указанных объектов, а также не организован пропускной режим и контроль за его соблюдением.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию проявлений терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ).
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе, объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.
Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (с изм. от 18.03.2020) «О противодействии терроризму» юридические лица, использующие принадлежащее им имущество - объекты (территории) в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности таких объектов (далее по тексту - Требования) утверждены постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 и вступили в законную силу 21.02.2017.
Согласно п. 5 Требований категорирование объектов (территорий) осуществляется в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта.
При этом, категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
В соответствии с п. 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований (21.02.2017).
Пунктом 7 Требований Установлено, что срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.
Согласно п. 18 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории), после чего в течение месяца составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий (п. 19 Требований).
В соответствии с п. 41 Требований на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности.
Согласно п. 43 Требований паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления.
Кроме того, в соответствие с пп. «в» п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях).
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что невыполнение обязательных Требований к антитеррористической защищенности объекта культуры может повлечь за собой неблагоприятные последствия от проявлений террористического характера, нарушение прав и законных интересов граждан.
Учреждения культуры являются потенциальными объектами для террористических посягательств, вследствие постоянного пребывания в нем граждан, в том числе несовершеннолетних.
МКУ «Шаманский ЦКБ» является одним из важных объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения населения с массовым пребыванием людей, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье граждан во время осуществления деятельности, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
В свою очередь, отсутствие антитеррористической защищенности учреждения культуры способствует снижению уровня безопасности данного учреждения от возможных террористических проявлений, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, в том числе несовершеннолетних, пользующихся услугами МКУ «Шаманский ЦКБ».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора г.Шелехова, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к муниципальному казенному учреждению Шаманского муниципального образования «Шаманский центр культуры и благоустройства» об обязании провести работы по обследованию и категорированию объектов учреждения, разработке и утверждению паспорта безопасности объектов, организации пропускного режима и контроля за его соблюдением в соответствие с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение Шаманского муниципального образования «Шаманский центр культуры и благоустройства», расположенное по адресу: 666025, Иркутская область, Шелеховский район, село Шаманка, ул. Советская, д. 11, в срок не позднее 31 декабря 2021 года создать комиссию по обследованию и категорированию объектов культуры, провести работы по обследованию и категорированию следующих объектов (территорий) учреждения: дом культуры с. Шаманка (Шелеховский район, с. Шаманка, ул. Советская, д. 23), клуб с. Моты (Шелеховский район, с. Моты, пер. Солнечный, д. 7а), библиотека с. Моты (Шелеховский район, с. Моты, пер. Солнечный, д. 8), разработать и утвердить паспорта безопасности указанных объектов, организовать на объектах учреждения пропускной режим и контроль за его соблюдением в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ об антитеррористической защищённости.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в 17 часов 28 июля 2021 года.
Судья О.И.Плындина