Решение по делу № 2-488/2016 от 11.03.2016

Гражданское дело №2-488/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 года                              п. Ясногорск

    Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Турановой К.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Читаэнергосбыт» к Жабиной ЛА, Жабиной ОН о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу на общедомовые нужды и встречному иску Жабиной ЛА к открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт», ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, признании действий незаконными, понуждении к исполнению обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Читаэнергосбыт» обратилось в суд с требованиями к ответчикам Жабиной Л.А., Жабиной О.Н., в обоснование указав, что ответчица Жабина Л.А., проживающая по адресу <адрес>, является потребителем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее ОДН) лицевой счет . Истец предоставляет потребителю коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, однако должник свои обязательства по оплате коммунальных услуг не выполняет. В связи, с чем образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 5994,97 рублей.

Просил суд взыскать с ответчиков задолженность по оплате за коммунальную услугу на общедомовые нужды в размере 5994,97 рублей.

В ходе судебного разбирательства от истца – начальника ЮМРО ОАО «Читаэнергосбыт» Григорьевой И.В. поступило ходатайство об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу, в связи с оплатой задолженности ответчиками.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в данной части прекращено.

Истец Жабина Л.А. обратилась в суд со встречными требованиями к ОАО «Читаэнергосбыт», ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее ПАО «МРСК Сибири») с требованиями о признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, понуждении произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по нормативу потребления.

    В обоснование требований указала, что является потребителем коммунальной услуги в виде электроснабжения, предоставляемой ответчиком в жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ей поступают от ответчика счета по оплате за электроэнергию, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. С предъявляемыми квитанциями об оплате за ОДН она не согласна, так как дом, в котором она проживает, ветхий. В соответствии с законодательством, в ветхих домах, не прошедших до ДД.ММ.ГГГГ. капитального ремонта не должны устанавливаться приборы учета ОДН и начисляться платежи.

Просит суд признать установку общедомового прибора учета электроэнергии незаконной. Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в части оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления коммунальной услуги (электроснабжения) на общедомовые нужды.

В судебном заседании 12.07.2016г. истица Жабина Л.А. исковые требования поддержала. Суду показала, что в настоящее время она продала квартиру, расположенную по адресу <адрес>, собственником этого помещения она не является. Однако, при продаже квартиры она была вынуждена оплатить сумму задолженности по ОДН, поскольку покупатели отказывались покупать квартиру с имеющейся задолженностью. Дом по <адрес> – старый, 1948 года постройки, требуется капитальный ремонт. Управляющей компании в доме нет. Дом неблагоустроенный, никто не хочет с ним работать. Ее попросил подписать акт допуска от ДД.ММ.ГГГГ. представитель МРСК ФИО5, она и подписала, собственники жилых помещений не уполномочили ее на подписание этого акта.

В настоящем судебном заседании истица Жабина Л.А. участия не принимала, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, на требованиях настаивала.

    Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» Пагеева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала. Представила отзыв на исковое заявление, указав, что требования Жабиной Л.А. не подлежат удовлетворению в виду следующего. ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии. Поставка электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, осуществляется на основании договора энергоснабжения. Согласно действующему законодательству, собственники данного жилого помещения должны были обеспечить его приборами учета, чего ими не было сделано. Сетевая организация ПАО «МРСК Сибири» произвела установку в данном жилом помещении коллективного прибора учета, который принят в качестве расчетного на основании акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ. Данный прибор учета технически пригоден, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию, следовательно, у ОАО «Читаэнергосбыт» отсутствовали законные основания не принимать значение указанного прибора учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Просит суд в удовлетворении требований Жабиной Л.А. отказать в полном объеме.

    Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» Маркова О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не участвовала. Представила отзыв на исковое заявление, указав следующее. Требование в части признания незаконной установки общедомового прибора учета, не подлежит удовлетворению. Собственниками многоквартирного жилого <адрес> не решался вопрос об оплате электроэнергии, предоставляемой на ОДН свыше норматива. Таким образом, начисление платы не должно превышать установленный законом норматив. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, ТСЖ, Жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. В данном случае порядок оплаты коммунальных услуг зависит от выбранного жильцами способа управления, а право взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Вне зависимости от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета, собственники многоквартирного <адрес>, обязаны нести расходы на потребление электрической энергии по нормативу ввиду наличия управляющей компании, отсутствия непосредственного управления и решения общего собрания собственников об оплате ОДН свыше норматива. Требования ОАО «Читаэнергосбыт» о взыскании платы за ОДН с собственников и нанимателей <адрес>, является незаконным. ДД.ММ.ГГГГ. силами ПАО «МРСК Сибири» совместно с представителями ОАО «Энергобаланс «Сибирь», ООО УК «Интервал» в РЩ-0,4 кВ установлен прибор учета тип ЦЭ 6803В с показаниями 000001, который фиксирует объем отпущенной электроэнергии в многоквартирном <адрес>. отсутствие направленных в адрес собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного <адрес> уведомлений о дате и времени допуска ОДПУ не влияет на его технические функции по считыванию объема потребления энергоресурса. ПАО «МРСК Сибири» проводило только монтажные работы, связанные с установкой ОДПУ. Согласно актам проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ. , технической проверки/допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении прибора учета неоднократно производились технические проверки, результатом которых является заключение о допуске прибора учета в эксплуатацию. Просит суд отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

    Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц - участников процесса, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

    Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В силу ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На основании ч.1 ст. 540 ЖК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса (абз. 2 ч. 1 ст. 540 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН).

Согласно п. 44 Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 приложения N 2 к Правилам (Раздел III. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме).

Судом установлено, что ОАО «Читаэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение населения электрической энергией. ОАО «МРСК Сибири» - сетевая организация.

Из материалов дела следует, что Жабина Л.А. в настоящее время проживает по адресу <адрес>. Ранее (до ДД.ММ.ГГГГ.) фактически проживала по адресу <адрес>. Жилое помещение по названному адресу, принадлежало истице на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.141-142/.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. истица Жабина Л.А. продала жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> /л.д.209-210/.

Многоквартирный <адрес> аварийным и непригодным для проживания не признавался. Однако, на основании постановления администрации ГП «Оловяннинское» А от ДД.ММ.ГГГГ., жилой <адрес> признан пригодным для проживания, но подлежащим капитальному ремонту, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.100-102/.

Согласно сообщению администрации ГП «Оловяннинское» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в жилом <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. управляющая организация отсутствовала. В настоящее время способ управления не выбран /л.д.216/.

Судом установлено, что между истцом и ОАО «Читаэнергосбыт» фактически состоялись договорные отношения, поскольку ОАО «Читаэнергосбыт» приняло на себя обязанность по предоставлению электроэнергии в жилое помещение, в котором истец проживает, и вносит плату за предоставляемую ей электроэнергию.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ ответчик предъявляет истцу помимо затрат на индивидуальное потребление электрической энергии, затраты на ОДН. Свои расчеты ответчик основывал на показаниях коллективного прибора учета, установленного в МКД.

За период с ДД.ММ.ГГГГг. (с момента допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии) по ДД.ММ.ГГГГ. (по дату продажи квартиры) Жабина Л.А. не имеет задолженности по электрической энергии на индивидуальное потребление, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ответчик выставляет задолженность по ОДН, в размере 5994,97 рублей. Исходя из представленных сведений, начисление электроэнергии на ОДН за указанный период производилось исходя из показаний общедомового прибора учета.

В соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.2 ст. 13 ФЗ № 261)

В силу части 5 статьи 13 ФЗ № 261 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Электроснабжение вышеуказанного жилого дома и взимание платы за электроснабжение, осуществляет ОАО «Читаэнергосбыт».

В силу части 9 статьи 13 ФЗ № 261, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В целях исполнения данной обязанности, в соответствии с частью 10 статьи 13 ФЗ № 261, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178.

В соответствии с п. 12 ст. 13 ФЗ № 261, до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.

Согласно п.п. 146 и 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке; под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Согласно п. 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании

Правила допуска приборов учета в эксплуатацию установлены пунктами 152 - 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и дол.

Согласно п. 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию предусматривает проверку и определение готовности прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Сетевая организация в порядке, предусмотренном п. 153 Основных положений, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц и подписывается уполномоченным лицом (п. 154 Основных положений).

Таким образом, показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.

Частью 2 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Однако, суду не представлены документальные сведения, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки, введения в эксплуатацию прибора учета, актов поверки прибора учета электроэнергии.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ., произведена установка ОАО «МРСК Сибири» совместно с представителями ОАО «Энергобаланс «Сибирь», ООО УК «Интервал» в РЩ-0,4 кВ прибора учета тип ЦЭ 6803В с показаниями 000001 в многоквартирном жилом доме <адрес> /л.д.228/.

Актом б/н от ДД.ММ.ГГГГ. произведен допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии по дому <адрес>, данный акт подписан представителями ОАО «МРСК Сибири» ФИО5 и УК «Управа» ФИО8 Представители ОАО «Читаэнергосбыт» и уполномоченный представитель собственников общего имущества дома при подписании данного акта не присутствовали /л.д.238-239/.

Актом б/н от ДД.ММ.ГГГГ. произведен допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в многоквартирном жилом <адрес>, при его подписании присутствовали представители ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» ФИО9 и представитель управляющей компании. Однако представители гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт» и собственников дома не присутствовали /л.д.231/.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ. допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в многоквартирном жилом <адрес>, при его подписании присутствовали представители ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» ФИО10 Представители гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт» и уполномоченный представитель собственников общего имущества дома либо обслуживающей дом организации не присутствовали /л.д.33/.

Следует отметить, что согласно сообщению администрации ГП «Оловяннинское» в многоквартирном жилом доме по <адрес> <адрес> способ управления общим имуществом дома не выбран /л.д.216/, поэтому, подписание акта допуска ОДПУ от ДД.ММ.ГГГГ представителем УК «Управа» неправомерно.

Суд не принимает доводы представителя ОАО «МРСК Сибири» о том, что на официальных сайтах организации были размещены предложения об оснащении приборами учета электрической энергии для потребителей, в связи с тем, что данная информация не содержит сведения для собственников жилья о месте, времени и адресе установки прибора учета.

Доказательства, свидетельствующие о соблюдении предусмотренной законом процедуры введения в эксплуатацию прибора учета электроэнергии в <адрес>, для осуществления расчетов с жильцами, ответчиком не представлены.

Суду не представлены также доказательства того, что при установке прибора учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета, что является обязательным для признания ОДПУ пригодным для расчета платы за коммунальные услуги по потреблению коммунального ресурса на ОДН, учет которого осуществляют данные приборы.

Кроме этого, собственники многоквартирного жилого <адрес>, не принимали решение об установке коллективного прибора учета электроэнергии, потребители не были уведомлены об установке общедомового прибора учета электроэнергии, предложение об оснащении дома прибором учета электрической энергии в адрес собственников ответчиками не направлялось, допуск коллективного прибора учета в эксплуатацию, производился без участия уполномоченного собственниками лица.

Из технического паспорта на <адрес>, составленного ГУП "Облтехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что многоквартирный дом по вышеуказанному адресу построен в 1948 году, физический износ составляет 70 процентов /л.д.142-146/.

Согласно акту обследования многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной жилищной комиссией установлено, что в доме отсутствуют отдельные элементы входных дверей, видна деформация межкоридорных дверей, отслоение штукатурки внутренних стен в местах общего пользования. Наблюдается стирание половых досок, электропроводка ветхая, наблюдается отслоение защитного слоя цоколя, обшивка на фасаде дома деформирована, трещины в отмостке, парапетная доска местами деформирована /л.д.101-102/.

Постановлением администрации городского поселения «Оловяннинское» от ДД.ММ.ГГГГ а, <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту /л.д.162/.

Приведенные выше сведения о ветхости дома свидетельствуют о том, что на момент установки и допуска коллективного прибора учета в эксплуатацию, физический износ здания был фактом очевидным.

Законодатель, определяя общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.

По смыслу этого документа, установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.

Следовательно, при установке общедомового прибора учета здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся. Незаконно установленный прибор учета не может быть использован при расчетах с жильцами дома.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии. Кроме того, суду не представлены документы, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры, в том числе сроков установки и введения в эксплуатацию прибора учета, в виду чего расчет электроэнергии на ОДН истцу Жабиной Л.А. нельзя признать законным за период с ДД.ММ.ГГГГ. (с момента предъявления платы за электроэнергию на ОДН) по ДД.ММ.ГГГГ. (по дату продажи квартиры истцом).

Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

При таких обстоятельствах порядок оплаты истцом электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должен производиться с учетом объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления, в связи с чем, требования истца о перерасчете платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Встречные исковые требования Жабиной Л.А. удовлетворить.

Признать незаконной установку и допуск ОАО «МРСК Сибири» общедомового прибора учета электроэнергии тип ЦЭ 6803В, 2008 года выпуска по адресу <адрес>, для расчетов за электроэнергию с потребителями.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды Жабиной ЛА, проживающей по адресу <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в части оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из норматива потребления коммунальной услуги (электроснабжения) на общедомовые нужды.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Сафонова Е.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.08.2016г.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник решения подшит в материалах гражданского дела №2-488/2016, находящегося в производстве Оловяннинского районного суда Забайкальского края.

11.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.03.2016Передача материалов судье
30.05.2016Передача материалов судье
30.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2016Судебное заседание
28.07.2016Судебное заседание
09.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее