№
10RS0011-01-2024-009408-76
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 октября 2024 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кипяткова К.А.,
при секретаре судебного заседания Кореневой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неволайнен ИО к Министерству здравоохранения Республики Карелия об обязании совершения действий,
установил:
Неволайнен М.С. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что у нее имеется диагноз: <данные изъяты> решением врачебной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» ей разрешено применение по жизненным показаниям препарата «Метрелептин», не зарегистрированного на территории Российской Федерации, вместе с тем Министерством здравоохранения Республики Карелия обеспечение ее данным препаратом не осуществляется. На основании изложенного истец просит обязать ответчика обеспечить ее препаратом «Метрелептин» в соответствии с протоколом врачебной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» № № от 03.07.2024.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов Республики Карелия, ГБУЗ РК «Городская поликлиника № 2».
В судебном заседании истец и ее представитель Солдатов Д.В. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Шапошникова К.А. исковые требования не признала, указала, что ориентировочная стоимость препарата «Метрелептин» в объеме годовой потребности истца составляет 54 590 760 рублей, у ответчика отсутствуют возможности выделения дополнительной субсидии на закупку дорогостоящего препарата; препарат является не сертифицированным, имеются сложности с его поставкой в Российскую Федерацию, просила учесть, что имеются риски по применению препарата, на фоне отмены препарата возможны осложнения в виде развития иных заболеваний, представила соответствующий письменный отзыв.
Представитель третьего лица ГБУЗ РК «Городская поликлиника № 2» Ткач Т.П. представила письменный отзыв с информацией о прохождении Неволайнен М.С. лечения в 2023 году, оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, отзыв не представили.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, гражданское дело № 2-№, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Неволайнен М.С. имеет заболевание: <данные изъяты>
В соответствии с заключением врачебной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Миннздрава РФ от 29.07.2022 (выписка из протокола заседания врачебной комиссии № 10/22 от 21.06.2022) единственным патогенетическим лечением метаболических осложнений <данные изъяты>, учитывая наличие тяжелого, прогрессирующего, жизнеугрожающего заболевания, с целью коррекции <данные изъяты> необходимо назначение терапии аналогами лептина («Метрелептин»). С учетом этого для оказания Неволайнен М.С. медицинской помощи по жизненным показаниям разрешено к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированного на территории Российской Федерации препарата «Метрелептин» из следующего расчета препарата: 5 мг/день (1 мл/день), на год пациентке необходимо 1825 мг, что равно 365 флаконам по 5,8 мг. Учитывая, что доза может существенно варьировать и в ходе лечения быть постепенно увеличена до максимальной терапевтической дозы 10 мг/день (2 мл/день) необходим запас лекарства в количестве 100 флаконов по 3 мг или 50 флаконов по 5,8 мг. Препарат назначается пожизненно.
Также повторным заключением врачебной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Миннздрава РФ от 03.07.2024 (выписка из протокола заседания врачебной комиссии № 45/24 от 03.07.2024) принято решение о назначении Неволайнен М.С. препарата «Метрелептин» по тем же основаниям и в том же количестве. В повторном заключении комиссии также указано, что альтернативных препаратов для лечения <данные изъяты> для данной пациентки не существует.
С учетом заключения врачебной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава РФ от 29.07.2022 истец обратилась в адрес Министерства здравоохранения Республики Карелия по вопросу обеспечения ее препаратом «Метрелептин».
Письмом от 25.11.2022 Министерство здравоохранения Республики Карелия сообщило, что поскольку препарат «Метрелептин» в Российской Федерации не зарегистрирован, не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, у него не имеется правовых оснований для льготного обеспечения указанным препаратом в рамках программы ОНЛП, а также в рамках ведомственных целевых программ. Указано, что ввоз препарата возможен в рамках выделенной на указанные цели субсидии, возможность выделения которой в 2022 году отсутствует. Сообщено, что потребность истца в препарате для обеспечения истца в 2023 году учтена, вопрос обеспечения препаратом находится на контроле Министерства.
Однако до настоящего времени меры по обеспечению истца препаратом «Метрелептин» не приняты.
При этом исходя из информации официального дистрибьютера производителя данного препарата (Amryt Pharma) на территории Российской Федерации – ООО «ОРФАРМ» следует, что ввоз данного препарата на территорию Российской Федерации не ограничен.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Аналогично в п.5 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н предусмотрено, что при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ <9>, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Согласно пункту 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353 гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при болезнях <данные изъяты> системы, к каковым относится диагностированное у истца заболевание.
Разделом V Программы предусмотрено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В указанный Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" включены лица, болеющие диабетом.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, в рассматриваемом случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Карелия, инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, незарегистрированными на территории Российской Федерации и не имеющие аналогов в Российской Федерации, что допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии с учетом решения консилиума федеральной специализированной медицинской организации. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При указанных обстоятельствах, поскольку решением врачебной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии», как ведущего в Российской Федерации медицинского учреждения по лечению болезней эндокринной системы, объективно подтверждена нуждаемость истца в препарате «Метрелептин» как единственном возможном, не имеющим аналогов действенном препарате для лечения имеющегося у нее заболевания, а также поскольку истец исходя из ее статуса и характера ее заболевания в силу вышеназванных положений закона имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, она подлежит обеспечению указанным лекарственным препаратом за счет средств бюджета в объемах, определенных заключением врачебной комиссии.
Исходя из пп.20, 33, 47 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия", утвержденного Постановлением Правительства РК от 18.07.2016 N 260-П, соответствующее обеспечение истца лекарственным препаратом относится к зоне ответственности и полномочиям Министерства здравоохранения Республики Карелия.
Доводы ответчика и показания допрошенного в судебном заседании свидетеля Петровой Е.Г. о возможных побочных последствиях как приема препарата, так и резкого прекращения его приема после назначения в случае перебоя с его поставками основанием для отказа в иске служить не могут, поскольку решение суда не может основываться на предположениях.
При этом учитывается, что достоверно наличие у истца противопоказаний к его приему не установлено, врачебная комиссия принимала решение о назначении истцу препарата на основании изучения всего объема данных об имеющихся у нее заболеваниях и не усмотрела препятствий медицинского характера к его назначению.
Высокая стоимость указанного препарата и отсутствие в настоящее время надлежащего финансирования для его приобретения сама по себе не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законодательством обязанностей.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При указанных обстоятельствах суд находит иск Неволайнен М.С. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Неволайнен ИО (паспорт гражданина РФ №) удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Карелия (ИНН 1001040512) обеспечить Неволайнен ИО (паспорт гражданина РФ №) препаратом «Метрелептин» в соответствии с протоколом заседания врачебной комиссии Государственного научного центра Российской Федерации «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» № 45/24 от 03.07.2024 из расчета количества препарата: 5 мг/день (1 мл/день), 1825 мг в год, что равно 365 флаконам по 5,8 мг, с дополнительным запасом препарата в количестве 100 флаконов по 3 мг или 50 флаконов по 5,8 мг, пожизненно.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кипятков К.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 08.11.2024.
Последний день обжалования решения 09.12.2024.