Судья Филатова Н.А. Дело № 33-7975/2023 (№ 2-73/2023)
УИД 25RS0023-01-2023-000117-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.,
судей Коржева М.В., Веригиной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Киселевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Нестеренко Г.Д. к
Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа, Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ установленным, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности
по апелляционным жалобам представителей ответчиков администрации Ольгинского муниципального округа <адрес> Чевтаевой А.В. и КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» Ситниковой Р.Ф. на решение Ольгинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования Нестеренко Г.Д. удовлетворены, признан установленным факт нарушения условий жизнедеятельности Нестеренко Г.Д. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа <адрес> в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ, Нестеренко Г.Д. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ, на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» возложена обязанность включить Нестеренко Г.Д. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, за ней признано право на получение единовременной материальной помощи, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа <адрес> в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 000 руб., выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением №-па от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «О создании и использовании резервного фонда <адрес> по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>».
Заслушав доклад судьи Коржева М.В., объяснения представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» Саркисян К.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
истец обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», администрации Ольгинского муниципального округа, указав, что зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>. В момент чрезвычайной ситуации, вызванной снегопа<адрес>-ДД.ММ.ГГГГ, находился по месту проживания, где полностью отсутствовало транспортное сообщение, наблюдался занос автомобильных мостов, дорожного полотна, отсутствовал централизованный подвоз продовольствия, воды, предметов первой необходимости. Из-за обильно выпавших осадков сутки не мог открыть дверь на улицу, пока не приехали сотрудники МЧС, которые прочистили веранду, тропинки к колодцу, дровянику, туалету, курятнику. Дверь, окна, колодец, постройки и весь двор был занесен снегом более чем в 2 метра, в связи с чем пришлось нанимать людей для его расчистки за отдельную плату. Транспортное сообщение с другими населенными пунктами было восстановлено только после ДД.ММ.ГГГГ и только посредством реверсивного движения, первый автобус № «Владивосток-Ольга» пошел ДД.ММ.ГГГГ. В связи с указанной ситуацией через МФЦ подано заявление в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» на выплату единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий проживания при ЧС, однако ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ по основанию: «Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному их критериев не установлен» и с указанием причины отказа «Условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены». С учетом уточнения иска просил признать факт нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ установленным, признать пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признать право на получение единовременной материальной помощи, обязать включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Стороны в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены, истец просил рассмотреть дело в её отсутствие, суд первой инстанции в силу ст.ст. 113, 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, удовлетворив ходатайство истца.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением не согласились представители ответчиков администрации Ольгинского муниципального округа <адрес> и КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», ими поданы апелляционные жалобы.
В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда.
Возражения на апелляционные жалобы не поступали.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 150 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.
В нарушение данной нормы процессуального закона суд первой инстанции не разрешил вопрос о составе лиц, участвующих в деле, не привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство труда и социальной политики <адрес> и <адрес>, не учел, что при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием единовременной материальной помощи, осуществляется за счет средств резервного фонда, выделенных Министерству труда и социальной политики <адрес>, а распределителем резервов из резервного фонда для оказания единовременной помощи является <адрес>.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; в любом случае основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).
При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой (ч. 5).
Учитывая, что обжалуемое решение суда принято без привлечения к участию в деле в качестве соответчиков Министерства труда и социальной политики <адрес> и <адрес>, судебная коллегия протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 5 ст. 330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве соответчиков Министерство труда и социальной политики <адрес> и <адрес>, в связи с чем решение Ольгинского районного суд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Истец, представители ответчиков администрации Ольгинского муниципального округа <адрес>, Министрества труда и социальной политики <адрес> в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении не просили. Судебная коллегия с учетом мнения представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» Саркисян К.М. против удовлетворения иска возражал, в удовлетворении иска просил отказать, поскольку заключением органа местного самоуправления факт нарушения условий жизнедеятельности не установлен, оно не отменено.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг в связи с прохождением в <адрес> в декабре 2022 г. снежного циклона с ДД.ММ.ГГГГ режим чрезвычайной ситуации регионального характера введен на территории Ольгинского муниципального округа. Границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
В соответствии с п.4 указанного постановления оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № границы чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» п. 1).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее по тексту - Правила).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп (далее по тексту Постановление №-пп) утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту Порядок от ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом вышеуказанных Правил, Порядка, Постановления №-пп следует, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. на человека; назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п. 1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п. 1.2. настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>; факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (далее по тексту Порядок №).
Пунктом 2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Согласно п.3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п.3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу п.6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Нестеренко Г.Д. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, <адрес>, а также имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, где фактически проживает. Указанное жилое помещение принадлежит истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец через МФЦ подал заявление в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» №ЕМП-20№-4 от ДД.ММ.ГГГГ в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, отказано, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами в силу следующего. Факт отсутствия транспортного сообщения в месте проживания Нестеренко Г.Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается сведениями, представленными ООО «АТО «Приморье-Арсеньев» № от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» филиал «Ольгинский» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в результате обильных осадков в виде снега, имевших место в декабре 2022 г., существенная часть дорог в <адрес> была непригодна для проезда автотранспорта. На участке дороги от <адрес> до <адрес> органами ГИБДД был запрещен проезд пассажирскому автотранспорту, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «АТО Приморье Арсеньев» не имело физической возможности осуществлять регулярные рейсы по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № «Владивосток-Кавалерово-Ольга-Кавалерово-Владивосток», ограничения отменены с ДД.ММ.ГГГГ, кроме того с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ транспортное сообщение в <адрес> отсутствовало полностью, безопасное двухполосное транспортное сообщение в населенных пунктах <адрес> по автомобильной дороге «<адрес>, в т.ч. в <адрес>, восстановлено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки АО ДРСК филиал «Приморские электрические сети» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> было осуществлено аварийное отключение электроэнергия ДД.ММ.ГГГГ, простой составил 09 час. 58 мин..
В свою очередь заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт проживания заявителя по адресу: <адрес>, и установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта.
Таким образом, в период чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в месте проживания истца имело место нарушение условий жизнедеятельности по критерию: отсутствие транспортного сообщения, что в соответствии с п.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, что подлежало оценке как нарушение условий жизнедеятельности. При указанных обстоятельствах судебная коллегия убеждена, что истец является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, подлежит включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, в связи с чем искровые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что заключением комиссии ОМСУ от ДД.ММ.ГГГГ факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен, указанное решение незаконным не признано, в связи с чем отсутствовали основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истца в судебном порядке, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям закона, которым установлено, что фактами нарушения условий жизнедеятельности, в том числе является отсутствие транспортного сообщения. Поскольку указанный факт нарушения жизнедеятельности истца был установлен, в том числе и в заключении комиссии, то оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности Нестеренко Г.Д. в результате чрезвычайной ситуации не имелось.
В свою очередь обращение истца с настоящим иском в суд, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, свидетельствует о его несогласии с заключением комиссии. В свою очередь необращение истца в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы и пункты временного размещения граждан, которые были организованы на территории Ольгинского муниципального округа <адрес>, нарушение условий его жизнедеятельности не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада он не находился в тяжелой жизненной ситуации.
Довод ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истца угрозу жизни или здоровью несостоятелен, поскольку нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.
В соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, структурные подразделения КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о назначении единовременной материальной помощи, решения о назначении финансовой помощи формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в Учреждение, в свою очередь КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики <адрес>, которое готовит проект решения <адрес> о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и направляет его на согласование в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ольгинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Иск Нестеренко Г.Д. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», администрации Ольгинского муниципального округа, Министерству труда и социальной политики <адрес> об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности удовлетворить.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Нестеренко Г.Д. (паспорт № №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа <адрес> в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
Нестеренко Г.Д. признать пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (ОГРН 1142537005566) включить Нестеренко Г.Д. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10000 руб..
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи