Решение по делу № 2-5527/2021 от 16.08.2021

    Дело

    РЕШЕНИЕ

    ИФИО1

    29 октября 2021 года                                     <адрес>

    Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Омаровой М.А., при секретаре ФИО3, с участием представителя заявителя ФИО4, представителя заинтересованного лица ФИО5,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении факта оставления детей без попечения родителей,

    УСТАНОВИЛ:

    ФИО2 обратился в суд с заявлением об установлении факта оставления детей без попечения родителей.

    Иск мотивирован тем, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по путевке Министерства просвещения Дагестана АССР от ДД.ММ.ГГГГ из дома ребёнка <адрес> был переведен в дошкольный детский <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ по путевке Министерства просвещения Дагестанской АССР их Хасавюртовского детского <адрес> был переведен в детский <адрес> в первый класс.

    Далее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником Детского <адрес>.

    Биологические родители никогда не звонили, не писали писем. ФИО2 их не знает и не помнит.

    Установление факта оставления без попечения родителей необходимо для реализации права, предусмотренного ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 заявленное требование поддержал, просил удовлетворить.

    Представитель органа опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании заявленные требования просила оставить на усмотрение суда.

    Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. При рассмотрении заявления об установлении факта нахождения без попечения родителей, юридическое значение имеет статус родителей, были ли они лишены родительских прав либо ограничены в правах, признавались ли безвестно отсутствующими, недееспособными, отбывают наказание в виде лишения свободы, либо они неизвестны.

Поскольку ФИО2 в заявлении ссылается на нормы Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указав, что установление данного факта ей необходимо для реализации права на социальную защиту и поддержку, предусмотренную ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", т.е. для улучшения жилищных условий, суд полагает необходимым обратить внимание на нижеследующее.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ, закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

Так, законом закреплены следующие статусы в зависимости от возрастных групп: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказаний в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку в силу прямого указания данного Закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являющегося необходимым условием получения мер социальной поддержки.

Преамбулы указанного Федерального закона позволяют признать, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет и прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с названным Федеральным законом.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, являющегося приложением к письму Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N ВК-615/07, включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в список субъекта Российской Федерации должно осуществляться, в том числе, на основании заявления лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае непринятия мер по включению указанных лиц в список до достижения ими 18-летнего возраста.

    Как следует из материалов дела ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по путевке Министерства просвещения Дагестана АССР от ДД.ММ.ГГГГ из дома ребёнка <адрес> был переведен в дошкольный детский <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ по путевке Министерства просвещения Дагестанской АССР их Хасавюртовского детского <адрес> был переведен в детский <адрес> в первый класс.

    Далее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником Детского <адрес>.

    Биологические родители никогда не звонили, не писали писем. ФИО2 их не знает и не помнит.

    Установление факта оставления без попечения родителей необходимо для реализации права, предусмотренного ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления ФИО2 об установлении факта оставления детей без попечения родителей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

    Заявление ФИО2 об установлении факта оставления детей без попечения родителей – удовлетворить.

    Установить факт, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. относился к категории детей оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: судья            М.А. Омарова

2-5527/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Омарова Мадина Анаварбековна
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее