Председательствующий: Немков С.П.
Дело № 33-180/2022 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Верховный Суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Пархомович Г.П.,
при ведении протокола помощником судьи Максимовой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 18 января 2022 года гражданское дело по частной жалобе представителя взыскателя общества с ограниченной ответственностью «Траст-Западная Сибирь» Карбушевой А.С. на определение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 9 августа 2021 года об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении срока для предъявления исполнительного документа к исполнению и выдаче дубликата исполнительного листа.
Заслушав доклад председательствующего,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Траст-Западная Сибирь» (далее – ООО «ТЗС») обратилось в суд с заявлением о восстановлении срока для предъявления исполнительного документа к исполнению и выдаче дубликата исполнительного листа. Требование мотивировало тем, что решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 24 августа 2016 года частично удовлетворено исковое заявление ПАО «Сбербанк России» к Епремян Зое Джалаловне, Манукян Марии Владимировне о расторжении кредитного договора, взыскании задолженности по нему, процентов, неустойки. Определением суда от 17 сентября 2019 года в связи с процессуальным правопреемством по вышеприведённому решению произведена замена взыскателя ПАО «Сбербанк России» на ООО «ТЗС». При заключении договора уступки прав требования отсутствовал подлинник исполнительного листа в отношении должника Епремян З.Д., который был запрошен сначала у ПАО «Сбербанк России», а впоследствии у Черногорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия (далее - УФССП России по РХ), наряду с копией постановления об окончании исполнительного производства №-ИП. Из ответа УФССП России по РХ следует, что после окончания исполнительного производства исполнительный лист возвращен взыскателю. До настоящего времени исполнительный лист в адрес заявителя не поступил. Полагало, что исполнительный документ в отношении должника Епремян З.Д. утрачен. Просило восстановить пропущенный процессуальный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению, выдать дубликат исполнительного листа.
Заявление рассмотрено в отсутствие сторон и их представителей.
Определением суда от 9 августа 2021 года в удовлетворении заявления отказано, с чем не согласен представитель взыскателя – Карбушева А.С.
В частной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, она просит определение отменить, принять новое, которым удовлетворить заявление. Приводя обстоятельства дела и нормы действующего законодательства, выражает несогласие с выводом суда о том, что заявителем не приведено доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока для предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению в службу судебных приставов. Настаивает на том, что после процессуального правопреемства ООО «ТЗС» принимало меры к розыску исполнительного листа, однако, они не дали положительного результата, в связи с чем есть все основания полагать, что исполнительный лист утрачен.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 данной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Согласно части 1 статьи 23 Закона об исполнительном производстве взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 432 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскателям, пропустившим срок предъявления исполнительного документа к исполнению по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен, если федеральным законом не установлено иное.
Уважительными причинами пропуска процессуального пропуска признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно совершить соответствующие юридические действия.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 24 августа 2016 года частично удовлетворено исковое заявление ПАО «Сбербанк России», расторгнут кредитный договор, заключённый с Епремян З.Д., взыскано в солидарном порядке с Епремян З.Д., Манукян М.В. в пользу ПАО «Сбербанк России» 80 771 руб. 01 коп.
16 декабря 2016 года исполнительные листы получены представителем ПАО «Сбербанк России».
Определением Черногорского городского суда Республики Хакасия от
17 сентября 2019 года произведена замена взыскателя ПАО «Сбербанк России» на ООО «ТЗС» по вышеприведённому решению Черногорского городского суда Республики Хакасия от 24 августа 2016 года в связи с процессуальным правопреемством.
Из сообщения судебного пристава-исполнителя ФИО1 следует, что в Черногорском городском отделении службы судебных приставов по Республике Хакасия на исполнении находилось исполнительное производство №-ИП в отношении должника Епремян З.Д., возбуждённое на основании исполнительного листа, выданного по решению Черногорского городского суда Республики Хакасия от 24.08.2016 г. Исполнительное производство окончено 18 апреля 2017 года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве в связи с невозможностью взыскания (у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными), исполнительный документ вместе с постановлением об окончании исполнительного производства направлен ПАО «Сбербанк России» по почте. В последующем реестр отправки уничтожен в связи с истечением срока хранения. После окончания исполнительного производства исполнительный документ для принудительного исполнения повторно не предъявлялся, в настоящее время на исполнении отсутствует. Учитывая информацию ПАО «Сбербанк России» о том, что исполнительный документ после окончания исполнительного производства к нему не возвращался, есть основания считать, что он утрачен.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением 17 июня 2021 года, ООО «ТЗС» указывало, что исполнительный лист в отношении должника Епремян З.Д. утрачен, срок для предъявления исполнительного документа к исполнению пропущен по уважительной причине в период получения информации о местонахождении исполнительного листа.
Отказывая в восстановлении пропущенного срока, суд исходил из того, что указанная заявителем причина не является уважительной.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Из положений частей 1, 2, 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве следует, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: предъявлением исполнительного документа к исполнению; частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Поскольку исполнительный лист постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 апреля 2017 года был возвращен взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, суд правомерно исходил из того, что трехлетний срок его предъявления к исполнению на момент обращения ООО «ТЗС» 17 июня 2021 года с заявлением в суд о восстановлении процессуального срока истёк.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО «ТЗС», суд первой инстанции справедливо отметил, что ООО «ТЗС» с момента произведенного
17 сентября 2019 года правопреемства должного внимания и интереса к судьбе исполнительного документа не проявляло на протяжении длительного времени, о чем свидетельствуют получение ООО «ТЗС» 27 марта 2020 года, то есть в пределах трехгодичного срока предъявления исполнительного документа к исполнению, уведомления от цедента об отсутствии исполнительного документа и обращение в суд с настоящим заявлением спустя более года - 17 июня 2021 года.
Установленные по делу обстоятельства подтверждают, что заявитель, как процессуально заинтересованное в исполнении решения суда лицо, при надлежащей степени заботливости и осмотрительности имел возможность предъявить исполнительный документ к исполнению в установленный законом срок, однако своевременно этого не сделал.
Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Выводы, изложенные в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░