КОПИЯ
Гражданское дело №2-3807/2024
24RS0056-01-2024-004893-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2024 г. г. Красноярск
Центральный районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,
при секретаре Споткай Д.Е.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Красноярска Глуховой К.В.,
представителя третьего лица Копылова Е.Л., действующего по доверенности от 24.09.2024 сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Чернышевой Оксаны Михайловны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждение «Средняя школа №155 имени героя советского союза Мартынова Д.Д.» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Красноярска в интересах Чернышевой О.М. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждение «Средняя школа № 155 имени героя советского союза Мартынова Д.Д.» (далее – МБОУ СШ №155) о взыскании заработной платы. Требования мотивирует тем, что Чернышева О.М. принята на работу в <данные изъяты> педагогом дополнительного образования по внешнему совместительству на 0,5 ставки в соответствии с трудовым договором от №. На основании ст. 1 Федерального закона от 19.06.200 № 82-Ф «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 16 242 рубля в месяц. В соответствии с п. 4.2 трудового договора от 18.09.2023 №266 работнику устанавливает районный коэффициент в размере 1,3 к заработной плате. Согласно п. 4.1 настоящего трудового договора работнику устанавливается процентная надбавка за стаж работы в южных районах Красноярского края в размере 30%. В нарушение требований работодателем с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата начислялась в размере ниже минимального размера оплаты труда. На основании изложенного, прокурор Центрального района г. Красноярска просит взыскать с МБОУ СШ №155 в пользу Чернышевой О.М. невыплаченную заработную плату за период с сентября 2023 по декабрь 2023 в размере 18 005 рублей 92 копеек.
Представитель процессуального истца - помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Глухова К.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Чернышева О.М. в судебное заседание не явилась, о дате и времени дела слушанием извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель ответчика МБОУ СШ №155 в судебное заседание не явился, о дате и времени дела слушанием извещался надлежащим образом, директором МБОУ СШ №155 Кузнецовой Е.П. ранее представлены суду письменные возражения на исковое заявление, в которых просила в заявленных исковых требованиях отказать истцу в полном объеме. Так, регулирование оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска осуществляется в рамках краевой политики с учётом положений Закона Красноярского от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда краевых государственных учреждений», а также в соответствии с постановлением Главы г. Красноярска от 27.01.2010 N 14 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска» (вместе с «Перечнем должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности»), положения которого соответствуют краевому законодательству. Абзацем 2 п. 2.1 ст. 4 Закона №9-3864 установлено, что - работникам, месячная заработная плата которых по основному месту работы при не полностью отработанной норме рабочего времени ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, исчисленного пропорционально отработанному времени, установить региональную выплату, размер которой для каждого работника определяется как разница между размером заработной платы, установленным настоящим пунктом, исчисленным пропорционально отработанному работником времени, и величиной заработной платы конкретного работника за соответствующий период времени. Указанное условие о предоставлении региональной выплаты только по основному месту работы установлено и в пункте 4.14.2 Постановления, а также и в коллективном договоре школы пункт 4.11.1. Размер Региональной выплаты в 2023 году в соответствии с Законом № 9-3864 был установлен в размере 25 988 рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Школа является получателем субсидий на выполнение муниципального задания. Условия и порядок предоставления региональной выплаты установлен нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Также директором МБОУ СШ № 155 Кузнецовой Е.П. направлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений отрасли «Образование» - Левобережная» - Копылов Е.Л., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора Центрального района г. Красноярска, поддержал позицию ответчика, изложенную в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица Департамента финансов администрации г. Красноярска – Корнеева М.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушанием дела извещена надлежащим образом, направила письменные возражения на исковое заявление, содержащие ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в которых полагала заявленные требования неподлежащими удовлетворению. Так, механизм обеспечения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), в частности, при работе в режиме неполного рабочего времени, федеральным законодательством не определён. Вопрос обеспечения МРОТ при работе по совместительству Трудовым кодексом РФ также не урегулирован. В силу статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Обеспечение заработной платы на уровне МРОТ в городе в муниципальных учреждениях осуществляется посредством установления региональной выплаты. Исходя из системного толкования норм трудового законодательства, работа по совместительству не может являться основным местом работы и не предполагает выработки полной нормы рабочего времени (за исключением некоторых категорий работников), в связи с чем, предоставление доплаты до МРОТ путем осуществления региональной выплаты работникам, работающим на условиях совместительства, не предусматривается.
Представители третьих лиц Главного управления образования администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска, в судебное заседание не явились, о дате и времени дела слушанием извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что ответчик, третьи лица, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в силу ст. 167 ГПК РФ
Выслушав процессуального истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, за вознаграждение на труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы.
Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения между работодателем и работником возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с трудовым кодексом.
Как следует из ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Согласно абз. 5 ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: условия оплаты труда (в том числе, размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Пунктом 3 ст. 93 ТК РФ установлено, что при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
В силу ст. 60.1 ТК РФ, работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Согласно ст. 282 ТК РФ, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Статьей 284 ТК РФ предусмотрено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.
В соответствии с п. 4.14.2 Примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, утвержденного Постановлением Главы г. Красноярска от 27.01.2010 N14, работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера ниже размера заработной платы, установленного Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", предоставляется региональная выплата.
Региональная выплата для работника рассчитывается как разница между размером заработной платы, установленным Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", и месячной заработной платой конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).
Работникам, месячная заработная плата которых по основному месту работы при не полностью отработанной норме рабочего времени ниже размера заработной платы, установленного Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", исчисленного пропорционально отработанному времени, устанавливается региональная выплата, размер которой для каждого работника определяется как разница между размером заработной платы, установленным Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", исчисленным пропорционально отработанному работником времени, и величиной заработной платы конкретного работника за соответствующий период времени.
Пунктом 2.1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" предусмотрено аналогичное положение в части региональной выплаты.
Согласно письму Департамента финансов администрации г. Красноярска №06-13, размер заработной платы, применяемый в целях расчета региональной выплаты для работников бюджетной сферы г. Красноярка с 01.01.2023 будет составлять 25 988 рублей. С учетом внесенных изменений обеспечено установление с 01.01.2023 уровня заработной платы работников бюджетной сферы в размере не менее минимального размера оплаты труда (16 242) с начислением сверх него районного коэффициента и процентной надбавки.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность по доказыванию отсутствия неправомерных действий лежит на работодателе, а не на работнике.
Таким образом, законодатель возложил бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение при рассмотрении данной категории споров, на работодателя, предоставив тем самым работнику гарантию защиты его трудовых прав при рассмотрении трудового спора.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ СШ №155 (работодатель) и Чернышевой О.М. (работник) был заключен трудовой договор № на неопределенный срок, в соответствии с которым Чернышева О.М. была принята на работу по внешнему совместительству на должность педагога дополнительного образования в <адрес> на 0,5 ставки (9 ч.) (п. п. 1.1-1.2, 1.4-1.6 трудового договора).
Согласно п. 4.1 настоящего договора, за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовых договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад, ставка заработной платы – 7 926 рублей.
В соответствии с п. 4.2 трудового договора, работнику производятся выплат компенсационного характера: районный коэффициент – 1,3; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края с особыми климатическими условиями в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 1,3.
Работнику на момент заключения трудового договора устанавливаются следующие виды персональных выплат: за опыт работы в занимаемой должности на 18.09.2023 – 5 лет 6 месяцев – 15%. (п. 4.3.1 трудового договора).
Пунктом 4.4 трудового договора предусмотрено, что заработная плата производится работникам не реже чем каждые полмесяца (25 числа текущего месяца – за первую половину месяца и 10 числа месяца, следующего за отработанным за вторую половину месяца).
Продолжительной рабочего времени для работника устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 18 часов в неделю. Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя, 2 выходных дня – суббота, воскресенье. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) работника устанавливается в размере 0,5 (9 часов) ставки согласно учебному плану (учебным программам).
Согласно табелям учета рабочего времени №№80, 86, 93, расчетным листкам истца, с учетом нагрузки в размере 0,5 ставки Чернышевой О.М. в ДД.ММ.ГГГГ
Из расчетных листков истца, ведомостей на зачисление заработной платы (аванса), платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 2.8.1 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования.
На основании ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года в сумме 16 242 рубля в месяц.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П закреплено, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21 августа 1992 г. N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 и региональным трехсторонним соглашением по регулированию социально-трудовых отношений на 1992 год, с учетом ходатайств предприятий и организаций, с 1 сентября 1992 г. установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,2) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов Красноярского края, включая г. Красноярск. Затраты на введение районного коэффициента 1,3 постановлено осуществлять за счет средств предприятий и организаций. Расходы юридических лиц на введение районного коэффициента в размере 1,3 учитываются в составе затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края», введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Исходя из условий трудового договора о работе истца на 0,5 ставки, за которую должно быть оплачено не менее 50% от минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента, процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, (по 30%), фактически отработанного истцом часов рабочего времени суд полагает требования истца о взыскании доплаты заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так, исходя из минимального размера оплаты труда, действующего с 01.01.2023 Чернышевой О.М. должно было быть начислено:
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ за период с сентября 2023 года по декабрь 2023 года Чернышевой О.М. недоначислена заработная плата в размере 18 005 рублей 92 копейки, согласно следующему расчету: (2 715,09 + 3 887,49 + 5 701,67 + 5 701,67), где:
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик МБОУ СШ №155, третье лицо МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений отрасли «Образование» - «Левобережная» возражая против заявленных требований ссылаются на то, что работа по совместительству не может являться основным местом работы и не предполагает выработки полной нормы рабочего времени, в связи с чем, предоставление доплаты до МРОТ путем осуществления региональной выплаты работникам, работающим на условиях совместительства, не предусматривается.
Сданными доводами суд не может согласиться, поскольку в соответствии со ст. 37 Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в Российской Федерации, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу указанных правовых норм минимальный размер оплаты труда предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Таким образом, указанные выше гарантии размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума, не могут быть поставлены в зависимость от того выполняется ли работа по основному месту, либо в свободное от основной работы время, при этом заработная плата работника зависит только от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, с гарантированным правом получать вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета в размере, в котором истец в силу закона освобожден от ее уплаты при подаче иска в сумме 720 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Чернышевой Оксаны Михайловны (<данные изъяты>) удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 155 имени героя советского союза Мартынова Д.Д.» (ИНН 2466278630) в пользу Чернышевой Оксаны Михайловны (<данные изъяты>) задолженность по заработной плате в размере 18 005 рублей 92 копейки.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 155 имени героя советского союза Мартынова Д.Д.» (ИНН 2466278630) в доход бюджета государственную пошлину в размере 720 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: (подпись) Е.Н. Зернова
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2024 г.
Копия верна.
Судья Е.Н. Зернова