Дело № 2а-2823/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Сочень Т.Ю.,
при секретаре Дуданец А.С.,
с участием административного истца Пузиевского А.П.,
представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности от 30 декабря 2016 года, Симоновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пузиевского А.П. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании решения незаконным, понуждении произвести перерасчет социальной выплаты и выдать жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Пузиевский А.П. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ему был оформлен бланк государственного жилищного сертификата от 10.05.2017 года серия МЧ №... с размером социальной выплаты 1406462 руб. Однако, административный истец вставал в очередь на получение сертификата в 2013 году по Кокинской сельской администрации Выгоничского района, будучи неженатым, в 2015 году он женился и в 2016 году у него родилась дочь. У супруги Пузиевского А.П. до заключения брака в собственности была доля (16,2 кв.м) в приватизированной квартире у родителей в <адрес>, которая была подарена ее матери в 2014 году. При расчете размера социальной выплаты, указанной в сертификате, административным ответчиком была вычтена указанная доля от положенной по нормативу площади на состав семьи из трех человек (3*18 = 54 кв.м.), в итоге размер социальной выплаты, указанной в Сертификате был произведен на 37,8 кв.м. Размер социальной выплаты, указанной в Сертификате, рассчитывался, исходя из норматива общей площади жилого помещения и стоимости 1 кв.м. жилого помещения, утвержденного Минстроем России, цена 1 кв.м. на первое полугодие 2017 года утверждена в размере 37208 руб., в связи с чем 37,8*37208 = 1406462 руб. Административный истец относится к категории граждан, указанных в подп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Административный ответчик ссылается на абзац 1 п. 16.2 Правил, в котором указано «члены семьи», однако на момент гражданско-правовой сделки по отчуждению доли, супруга никем административному истцу не являлась, они поженились только через 3 месяца после дарения доли, в связи с чем она не могла ухудшить жилищные условия по отношению к выдаче административному истцу сертификата. На основании изложенного, административный истец просит признать решение (действия) Департамента строительства и архитектуры Брянской области по вычету доли в размере 16,2 кв.м. при расчете размера социальной выплаты незаконными, обязать административного ответчика произвести перерасчет размера социальной выплаты, положенной на состав семьи из трех человек в полном объеме и выдать новый жилищный сертификат.
Определением суда от 05.06.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне истца были привлечены Пузиевская Н.В. и несовершеннолетняя П.М. в лице законного представителя Пузиевского А.П.
Дело рассмотрено в порядке ч. 7 ст. 150 КАС РФ в отсутствие заинтересованного лица Пузиевской Н.В., извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В судебном заседании административный истец Пузиевский А.П., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней П.М. заявленные административные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области Симонова Т.А. исковые требования не признала, просила отказать административному истцу в удовлетворении административного иска по основаниям изложенным в возражении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации должностного лица, государственного или муниципального служащего наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Пузиевский А.П. в соответствии с подп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить сертификат в 2017 году по Брянской области, под номером 34 с датой постановки на жилищный учет 29.11.2013 года.
10.05.2017 года Департаментом строительства и архитектуры Брянской области был изготовлен бланк государственного жилищного сертификата серии МЧ №... с размером социальной выплаты в размере 1406462 руб.
Не согласившись, с данным решением, административный истец просит признать его незаконным.
В соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» (далее - Правила) утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются граждане, постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг (супруга), а также дети и родители данного собственника.
Пунктом 16 вышеуказанных Правил, для расчета размера социальной выплаты на семью из 3 человек норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Из свидетельства I-МР №... от <дата> усматривается, что <дата> между Пузиевским А.П. и Н. был заключен брак, в связи с чем Н. была присвоена фамилия Пузиевская.
Из свидетельства II-MP №... от <дата> усматривается, что <дата> у Пузиевского А.П. и Пузиевской Н.В. родилась дочь П.М..
Как следует из договора дарения от <дата> Н. (Пузиевской) Н.В. принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности (16,2 кв.м.) от 48,6 кв.м. в квартире, расположенной <адрес>, которую она подарила своей матери Н.Г.
Согласно п. 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16 (1) настоящих Правил) или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
В случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до 1 января 2013 г. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Размер сертификата рассчитывается, исходя из нормативов общей площади жилого помещения и стоимости 1 кв.м. жилого помещения, утвержденного Минстроем России. Цена 1 кв.м. жилого помещения на 1 полугодие 2017 года утверждена в размере 37208 рублей.
Как установлено судом, Пузиевским А.П. было выбрано право на получение сертификата на разницу квадратов.
Соответственно расчет суммы сертификата на состав семьи из 3-х человек составляет (18 кв.м. *3 - 16,2 кв.м.) * 37208 руб. = 1406462 руб. 40 коп.
Таким образом, права Пузиевского А.П. при составлении сертификата ущемлены не были, поскольку у административного истца было право получить сертификат на разницу квадратных метров общего жилого помещения, или на полные квадратные метры общего жилого помещения, но только по истечению 5-летнего срока с момента гражданско-правовой сделки.
Кроме того вопреки доводам истца, в пункте 16.2 Правил указано, что гражданско-правовые сделки по отчуждению учитываются за период, предшествующий выдаче сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Как установлено судом, в настоящее время административный истец и Пузиевская Н.В. находятся в браке.
Соответственно заключение договора дарения супругой административного истца - Пузиевской Н.В. недвижимого имущества должно учитываться за период, предшествующий выдаче сертификата, т.е. до заключения брака.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, отвечает принципу законности и справедливости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе Пузиевскому А.П. в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Пузиевского А.П. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании решения незаконным, понуждении произвести перерасчет социальной выплаты и выдать жилищный сертификат отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Советского районного суда г. Брянска Т.Ю. Сочень
Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2017 года.
Решение в окончательной форме принято 22 августа 2017 года.