Решение по делу № 2-211/2018 от 07.06.2018

Дело № 2-211/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2018 года село Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Унутова Э.Д., при секретаре Арбаевой Н.А.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Жилкомсервис», администрации муниципального образования «Шебалинский район» о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Жилкомсервис» с требованиями о возложении обязанности в срок 3 месяца с даты вступления решения в законную силу привести место накопления золошлаковых отходов, расположенное на прилегающей к котельной открытой площадке по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п.п. 3.2, 3.7 и 3.8 СанПиН 2.1.7.1322-03-2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» посредством оборудования сооружений для защиты поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, обваловки и обособлений сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями по периметру площадки хранения отходов, системой пылеподавления либо обеспечить хранение золошлаковых отходов в герметичной таре.

Иск мотивирован тем, что истцом проведена проверка исполнения ООО «Жилкомсервис» федерального законодательства в сфере охраны природы и природопользования. Проверкой установлено, что ответчик осуществляет эксплуатацию стационарного источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оборудованного в котельной, расположенной в <адрес>, где образуются отходы производства – золошлаки, являющиеся отходом IV класса опасности. Золошлаковые отходы временно складируются на открытой площадке, расположенной у котельной навалом (насыпью) в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров либо герметичной тары. При этом открытая площадка не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 для хранения отходов, так как отсутствуют обваловки, навес и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. В целях устранения допущенных нарушений в адрес юридического лица вынесено представление, указанные нарушения в котором не устранены.

В письменном отзыве представитель администрации МО «Шебалинский район» Кайгина Е.К. просила принять решение согласно действующему законодательству. Указала, что администрация МО «Шебалинский район» предоставила в аренду ООО «Жилкомсервис» котельную с теплосетями по адресу <адрес> А, в связи с чем обязанность по оборудованию территории площадок временного хранения золошлаков лежит на ООО «Жилкомсервис».

Определениями суда от 08.06.2018, 26.06.2018 в качестве соответчика привлечена администрация МО «Шебалинский район».

В судебном заседании помощник прокурора Шебалинского района РА Самалова А.А. иск поддержала. Представители ООО «Жилкомсервис» Вторушин О.Н., администрации МО «Шебалинский район» Кайгина Е.К. согласились с исковыми требованиями. Вторушин О.Н. пояснил, что расходы на исполнение решения суда должна нести администрация МО «Шебалинский район» от имени собственника земельного участка и котельной, МБОУ «Чергинская СОШ». Кайгина Е.К. поддержала доводы своего письменного отзыва.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска в связи со следующим.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в числе основополагающих принципов охраны окружающей среды предусмотрен принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, оказывающей какое-либо воздействие на окружающую среду и принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (ст.3).

Исходя из данного принципа, индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо перед началом хозяйственной деятельности и в процессе её осуществления обязаны в полном объёме обеспечить получение необходимых разрешительных документов, вести предусмотренный законом учет и предоставлять отчетность, обеспечивать оказание воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями закона. Для обеспечения исполнения данных обязанностей по соблюдению правил и норм индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо должны принять все зависящие от них меры.

Эксплуатация, зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч.1 ст. 34).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 39).

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен (ч.1 ст. 51).

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. При этом Закон № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 11 последнего Закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по укреплению здоровья обучающихся и выполняться требования санитарного законодательства (ч.1 ст. 28).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статьи 22).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия (ст. 11, ч.3 ст. 39).

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч.2 ст. 21).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 80 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).

Данными правилами установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), требования которых предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Пунктами 3.7, 3.8. СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках навалом, насыпью должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и.т.д.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.

Из материалов дела следует и установлено судом, что в ходе проведения проверки установлено, что на территории котельной МБОУ «Чергинская СОШ» по <адрес> золошлаковые отходы складируются на открытой площадке навалом (насыпью) в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров без использования герметичной тары. При этом площадка для хранения золошлаков не соответствует требованиям для хранения отходов, так как отсутствуют обваловки, навес и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

В соответствие со ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Складирование отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, то есть оказать серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

22.03.2018 в ООО «Жилкомсервис» направлено представление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора о принятии мер к устранению нарушений федерального законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, причин и условий им способствовавших.

ООО «Жилкомсервис» 24.04.2018 ответило, что нарушения частично устранены, в летний период, когда оттает грунт, что позволит построить площадку с навесом для временного размещения золошлаков. 29.05.2018 дополнил ответ на указанное представление, что котельная МБОУ «Чергинская СОШ», находящаяся в <адрес> обслуживается ООО «Жилкомсервис» согласно договору аренды муниципального имущества, собственником котельной и земельного участка под строительство площадки для хранения золошлаков является администрация МО «Шебалинский район». На сегодняшний день на строительство площадки для хранения золошлаков у предприятия нет средств. Считает что данный вопрос должен решаться на уровне администрации МО «Шебалинский район».

Согласно договору аренды муниципального имущества от 30.01.2018 администрация МО «Шебалинский район» предоставило в аренду ООО «Жилкомсервис» объекты муниципальной собственности, в том числе котельную с теплосетями по адресу <адрес> п. 1.2 договора аренды следует, что передаваемое имущество является собственностью арендодателя.

Пунктами 4.3.2, 4.3.3 договора аренды предусмотрены права и обязанности Арендатора не производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемых объектов, вызванных потребностями Арендатора, без письменного разрешения Арендодателя. Содержать арендуемые объекты и прилегающую территорию в полной исправности и в соответствии с нормами СЭС и пожарной охраны.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения в области охраны окружающей среды нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель ООО «Жилкомсервис» Вторушин О.Н. пояснил, что данная котельная отапливает МБОУ «Чергинская СОШ», что также подтвердил представитель администрации МО «Шебалинский район» Кайгина Е.К. Последняя дополнила, что учредителем МБОУ «Чергинская СОШ» является администрация МО «Шебалинский район».

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения в области охраны окружающей среды нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся в образовательном учреждении, на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения суда с учетом принципа разумности, объема, характера работ, и считает возможным установить срок для устранения нарушений требований санитарных правил и норм при эксплуатации котельных 3 месяца с даты вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Жилкомсервис», администрации муниципального образования «Шебалинский район» удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Шебалинский район», Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» в срок 3 месяца с даты вступления решения в законную силу привести место накопления золошлаковых отходов, расположенное на прилегающей к котельной открытой площадке по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п.п. 3.2, 3.7 и 3.8 СанПиН 2.1.7.1322-03-2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», посредством оборудования сооружений для защиты поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, обваловки и обособлений сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями по периметру площадки хранения отходов, системой пылеподавления либо обеспечить хранение золошлаковых отходов в герметичной таре.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.06.2018.

Председательствующий Э.Д. Унутов

2-211/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Жилкомсервис"
Другие
Администрация муниципального образования «Шебалинский район»
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
shebalinsky.ralt.sudrf.ru
07.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2018Передача материалов судье
08.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2018Судебное заседание
26.06.2018Судебное заседание
26.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее