Решение по делу № 33-4029/2017 от 05.09.2017

Дело № 33-4029 Судья Павлов Э.Ю. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Гудковой М.В.,

судей Титова С.Е., Беляк А.С.,

при секретаре Ахмедовой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

19 сентября 2017 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе АО «АтомЭнергоСбыт»

на решение Оленинского районного суда Тверской области

от 28 июня 2017 года, которым постановлено:

«Иск Смирнова О.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия обособленного подразделения Оленинскоерайонное отделение Ржевского отделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» по начислению Смирнову О.А. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнегоСбыт» в пользу Смирнова О.А. излишне уплаченные денежные средства за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>

Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнегоСбыт» в доход бюджета муниципального образования Тверской области Оленинский район государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Судебная коллегия

установила:

Смирнов О.А. обратился в суд с иском к АО «АтомЭнергоСбыт», ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт АО «АтомЭнергоСбыт», обособленному подразделению Оленинского района Ржевского межрайонного отделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» и просил признать незаконными действия обособленного подразделения Оленинское районное отделение Ржевского межрайонного отделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению ему за потребленную энергию на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также взыскать с АО «АтомЭнергоСбыт» в его пользу излишне уплаченные денежные средства за электроснабжение в размере <данные изъяты>

Исковые требования мотивированы тем, что Смирнов О.А. является собственником квартиры <адрес>. Жители его дома создали товарищество собственников жилья «<данные изъяты>», которое ДД.ММ.ГГГГ с Управлением жилищно-коммунального хозяйства Оленинского района заключило договор управления домом. Таким образом, Управление ЖКХ, в сложившихся отношениях, является исполнителем жилищных и коммунальных услуг, в том числе, в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей. Собственниками помещений жилого дома, товариществом собственников жилья «<данные изъяты>» не принималось решение о внесении платы за коммунальную услугу - электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации, в роли которой выступает Оленинское районное отделение Ржевского межрайонного отделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт».

Между тем, Оленинское отделение Ржевского межрайонного отделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» требует от жильцов его дома, в том числе и с него, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Согласно имеющимся у него платежным квитанциям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, ответчик производил ему начисление за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, и за указанный период он произвел оплату в размере <данные изъяты>. Между тем считает, что действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме. В связи с чем Смирнов О.А. проси признать действия ответчика по начислению ему платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в указанный период незаконными, а также взыскать в его пользу излишне уплаченную им сумму денежных средств.

Предъявление ответчиком платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, собственникам жилых помещений, возложение на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги) является нарушением прав потребителей, поскольку нарушается порядок расчетов, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании истец Смирнов О.А. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, при этом уменьшил размер взыскиваемых денежных средств до <данные изъяты> рублей, пояснив, что при проведении первоначального расчета допустил ошибку, включив в сумму денежные средства, в том чисел и не оплаченные им.

Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт», наделенная полномочиями представлять интересы Общества в целях осуществления деятельности Ржевского отделения Обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», Лебедева А.И. с исковыми требованиями не согласилась, поддерживала доводы отзыва на исковое заявление.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление ЖКХ Оленинского района Тверской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явилось.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» просит решение суда отменить, как необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ответчик указывает, что решение суда не содержит мотивированных выводов относительно обстоятельств дела, доказательств, а также мотивов, в соответствии с которыми, суд отклоняет доводы ответчика.

Ссылаясь на статьи 153, 154, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик указывает, что предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения договора с ресурсоснабжающей организацией.

На основании Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124, считает, что если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, при этом, выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Обоснованность позиции ответчика, подтверждается многочисленной судебной практикой по данной категории споров.

Управляющая компания осуществлявшая управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не заключала с Гарантирующим поставщиком договор электроснабжения. Судом первой инстанции данный факт не изучался, и не был принят во внимание при вынесении решения суда.

Судом не было привлечено к участию в деле ТСЖ «<данные изъяты>», в то время как судом рассматривался вопрос, затрагивающий права и обязанности данного лица.

АО в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» указывает также на то, что как следует из ЕГРЮЛ адресом (местом нахождения) АО «АтомЭнергоСбыт» является <данные изъяты>. Судом не было надлежащим образом извещено юридическое лицо АО «АтомЭнергоСбыт», что в силу части 4 пункта 2 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием к отмене решения суда.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» Лебедева А.И. поддержала требования апелляционной жалобы. Дополнительно пояснила, что письмом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что исполнение законных требований ресурсоснабжающей организации об оплате коммунальных услуг не может нарушать права и законные интересы граждан, поскольку такой платеж предусмотрен нормативными актами.

Истец Смирнов О.А., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление ЖКХ Оленинского района Тверской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин отсутствия не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.

С учетом статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

Судом первой инстанции установлено, что Смирнов О.А. является собственником <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений дома <адрес> решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья, для чего постановлено создать товарищество собственников жилья «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ товариществом собственников жилья «<данные изъяты>» заключен договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией Управление жилищно-коммунального хозяйства Оленинского района Тверской области.

На основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ АО «АтомЭнергоСбыт» с ДД.ММ.ГГГГ является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Тверской области за исключением второй зоны деятельности ОАО «<данные изъяты>» и зоны деятельности ОАО «<данные изъяты>».

Приказом АО «АтомЭнергоСбыт» от ДД.ММ.ГГГГ созданы обособленные подразделения, в том числе обособленное подразделение Оленинское районное отделение Ржевского отделения «ТверьАтомЭнергоСбыт».

АО «АтомЭнергрСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» Смирнову О.А. производились начисления за электроэнергию в местах общего пользования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету отдельной строкой.

Согласно данным лицевой карты потребителя за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, представленного истцом расчета, а также квитанций, общая сумма платежа за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.

В силу статьей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей в период спорных правоотношений, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям.

При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями
(части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей в период спорных правоотношений, было предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Таким образом, законом однозначно установлено право и обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей помещений в таком доме по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, в случае осуществления управления домом управляющей организацией, вносить плату за коммунальные услуги управляющей организации, а также исключения из данного общего правила, к которым относятся случаи, предусмотренные частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Из содержания указанной нормы права следует, что плата за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, при указанных способах управления домом, может вноситься на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом право изменять установленный законом порядок оплаты коммунальных услуг решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не касается коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

В части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ, установлено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, и положениями Постановления Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг – управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 названных Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.

В пункте 8 указанных Правил установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с
пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Согласно пункту 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, условия предоставления коммунальных услуг зависят от выбранного способа управления многоквартирным домом, и при управлении управляющей организацией определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

При этом действующее до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период спорных правоотношений, жилищное законодательство не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом
(часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Фактов принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, судом не установлено.

Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице его обособленного подразделения Оленинское районное отделение Ржевского отделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производило расчет, требовало от Смирнова О.А., собственника квартиры <адрес>, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Факт предъявления обособленным подразделением Оленинское районное отделение Ржевского межрайонного отделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» счетов на оплату электроэнергии в местах общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и их оплата подтверждается квитанциями на имя Смирнова О.А.

Доводы АО «АтомЭнергоСбыт» о том, что установленный в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение, что в случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, АО «АтомЭнергоСбыт» как ресурсоснабжающая организация, не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе и на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг, и при исполнении указанных обязанностей ответчик в силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, вправе требовать и получать от потребителей оплату предоставленных коммунальных услуг были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно им отвергнуты.

Отвергая доводы «АтомЭнергоСбыт», суд правильно исходил из того, что действующим в спорный период законодательством ресурсоснабжающим организациям не было предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от собственников помещений многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Доводы о том, что такое право возникало у ресурсоснабжающей организации в связи с отсутствие заключенного в письменной форме с
управляющими организациями договора энергоснабжения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, которое не учитывает содержащееся в приведенных выше статьях Жилищного кодекса Российской Федерации прямое указание на внесение жителями многоквартирных домов, управление которым осуществляется управляющими организациями, платы за коммунальные услуги, в том числе платы за электроэнергию на общедомовые нужды, управляющей организации, о праве на выставление платежных документов на такую оплату именно управляющей компании, на случаи и основания, при которых внесение платы возможно жителями таких домов непосредственно ресурсоснабжающей организации, а также указание на невозможность внесения платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.

Отсутствие договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией законом к случаям, при которых начисление и взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, при управлении домом управляющей организацией не отнесено.

При таких обстоятельствах, доводы о том, что АО «АтомЭнергоСбыт» производит начисление и взимание платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды многоквартирных домов, в отношении которых управляющими организациями не заключен договор о приобретении электроэнергии, не имеют определяющего значения для разрешения заявленного спора и не свидетельствуют о законности оспариваемых истцом действий АО «АтомЭнергоСбыт».

Само по себе отсутствие в спорный период договорных отношений между АО «АтомЭнергоСбыт» и Управлением Жилищно-коммунального хозяйства Оленинского района не является основанием для возникновения у АО «АтомЭнергоСбыт» права на взимание платы за поставку электроэнергии на общедомовые нужды с собственников жилых помещений.

Действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению жителям многоквартирных жилых домов платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома.

Положения Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, на которые ссылается АО «АтомЭнергоСбыт», порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не изменяют.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, и положениями Постановления Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг – управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Управляющие организации в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.

Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.

Положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил от 06 мая 2011 года № 354 указанные выводы не опровергает.

В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей в период спорных правоотношений редакции,предусматривалось, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из наименования данной статьи, в ней регулируются отношения по определению размера платы за коммунальные услуги, а не порядок внесения собственниками и нанимателя жилых помещений платы за коммунальные услуги. Положения данной статьи не отменяют установленный статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок внесения платы за коммунальные услуги при выборе способа управления управляющей организацией, данной организации.

Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, в силу пункта 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.

Между тем, судом установлено и не оспаривается, что после присвоения статуса гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» поставляло электроэнергию в многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение.

Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем отношения должны рассматриваться как договорные.

Несоблюдение простой письменной формы сделки не свидетельствует об отсутствии договорных отношений.

С учетом указанных выше обстоятельств, отношения между управляющей организацией, товариществом собственников жилья, осуществляющими управление жилым домом и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.

При этом следует учитывать, что указанные организации управляли домом, являлись исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязаны были с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой рассчитаться за коммунальные услуги с ресурсоснабжащей организацией, то есть являлось стороной в сложившихся отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда не могут быть приняты во внимание, поскольку поставляя коммунальный ресурс, гражданам, использующим его для личных, бытовых нужд, к которым относятся и содержание общего имущества жилого дома, учитывая, что управление домом по поручению собственников осуществляет управляющая организация, у ресурсоснабжающей организация возникают правоотношения и с управляющей организацией.

Принятое Министерством энергетики Российской Федерации решение о присвоении с ДД.ММ.ГГГГ статуса гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Тверской области иной организации не должно отражаться на жилищных правах граждан, принявших и реализовавших решения о выборе способа управления многоквартирным домом, в частности на праве получать платежные документы об оплате коммунальных услуг и вносить плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, управляющей организации, товариществу собственников жилья и т.п., в связи с возникшей у такой организации и не реализованной обязанностью заключить в письменной форме договор энергоснабжения с организацией, которой присвоен статус гарантирующего поставщика.

В соответствии со статьями 3, 4, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает гражданские дела в пределах заявленных требований. Ссылка ответчика на содержание судебных решений, принятых по аналогичным спорам, судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае решение суда по иному гражданскому делу с иными сторонами и по другим обстоятельствам не имеет никакого преюдициального значения для настоящего спора в порядке статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, какого-либо нарушения принципа единообразия судебной практики судебной коллегией не усматривается

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)», что свидетельствует о том, что с момента введения в действие закона собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме при наличии об этом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вправе вносить плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающим организациям.

Данные изменения вступили в силу с 30 июня 2015 года и распространяются на правоотношения сторон, после указанной даты.

Вместе с тем, в таком порядке плата может вноситься также только в том случае, если собственниками помещений многоквартирного дома принято на общем собрании решение о внесении платы за электроэнергию потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.

Доказательств принятия такого решения собственниками дома, в котором находится жилое помещение, принадлежащее истцу, после внесения указанных изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, в деле не имеется, что свидетельствует об обоснованности выводов суда о том, что и в период после ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не имел права выставлять квитанции и получать непосредственно от истца плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившиеся в не привлечении ТСЖ «<данные изъяты>» к участию в деле повлиять на отмену постановленного решения не могут, так как права последнего судебным актом не нарушаются, решение о правах и обязанностях данного Товарищества не принималось.

Доводы об отсутствии сведений о надлежащем извещении АО «АтомЭнергоСбыт» по адресу: <адрес> также являются необоснованными, поскольку опровергаются уведомлением о получении АО «Атомэнергосбыт» ДД.ММ.ГГГГ судебного извещения, направленного судом именно по указанному адресу (л.д.109), направлением представителем АО «АтомЭнергоСбыт» Лебедевой А.И., действующей на основании доверенности отДД.ММ.ГГГГ , выданной АО «АтомЭнергоСбыт», ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителя в судебном заседании Арбитражного суда Тверской области, участием представителя АО «АтомЭнергоСбыт» Лебедевой А.И. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ после объявленного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ перерыва. Право ответчика на участие в судебном заседании нарушено не было.

Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, получившие надлежащую оценку, сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Оленинского районного суда Тверской области от 28 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «АтомЭнергоСбыт» – без удовлетворения.

Председательствующий: М.В. Гудкова

Судьи: С.Е. Титов

А.С. Беляк

33-4029/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнов О.А.
Ответчики
АО «Атомэнергосбыт»
ОП Олененское районное отделение Ржевского отделения«ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт»
ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт»
Другие
Управление ЖКХ Оленинского района Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Гудкова Марина Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
19.09.2017Судебное заседание
10.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2017Передано в экспедицию
19.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее