Судья Шулуу Л.К. № 21-55/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл 16 мая 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черноусова А.Н. на постановление государственного инспектора отдела надзора Управления ГИБДД МВД по Республике Тыва К. от 30 декабря 2016 года № и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Черноусова А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора отделения дорожной инспекции отдела надзора Управления ГИБДД МВД по Республике Тыва К. от 30 декабря 2016 года № первый заместитель мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению — Черноусов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 февраля 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, Черноусов А.Н. подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая на то, что МУП «Благоустройство» является юридическим лицом, который по условиям договора обязуется выполнять работы по содержанию улично-дорожной сети города Кызыла,
В судебном заседании представитель Черноусова А.Н. – Салчак А.А., действующая по доверенности, жалобу полностью поддержала.
Государственный инспектор отделения дорожной инспекции отдела надзора Управления ГИБДД МВД по Республике Тыва К. с жалобой не согласился, просил отказать в ее удовлетворении.
Черноусов А.Н. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
На основании пункта 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведённых норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Черноусов А.Н. является первым заместителем мэра города Кызыла по жизнеобеспечению – начальником МКУ «Департамент городского хозяйства», что подтверждается распоряжением мэрии г Кызыла от 18 февраля 2015 года № 61-рп.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа.
В пункте 2.21 Положения о Департаменте городского хозяйства мэрии г. Кызыла и предельной численности работников, утверждённого решением Хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011 года № 329, указано, что в задачи Департамента входит организация содержания автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Черноусов А.Н. является руководителем Департамента городского хозяйства мэрии г Кызыла, на который возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог, то он является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2016 года государственным инспектором ОДИ ОН Управления ГИБДД МВД по Республике Тыва К. составлен акт выявленных недостатков в эксплуатации состояния автомобильной дороги (улицы) г. Кызыла в присутствии двух свидетелей Д., М, согласно которому на ул. Московская от д. 2 до д. 74 на проезжей части дороги, остановках общественного транспорта и на тротуарах (от д. 2 до д.100) наличие уплотненного снега (снежный накат), наличие снежных валов на пересечениях улиц, ближе 5 м от пешеходных переходов и более 20 м от остановочных пунктов общественного транспорта в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93, по улице Кечил-оола (от ул. Московская до ул. Чульдум), Интернациональная (от ул. Красных Партизан до ул. Магистральная) на проезжей части дороги остановках общественного транспорта и тротуарах наличие уплотненного снег (снежный накат), наличие снежных валов на пересечениях улиц, ближе 5 м от пешеходных переходов и ближе 20 м от остановочных пунктов общественной транспорта, в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93; на улицах Чульдум (от ул. Калинина до ул. Кочетова), Каа-Хем (от ул. Магистральная до ул. Дружбы), Правобережная (от ул. Абаканская до ул. Дорожная), Горная (от ул. Московская до ул. Ровенская) и пер. Механизаци (от ул. Кочетова до ул. Салчак Тока) на проезжей части дороги и на остановке общественного транспорта наличие уплотненного снега (снежный накат), наличие снежных валов на пересечениях улиц, ближе 5 м от пешеходных переходов и ближе 20 м от остановочных пунктов общественного транспорта, в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93.
Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения первого заместителя мэра г. Кызыла по жизнеобеспечению Черноусова А.Н. к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утверждённый Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 года № 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Согласно п. 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р, все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед. Каждый вид скользкости определяют по следующим признакам: рыхлый снег откладывается на дорожном покрытии в виде ровного по толщине слоя, плотность свежевыпавшего снега может изменяться от 0,06 до 0,20 г/куб. см, в зависимости от содержания влаги снег может быть сухим, влажным и мокрым; снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта; он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров - и плотность от 0,3 до 0,6 г/куб. см; стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более.
Пункт 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 предусматривает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации согласно примечанию к указанному пункту составляют: для дорог группы А - повреждения на 1000 кв. м покрытия не более 0,3 (1,5) кв. м - 5 часов, группы Б - повреждения на 1000 кв. м покрытия не более 1,5 (3,5) кв. м - 7 часов, группы В - повреждения на 1000 кв. м покрытия не более 2,5 (7,0) кв. м - 10 часов.
Срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки согласно примечанию к пункту 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 составляет для дорог группы А - 4 часа, группы Б - 5 часов, группы В - 6 часов. При этом пунктом 3.1.6 названного ГОСТа установлено, что нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
В соответствии с требованиями пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
Требования стандарта являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов.
Проверяя законность и обоснованность привлечения Черноусова А.Н. к административной ответственности, судья городского суда пришёл к выводу о наличии в действиях Черноусова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ.
С данным выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст.26.2 КоАП РФ).
В качестве доказательства несоблюдения должностным лицом – первым заместителем мэра г Кызыла по жизнеобеспечению Черноусовым А.Н. требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог городским судом принят акт выявленных недостатков в эксплуатации состояния автомобильной дороги (улицы), составленный по форме согласно приложению № 4 Административного регламента государственным инспектором ОДИ ОН Управления ГИБДД МВД по Республике Тыва К. и свидетелями Д. и М
В соответствии с пунктом 86 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утверждённого Приказом МВД России от 30 марта 2015 года № (далее - Административный регламент), в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение № 4 к настоящему Административному регламенту).
В сноске к приложению № 4 Административного регламента указано, что владелец (представитель владельца) участвует в обследовании с учётом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Доказательств, подтверждающих, что акт выявленных недостатков в эксплуатации состояния автомобильной дороги (улицы) составлялся в присутствии представителя владельца дороги – мэрии г Кызыла в материалах дела не имеется, сведения о том, что данный акт направлялся и вручался для ознакомления руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю мэрии г Кызыла, отсутствуют.
Таким образом, поскольку в ходе осуществления государственного надзора в области безопасности дорожного движения административным органом допущено существенное нарушение процедуры проведения обследования, установленной Административным регламентом, то акт выявленных недостатков в эксплуатации состояния автомобильной дороги (улицы) от 28 декабря 2016 года нельзя признать допустимым доказательством по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании вышеизложенного постановление государственного инспектора отдела надзора Управления ГИБДД МВД по Республике Тыва К. от 30 декабря 2016 года №, решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 КоАП РФ, в отношении Черноусова А.Н. нельзя признать законными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление государственного инспектора отдела надзора Управления ГИБДД МВД по Республике Тыва К. от 30 декабря 2016 года № и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 февраля 2017 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Черноусова А.Н. прекратить.
Судья Т.В. Кунгаа