Решение по делу № 33а-5119/2020 от 30.04.2020

Дело № 33а-5119/2020 2а-587/2020

59RS0004-01-2019-007917-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2020 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Никитиной Т.А.

Судей Овчинниковой Н.А., Шалагиновой Е.В.,

При секретаре Греховой Е.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Шарыгина Владимира Валерьевича, Галицкого Дениса Григорьевича на решение Ленинского районного суда города Перми от 07февраля 2020 года, которым постановлено:

«в удовлетворении административного искового заявления Галицкого Дениса Григорьевича к администрации города Перми о признании не действующим с момента принятия постановления администрации города Перми от 15.11.2019 № 906 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми», в части изменения красных линий улицы Советской в городе Перми: п.1.1. в части утверждения новых красных линий ул. Советская на «Чертеже планировки территории. Красные линии и линии регулирования застройки», п.1.2 в части указания новых красных линий ул. Советской на «Чертеже межевания территории. 1 этап» и Чертеже межевания территории. 2 этап», п.2 в части признания утратившим силу постановление администрации г. Перми от 31.12.2013 № 1293 в части установления красных линий ул. Советской, отказать в полном объеме».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения представителя административного ответчика администрации города Перми Ждановой Е.А., представителей заинтересованного лица ООО «Проспект Пермь» ШпехтТ.В., Савицкого П.В., Бедриной Н.С., представителя заинтересованного лица Шарыгина В.В. – Петухова В.А., заключение прокурора Третьяковой О.В., изучив материалы дела судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Галицкий Д.Г. обратился в суд с административным иском к администрации города Перми о признании не действующим с момента принятия постановления администрации города Перми от 15.11.2019 № 906 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул.Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми», в части изменения красных линий улицы Советской в городе Перми: п.1.1. в части утверждения новых красных линий ул. Советская на «Чертеже планировки территории. Красные линии и линии регулирования застройки», п.1.2 в части указания новых красных линий ул. Советской на «Чертеже межевания территории. 1 этап» и Чертеже межевания территории. 2 этап», п.2 в части признания утратившим силу постановления администрации г.Перми от 31.12.2013 № 1293 в части установления красных линий ул. Советской.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением установлены новые красные линии ул. Советской в г. Перми, являющиеся в соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования, которой может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. До утверждения проекта планировки территории действовали красные линии, установленные постановлением администрации г. Перми от 31.12.2013 № 1293, территория общего пользования улиц Советская и Попова соединялись. У неограниченного круга лиц было право дойти по ул. Советская со стороны ул. Осинской до ул.Попова. Прежние красные линии оспариваемым постановлением признаны утратившим силу в связи с утверждением нового проекта планировки территории. В проекте планировки территории не сказано об отмене прежних красных линий, в связи с чем указанный вопрос не был предметом обсуждения на публичных слушаниях.

Оспариваемым проектом планировки территории красных линий изменены таким образом, что участок ул. Советской от дома № 78 до ул.Попова перестает быть территорией общего пользования. По ул.Советской до ул. Попова неограниченный круг лиц не имеет права беспрепятственного прохода и проезда. Улица Советская после перекрестка с ул. Осинская представляет собой тупик.

В соответствии с Генеральным планом г. Перми ул. Советская продолжается до ул. Попова. В результате ликвидации части ул. Советской два соседних квартала площадью 2,7 га и 2,6 га объединены в один квартал площадью 5,8 га.

Рассматриваемая территория относится к функциональной зоне Генерального плана г. Перми «СТН-А Ядро городского центра», для которой установлен целевой показатель плотности улично-дорожной сети «предельная площадь кварталов» не более 2 га.

Площадь объединенного квартала превышает предельное значение целевого показателя Генерального плана г. Перми.

Проектом планировки территории не предусмотрено установление публичного сервитута на ликвидированный участок ул. Советской, проход и проезд по нему не обеспечивается альтернативными способами.

Актуальность прохода по спорному участку ул. Советской возрастет, поскольку планируется строительство пешеходного моста через ул. Попова в створе ул. Советская, вместе с этим, с учетом ликвидации мест общего пользования создаст препятствия для перемещения по городу в утренние, вечерние и ночные часы.

Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениями Генерального плана г. Перми и нарушает права административного истца.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит заинтересованное лицо Шарыгин В.В., считает его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что суд не оценил его доводы о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права как собственника жилья и земельного участка, а также как жителя города Перми, проживающего в непосредственной близости от планируемых к постройке объектов, застройщиком которых (ООО «Проспект-Пермь» инициированы разработка и утверждение проекта планировки территории. Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий, перед иными документами территориального планирования. Следовательно, несоблюдение требований Генерального плана г. Перми в части установления предельных размеров (от 0,5 до 2 Га) кварталов в зоне ядра городского центра (СТН-А) является безусловным основанием для признания постановления № 906 от 15.11.2019 незаконным. В соответствии с п.26 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6 ст.38 Устава г. Перми утверждение генерального плана г. Перми, внесение в него изменений отнесено к компетенции Пермской городской Думы. Следовательно, утверждение проекта планировки и проекта межевания было осуществлено администрацией г. Перми с превышением полномочий. Пунктом 12 ст.85 ЗК РФ определено, что земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Суд пришел к неверному выводу о правомерности передачи в частную собственность земель общего пользования, что повлекло ограничение прав всех жителей города Перми на их использование.

Административный истец Галицкий Д.Г. в апелляционной жалобе также просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что оспариваемая документация по планировке территории предусматривает изменение красных линий двух кварталов площадью 2,7 и 2,8 гектара, что превышает установленную Генеральным планом г. Перми максимальную площадь квартала в функциональной зоне СТН-А. Судом применены СП 42.13330.2011, которые в данном деле не подлежали применению, также необоснованно применена ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Судом не дана оценка тому обстоятельству, что администрация города Перми не представила никаких обоснований необходимости изменения красных линий. Судом не дана оценка его доводам о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушается его право на осуществление сквозного прохода по ул. Советской.

Административный истец Галицкий Д.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом посредством телефонограммы от 07.05.2020.

Заинтересованное лицо Шарыгин В.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом посредством заказного письма с уведомлением.

Представитель административного ответчика администрации города Перми Жданова Е.А., представители заинтересованного лица ООО «Проспект Пермь» Шпехт Т.В., Савицкий П.В., Бедрина Н.С. в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб, поддержали доводы возражений на апелляционные жалобы, просили оставить решение суда без изменения.

Представитель заинтересованного лица Шарыгина В.В. – Петухов В.А. в судебном заседании настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил отменить решение суда.

Прокурор Третьякова О.В. в заключении просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, пояснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.02.2018 в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми поступило заявление ООО «Проспект Пермь» о рассмотрении возможности принятия решения о подготовке документации по планировке территории; проекта межевания, проекта планировки и выдаче технического задания для территории, расположенной по адресу г. Пермь, Ленинский район, ограниченная улицами Петропавловская, Попова, Монастырская, Осинская (л.д.69,70).

22.06.2018 начальником Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми принято распоряжение № 059-22-01-03-73 «О подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул.Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми», (л.д.67-68).

На основании заявления ООО «Проспект Пермь» от 26.09.2018 (л.д.64 т.1), распоряжением начальника Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми от 09.10.2018 № СЭД-059-22-01-03-525 внесены изменения в приложение к распоряжению начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 22.06.2018 № СЭД-059-22-01-03-73 «О подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми (л.д.71-72 т.1)

19.03.2019 распоряжением Губернатора Пермского края от 19.03.2019 инвестиционному проекту «Многофункциональный центр с гостиницей» в границах улиц Монастырская-Попова-Петропавловская-Осинская г. Перми, реализуемому ООО «Проспект Пермь», присвоен статус «приоритетный инвестиционный проект» для предоставления мер государственной поддержки (л.д.211 т.1).

16.05.2019 между ГБУ Пермского края «Агентство инвестиционного развития» и ООО «Проспект Пермь» заключено инвестиционное соглашение о реализации приоритетного инвестиционного проекта Пермского края (л.д.228-253 т.1).

10.06.2019 ООО «Проспект Пермь» направило начальнику Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми на утверждение проект планировки территории и проект межевания ограниченной ул.Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми (л.д.73).

Из выводов заключения по результатам проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям градостроительного законодательства РФ, утвержденного 23.07.2019 начальником Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, следует, что рекомендуется принять решение о проведении публичных слушаний по проектам планировки территории и проектов межевания территории ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул.Попова в Ленинском районе города Перми. (л.д.76-84).

Постановлением Главы города Перми от 09.08.2019 № 97 назначены публичные слушания по рассмотрению проектов планировки территории и проектов межевания территории ограниченной ул. Монастырской, ул.Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми (л.д. 85-86 т.1).

Постановление о назначении публичных слушаний опубликовано 16.08.2019 в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 59 от 16.08.2019 г., который является официальным печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Перми официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Перми, развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 26.09.2006 № 255 «Об учреждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

Из протоколов собрания участников публичных слушаний по рассмотрению проектов планировки территории и проектов межевания территории в ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул.Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми следует, что публичные слушания проведены 11.09.2019 (л.д. 90-99).

19.09.2019 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности (л.д. 100 т.1).

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности от 19.09.2019 № 19-дпт опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 71 от 27.09.2019.

25.10.2019 Главой города Перми проекты отклонены и направлены на доработку для приведения в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми (л.д.101 т.1).

28.10.2019 ООО «Проспект Пермь» направило начальнику Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми на утверждение доработанный проект планировки территории и проект межевания ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул.Попова в Ленинском районе города Перми (л.д.102 т.1).

Постановлением администрации г. Перми от 15.11.2019 № 906 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул.Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми» утвержден:

- проект планировки территории, ограниченной ул. Монастырской, ул.Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми;

- проект межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул.Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми (далее - проект межевания территории).

Пунктом 2 проект планировки территории и проект межевания территории, ограниченной набережной реки Камы - левый берег, ул. Николая Островского, ул. Ленина, ул. Максима Горького, ул. Пушкина, ул. Сибирской, ул. Краснова, ул. Куйбышева, ул. Революции, шоссе Космонавтов, ул. Подгорной, ул. Екатерининской, ул. Окулова, ул. Решетниковский спуск в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми, утвержденные Постановлением администрации города Перми от 31 декабря 2013 г. № 1293 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной набережной реки Камы - левый берег, ул. Николая Островского, ул. Ленина, ул. Максима Горького, ул. Пушкина, ул.Сибирской, ул. Краснова, ул. Куйбышева, ул. Революции, шоссе Космонавтов, ул. Подгорной, ул. Екатерининской, ул. Окулова, ул. Решетниковский спуск в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми, территории общего пользования в пределах границ ул. Попова, ул. Петропавловской, ул. Ленина в Ленинском районе города Перми», в части проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми, признан утратившим силу.

Оспариваемое административным истцом постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 86 от19.11.2019, и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления (л.д. 103-121 т.1).

Генеральный план города Перми, утвержденный Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 содержит карты: виды улиц и дорог по назначению и виды улиц и дорог по размещению в планировочной структуре города ( п. 2.1.1, 2.1.2)

В соответствии с указанными картами улица Советская является квартальной и продолжается от ул. Осинская до ул. Попова (л.д.24-28 т.1).

Главой 4 Генерального плана г. Перми, предусмотрены целевые показатели в отношении структурной организации и параметров функциональных зон - стандартных территорий нормирования (СТН) и территорий ситуативного проектирования промышленно-торгового назначения (ТСП-ПТ) и общественно-делового, специализированного назначения (ТСП-ОД) на перспективу, определенные в Таблице 2.

В соответствии с п. 5 Таблицы 2 Генерального плана г. Перми показатель плотности улично-дорожной сети зона ядра городского центра (СТН-А) предусмотрена предельная площадь кварталов 0,5-2,0 га.

В соответствии с оспариваемым проектом планировки территории и проектом межевания территории установлены красные линии, в том числе ул. Советской, на участке между улицами Осинской и Попова г. Перми, таким образом, что ул. Советская перед пересечением с ул. Попова является тупиковой (л.д.13-14, 21).

Решением Пермской городской Думы от 26.05.2020 № 92 внесены изменения в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205, в отношении ул. Советской от ул. Осинской до ул. Попова в Ленинском районе г. Перми, в частности в карты 2.1.1 «Виды улиц и дорог по назначению» и 2.1.2 «Виды улиц и дорог по размещению в планировочной структуре города». Согласно указанным изменениям ул. Советская от ул. Осинской до ул. Попова является тупиковой, проезд и проход на ул. Попова отсутствует.

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1, 23, 26, 41, 41.1, 42, 45, 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми», постановлением администрации города Перми от 15.11.2019 № 906 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул.Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми», ч.1 ст.208, ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), и исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия. Судом принято во внимание то обстоятельство, что при разработке документации по планировке территории (в материалах по обоснованию) учтено, что Генеральным планом города Перми запланирована организация сквозного проезда по ул. Советская от улицы Осинская до ул. Попова. Вместе с тем ул.Попова имеет крутые откосы вдоль проезжей части и большой перепад высот с ул. Советская. Для организации сквозного проезда по ул. Советская потребуется реализация сложных инженерных решений, в связи с чем возникает невозможность организации сквозного проезда по ул. Советская до ул. Попова. Проектом предложено сократить протяженность ул. Советская ориентировочно на 60 м на участке от ул. Попова в сторону Осинской. Делая вывод о том, что наличие в Генеральном плане организации сквозного проезда по ул. Советская от улицы Осинская до ул. Попова, не влечет признания недействующим оспариваемого проекта планировки территории и проекта межевания в части установления красных линий на ул. Советская, поскольку установление красных линий в составе планировки территории обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий, установление красных линий в оспариваемом проекте планировки территории осуществлено администрацией города Перми в пределах предоставленных полномочий, издание оспариваемого акта не противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.

В силу ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.8, ч.9 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Статьей 1 ГрК РФ определено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований (п.3 ч.1 ст.18 ГрК РФ).

В соответствии с частями 3-5 ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч.6 ст.23 ГрК РФ).

В силу ч.8 ст.23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

1) границы поселения, городского округа;

2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

4) особые экономические зоны;

5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

6) территории объектов культурного наследия;

6.1) территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

7) зоны с особыми условиями использования территорий;

8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8.1) границы лесничеств;

9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

Согласно п.1 ч.1 ст.26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с ч.4 ст.41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

Частями 1, 2 и п.1 ч.3 ст.42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.11 ст.1 ГрК РФ красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Согласно п.26 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.

К вопросам местного значения Пермского городского округа относится утверждение генерального плана Пермского городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана Пермского городского округа документации по планировке территории (п.29 ст.11 Решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150 "О принятии Устава города Перми").

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, в том числе, общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в статьях 71 - 73 Конституции Российской Федерации, статьях 1, 26.1, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопросы местного значения - в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (п.29).

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу (п.30).

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку согласно части 7 статьи 213 КАС РФ, части 5 статьи 194 АПК РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу (п.34).

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (абз.1 п.38).

Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 1, 23, 26, 41, 41.1, 42, 45, 5.1 ГрК РФ, п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решения Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми», постановления администрации города Перми от 15.11.2019 № 906 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул. Попова в Ленинском районе города Перми», ч.1 ст.208, ч.8 ст.213 КАС РФ, сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченными органами, в пределах своей компетенции с соблюдением процедуры его утверждения и порядка опубликования.

Как следует из вышеприведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития с учетом прогнозов социально-экономического развития, демографической и экологической ситуации.

Генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, карты границ населенных пунктов, при этом данные документы не включают красные линии. Красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, составление которого направлено на реализацию документов территориального планирования, в том числе генерального плана.

Отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий разрабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Содержащиеся в Генеральном плане города Перми схема 2.1.1 «Виды улиц и дорог по назначению» и схема 2.1.2 «Виды улиц и дорог по размещению в планировочной структуре города» являются схемами, на которых показаны направления дорог и улиц и их виды, но не границы территорий общего пользования (красных линий).

Согласно главе 2 (Определения основных понятий) Генерального плана города Перми примерные профили улиц – определяемые Генеральным планом (в составе карты 2.1.2), а также местными нормативами градостроительного проектирования профили улиц в соответствии с их классификацией, размеры элементов которых могут уточняться в каждом конкретном случае посредством документации по планировке территории.

Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Исходя из изложенного, применительно к положениям п.3 ч.8 ст.213 КАС РФ, абз.1 п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", учитывая, что карты генерального плана не включают и не должны включать в себя красные линии, их установление предусмотрено документацией по планировке территорий, коим является оспариваемый административным истцом проект планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Петропавловской, ул.Попова в Ленинском районе города Перми, в настоящее время Решением Пермской городской Думы от 26.05.2020 № 92 внесены изменения в Генеральный план города Перми, в соответствии с которыми ул. Советская от ул. Осинской до ул. Попова является тупиковой, судебная коллегия не усматривает противоречий между оспариваемым постановлением и генеральным планом города Перми и, соответственно, оснований для признании оспариваемого постановления недействующим в части установления красных линий.

Доводы апелляционных жалоб об обратном не являются основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.

Ссылки административного истца на то, что в результате установления красных линий на ул. Советская г. Перми, он не может осуществлять проход по ул. Советская на ул. Попова, не влекут признание недействующим оспариваемого проекта планировки, поскольку проход по ул. Советская не является единственно возможным проходом до ул. Попова. Административный истец не лишен возможности осуществлять проход на ул. Попова по другим улицам города Перми.

При этом вопреки требованиям п.1 ч.8 ст.213 КАС РФ заявителями апелляционных жалоб не приведено доказательств того, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Доводы апелляционных жалоб о том, что в результате установления оспариваемым постановлением красных линий произошло превышение установленных генеральным планом предельных размеров (от 0,5 до 2 Га) кварталов в зоне ядра городского центра (СТН-А), не свидетельствуют о необходимости признания недействующим проекта планировки и проекта межевания, поскольку, как верно указал суд первой инстанции образованная в результате установления красных линий площадь квартала 58445,936 кв.м. соответствует СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), подлежащим обязательному применению при проектировании новых и реконструкции существующих городских поселений, согласно которому микрорайон (квартал) - основной элемент планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого от 5 до 60 га.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Перми от 07 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Шарыгина Владимира Валерьевича, Галицкого Дениса Григорьевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-5119/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура города Перми
Галицкий Денис Григорьевич
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Шарыгин Владимир Валерьевич
ООО «Проспект Пермь»
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Никитина Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
30.04.2020Передача дела судье
07.05.2020Судебное заседание
06.07.2020Производство по делу возобновлено
06.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2020Передано в экспедицию
06.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее