Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «31» марта 2015 г.
Северо-Эвенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Яруллиной Н.М.,
при секретаре Осокиной Н.Н.,
с участием третьего лица – директора филиала Аэропорт Северо-Эвенск Романова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: <адрес>, дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Севера» (далее - ФКП «Аэропорты Севера») о понуждении к совершению определенных действий, указывая следующее.
В ходе проведенной Магаданской транспортной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение ч.1, ч.6 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная версия редакции СНиП 35-01-2011, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее –СП 59.13330.2012), в аэропорту Северо-Эвенск отсутствует специальное подъемное устройство (амбулифт) для обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него, не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Выявленные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства в сфере защиты прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте, что влечет нарушение беспрепятственного доступа указанных лиц к использованию объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Северо-Эвенск и непринятие ФКП «Аэропорты Севера» своевременных мер по их устранению нарушают конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц.
С учетом уточнений к исковым требованиям от ДД.ММ.ГГГГ № Магаданский транспортный прокурор просит обязать ФКП «Аэропорты Севера» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить аэропорт Северо-Эвенск специальным подъемным устройством для обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
В своём отзыве от 04.03.2015г. № ответчик с исковыми требованиями Магаданского транспортного прокурора согласен частично, указав, что смета доходов и расходов предприятия на 2015 год утверждена без учета расходов на приобретение подъемного устройства, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» по филиалу «Аэропорт Северо-Эвенск» предусмотрены на реконструкцию (восстановление) 1902,26 млн. рублей, в том числе на работы по предмету иска в период 2014 -2018 годов. Ссылаясь на главу 16 ГПК РФ, а также на то, что собственник имущества – Российская Федерация вышеуказанным постановлением установил сроки для исполнения недостатков по предмету иска и предусмотрел для этих целей денежные средства в бюджете РФ в период 2014 -2018 годов, что решение суда будет исполнено в тот промежуток времени, в который он предоставляется, в противном случае он становится инструментом затягивания реального исполнения решения и будет противоречить принципам правосудия, ответчик указал, что решение суда будет исполнено в 2017 году.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о его времени и месте извещены, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителей.
С учетом положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения третьего лица суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц, исследовав материалы дела.
В судебном заседании Романов С.С. пояснил, что типы воздушных судов, используемых в филиале Аэропорт Северо-Эвенск, не приспособлены для использования подъёмных устройств любого типа, в связи с чем при перевозке инвалидов сотрудники аэропорта осуществляют их посадку на руках. В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа сроком до 2018г., в связи с чем возможны изменения в плане технической оснащённости аэропорта. ФКП «Аэропорты Севера» и филиал Аэропорт Северо-Эвенск имеют сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, в том числе, на перевозку пассажиров. Вопрос об обеспечении специальными подъёмными устройствами уполномочено решать ФКП «Аэропорты Севера».
Заслушав третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частями 1, 6 статьи 15 названного Федерального закона предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования воздушным транспортом. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Согласно подпункту 4 п. 7 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляется без взимания дополнительной платы услуга по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1540-р Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Севера» относится к ведению Росавиации.
Согласно п.п.1,2,3 раздела Положения о федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о федеральном агентстве воздушного транспорта» Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, находящемся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Федеральное агентство воздушного транспорта руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также вышеуказанным Положением.
В соответствии с п.п. «щ» п. 8 Устава ФКП «Аэропорты Севера» «Аэропорт Северо-Эвенск», является филиалом ФКП «Аэропорты Севера».
Согласно п.9, п.п. «в», «н» п.10. Устава ФКП «Аэропорты Севера» создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Республики Саха (Якутия) и <адрес>. Для достижения указанных целей одним из видов деятельности предприятия, осуществляемом в установленном законодательством РФ порядке, является аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, проектирование, строительство зданий и сооружений.
В соответствии с п.12, п.14, п.15 Устава ФКП «Аэропорты Севера» имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления, источниками формирования имущества предприятия являются: а) имущество, закрепленное собственником имущества за предприятием и поступившее иным путем; б) доходы предприятия от его деятельности; в)иные источники, не противоречащие законодательству; деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой в установленном порядке.
Пунктом 3.1, п.п. «а», «к» п. 3.2 Положения о филиале «Аэропорт Северо-Эвенск» ФКП «Аэропорты Севера» установлено, что данный филиал создан в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ, предметом деятельности является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности. Для достижения данных целей филиал в установленном законом порядке осуществляет аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров; организация строительства зданий и сооружений на территории аэропорта.
В соответствии с п.п. 7.6.11, п.7.8 Директор филиала разрабатывает и осуществляет по согласованию с руководителем предприятия мероприятия по повышению эффективности работы, совершенствованию методов организации производственных процессов, внедрению новых форм обслуживания и техники, улучшению использования производственных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов; директор филиала нечет ответственность за ущерб, причиненный предприятию своими действиями, бездействием, в соответствии с действующим законодательством.
Представлением Магаданского транспортного прокурора об устранении нарушений требований законодательства в сфере защиты прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012 на момент проверки отсутствует специальное подъемное устройство (амбулифт) для обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него, не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, требовалось принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших.
Согласно ответу ФКП «Аэропорты Севера» от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ г., ФКП «Аэропорты Севера» является субсидируемым предприятием за счет средств федерального бюджета, осуществляющем свою деятельность на основании программы деятельности и сметы доходов и расходов, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным на то собственником, а именно Росавиацией; утвержденную программу деятельности и смету доходов и расходов предприятия на 2014 год финансирование на приобретение подъемных устройств (амбулифтов) и тактильных указателей не включено; в связи с вступлением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» ФКП «Аэропорты Севера» при подготовке программы деятельности и сметы доходов и расходов на 2015 г. будут включены статьи на приобретение подъемных устройств (амбулифтов).
С целью устранения нарушений законодательства в соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № 02-04-13-14, в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № ФКП «Аэропорты Севера», указывает, что статьи на приобретение подъемных устройств включены в смету доходов и расходов на 2015 год и программу деятельности, которая находится на согласовании в Федеральном агентстве воздушного транспорта.
В отзыве от ДД.ММ.ГГГГ № ФКП «Аэропорты Севера» указано, что смета расходов и доходов предприятия утверждена на 2015 год без учета расходов на приобретение подъемного устройства.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» по филиалу «Аэропорт Северо-Эвенск» предусмотрено на реконструкцию (восстановление) 1902,26 млн. рублей из средств федерального бюджета, в том числе: в 2014 году – 108 млн. руб., в 2015 году – 542,48 млн.руб., в 2016 году – 1251, 78 млн.руб., в 2017 году выделение средств не предусмотрено.
Таким образом, доводы ФКП «Аэропорты Севера» о том, что собственник имущества (Российская Федерация) установил сроки для исполнения недостатков по предмету иска и предусмотрел для этих целей денежные средства в бюджете РФ в период 2014 -2018 годов, а также о том, что решение суда будет исполнено в тот промежуток времени, на который он предоставляется (по смыслу письма – в период 2014 -2018 годов), что это приведет к затягиванию реального исполнения решения и будет противоречить общим принципам правосудия несостоятельны, поскольку данные доводы, а равно и отсутствие финансирования для самостоятельного устранения выявленных нарушений не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право пассажиров из числа инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности на обеспечение посадки и высадки из воздушного судна посредством специального подъёмного устройства не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов.
Доводы третьего лица о неприспособленности воздушных судов в филиале Аэропорт Северо-Эвенск для использования специальных подъёмных устройств для инвалидов, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие в аэропорту данных устройств ведёт к нарушению защиты прав на безопасное обслуживание не способных передвигаться самостоятельно пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Сроки для устранения выявленных нарушений, указанные в исковом заявлении прокурора, с учётом их характера, соответствуют положениям ч. 5 ст. 6.1 ГПК РФ, согласно которой правила определения разумного срока судопроизводства по делу применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Прокурор в соответствии с п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии ч. 1 ст.103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в доход соответствующего бюджета.
Размер государственной пошлины по рассматриваемому делу составит 6000 рублей и подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>».
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обеспечить аэропорт Северо-Эвенск специальным подъемным устройством для обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 01.04.2015г., с подачей апелляционной жалобы, представления через районный суд.
Судья Н.М. Яруллина