Дело № 2-53/2021
УИД 57RS0013-01-2021-000064-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 апреля 2021 года г.Малоархангельск
Малоархангельский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Беликовой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тетеревой О.Н.,
с участием истца помощника прокурора Млоархангельского района Орловской области Громова В.В.,
представителя ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Фалеевой Олеси Ивановны,
представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» директора Кохановской Татьяны Вячеславовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда, гражданское дело № 2-53/2021 по иску прокурора Малоархангельского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малоархангельского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Малоархангельского района Орловской области обратился в Малоархангельский районный суд Орловской области с вышеназванным иском.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Малоархангельского района в рамках исполнения задания прокуратуры Орловской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее МБОУ «Малоархангельская СОШ № 1).
По результатам проведенного обследования и категорирования МБОУ «Малоархангельская СОШ № 1» присвоена третья категория опасности в соответствии с паспортом безопасности.
Проверкой, проведенной истцом, установлены нарушения при обеспечении антитеррористической защищенности объектов МБОУ «Малоархангельская СОШ № 1», а именно в нарушение пп. «б» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, МБОУ «Малоархангельская СОШ № 1» не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В нарушение пп. «в» п.25 Требований на 1 этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
В нарушение пп. «г» п.25 Требований основные входы в здания, входящие в состав объекта (территории), не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В нарушение пп. «д» п. 25 Требований объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района по факту нарушения требований по антитеррористической защищенности в адрес временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района внесено представление, но нарушения законодательства устранены не были ввиду отсутствия финансовых средств, которые в районном бюджете не предусмотрены в связи с отсутствием соответствующей доходной базы.
Ссылаясь на нормы законодательства, указывают, что в настоящее время грубо нарушаются права неопределенного круга лиц, обучающихся в МБОУ «Малоархангельская СОШ №1», а также работников учреждения в части защищенности объекта от угрозы террористических актов, которые создают угрозу их жизни и здоровью, а также способствуют несанкционированному доступу на территорию образовательного учреждения посторонних лиц и совершению общественно-опасных деяний.
Считают, что данные обстоятельства отрицательно сказываются на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в учреждении образования.
Указывают, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является не только обязанностью учреждения, но и обязанностью органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего его финансирование.
Просят обязать администрацию Малоархангельского района Орловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для обеспечения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования, на первом этаже здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оборудования основных входов в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения стационарными или ручными металлоискателями и обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» провести указанные мероприятия в течение 3 (трех) месяцев со дня выделения денежных средств администрацией Малоархангельского района Орловской области.
В судебном заседании помощник прокурора Малоархангельского района Орловской области Громов В.В. исковые требования уточнил и просил обязать оборудовать для охраны помещение, которое имеется на первом этаже школы, в соответствии с требованиями, в остальном исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области по доверенности от 11 февраля 2021 года Фалеева О.И. исковые требования признала и просила увеличить срок для выделения денежных средств по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности учебного учреждения до 10 месяцев, так как, указанного в исковом заявлении срока не достаточно в виду дефицита бюджетных средств Малоархангельского района.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» директор Кохановская Т.В. исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 28 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, указано, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Положениями статей 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона).
В силу статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Как следует из пункта 2 части 6 и части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов.
На основании пунктов 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (пункт 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона).
В силу абзаца 1 пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ «Малоархангельская СОШ №1» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, является муниципальным бюджетным учреждением, в соответствии с актом обследования и категорирования от 20.11.2019 года, проведенного в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также паспортом безопасности, утвержденным главой Малоархангельского района, относится к третьей категории опасности (л.д.25-30,31-43).
В соответствии с Уставом МБОУ «Малоархангельская СОШ №1» образовательное учреждение является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование Малоархангельский район Орловской области. От имени муниципального образования Малоархангельский район выступает администрация Малоархангельского района. Отдельные права и функции учредителя осуществляет отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района. От имени муниципального образования Малоархангельский район права и функции собственника имущества осуществляет отдел по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района. Учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально-технические условия, необходимые для сохранности, целостности закрепленного на праве оперативного управления за учреждением муниципального имущества Малоархангельского района, а также его деятельности в качестве муниципального образовательного учреждения (л.д.11-24).
Также из материалов дела видно, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в МБОУ «Малоархангельская СОШ №1», проведенной прокуратурой Малоархангельского района Орловской области, было установлено, что в данном образовательном учреждении в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в нарушение подпункта «в» пункта 25 Требований не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в нарушение подпункта «г» пункта 25 Требований основные входы в здание не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); в нарушение подпункта «д» пункта 25 Требований учреждение не оснащено стационарными или ручными металлоискателями. Данные обстоятельства подтверждаются справкой по результатам проверки от 02.03.2021 года и не оспариваются ответчиками (л.д.49-51).
По фактам выявления нарушений подпунктов «б, д» пункта 25 Требований ранее прокурором района 24.08.2020 года в адрес главы администрации Малоархангельского района Орловской области было внесено представление (л.д.44-46).
Согласно сообщению отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района о принятии администрацией района мер к обеспечению антитеррористической безопасности образовательных организаций района, поэтапном их выполнении в соответствии с разработанной и утвержденной постановлением администрации района 07.04.2020 года №140, разработана Дорожная карта по реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций Малоархангельского района (л.д.47-48).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени в МБОУ «Малоархангельская СОШ №1» не осуществляются мероприятия, предусмотренные подпунктами «б, в, г, д» пункта 25 Требований, что снижает антитеррористическую защищенность данного объекта, способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, тем самым, отрицательно сказывается на комплексной безопасности неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, и чем грубо нарушаются права неопределенного круга лиц, обучающихся в образовательном учреждении, а также работников учреждения на охрану здоровья и жизни в период их нахождения в образовательном учреждении.
Суд также принимает во внимание, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является не только обязанностью образовательного учреждения, но и обязанностью органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего ее финансирование.
Таким образом, суд считает требования прокурора Малоархангельского района Орловской области к администрации Малоархангельского района Орловской области, МБОУ «Малоархангельская СОШ №1» о понуждении к совершению действий, с учетом уточнения, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда для администрации Малоархангельского района Орловской области в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МБОУ «Малоархангельская СОШ №1» - в течение 3 месяцев после выделения администрацией района денежных средств на указанные цели.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Малоархангельского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малоархангельского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Малоархангельского района Орловской области выделить денежные средства для обеспечения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования, находящегося на первом этаже здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оборудования основных входов в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения стационарными или ручными металлоискателями.
Срок для выделения денежных средств администрацией Малоархангельского района Орловской области для указанных мероприятий, определить в 10 (десять) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малоархангельского района «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1» провести указанные мероприятия в течение 3 (трех) месяцев со дня выделения денежных средств администрацией Малоархангельского района Орловской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Малоархангельский районный суд Орловской области.
Решение суда в окончательной форме изготовлен 12 апреля 2021 года.
Судья И.А.Беликова