Решение по делу № 2-788/2021 от 02.03.2021

Дело № 2-788/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2021 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Коротковой О.И.,

при секретаре Гребеньковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Заводского района г. Орла в интересах Фомичевой Е.В., Фомичева А.А., Абашкиной А.А., Фомичева Е.А. Фомичевой М.А. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурора Заводского района г. Орла в интересах Фомичевой Е.В., Фомичева А.А., Абашкиной А.А., Фомичева Е.А., Фомичевой М.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указав, что в соответствии с ордером Фомичевой Л.А. на состав семьи 2 человека (она и сын Фомичев Андрей Александрович) была предоставлена комната №***а, расположенная по адресу: <...>, ул. <...> в <...>.

В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрировано шесть человек: Фомичева Л.А., Фомичева Е.В., Фомичев А.А., Абашкина А.А., Фомичев Е.А., Фомичева М.А.

В ходе проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Фомичев Е.А., 18 мая 2016 года рождения, проживающий по адресу: <...>, ул. <...>, имеет диагноз G 40.9 и является ребенком инвалидом.

Семья Фомичевой Е.В. и члены ее семьи признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Ссылаются, что до настоящего времени жилым помещением Фомичева Е.В. и члены её семьи не обеспечены.

Просит суд обязать администрацию г. Орла предоставить Фомичевой Е.В. и членам ее семьи Фомичеву А.А. Абашкиной А.А., Фомичеву Е.А., Фомичевой М.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 108 кв.м.

В судебном заседании заместитель прокурора Заводского района г. Орла Воробьев В.В. требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

В судебное заседание Фомичев А.А. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Фомичева Е.В., действующая в своих интересах, а также в интересах детей Абашкиной А.А., Фомичева Е.А., Фомичевой М.А., в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает уточненные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания ст. 7 Конституции Российской Федерации следует, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, на государство возложены обязанности по обеспечению государственной поддержки инвалидов, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права лица страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения определяется в соответствии с ч. 1 ст. 50 и ч. 2 ст. 58 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.

Частью 2 ст. 58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. Согласно указанной норме жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заключением Орловской городской межведомственной комиссии от 18 августа 2020 года №*** многоквартирный жилой <...> по ул. <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Орла от 20 августа 2020 года № 3041, установлен срок для переселения граждан из данного дома - до 30 декабря 2028 года.

Основанием для принятия такого решения послужило заключение общества с ограниченной ответственностью Внедренческий научно-технический центр «Исток» 2020 года.

Постановлением администрации г. Орла от 18 сентября 2020 года № 3536 введен режим функционирования повышенной готовности, определена граница территории в пределах многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, ул. <...>, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация.

В соответствии с ордером № 1187 от 03 декабря 1986 года Фомичевой Л.А. на состав семьи 2 человека (она и сын Фомичев А.А.) была предоставлена комната №***а, общей площадью 13 кв.м, расположенная по адресу: <...>, ул. <...> в <...>.

Из технического паспорта от 26 августа 2020 года усматривается, что комната №***а, расположенная по адресу: <...>, ул. <...> в <...>, имеет общую площадь 31,7 кв.м, жилую площадь 25 кв.м, состоит из двух комнат: жилой площадью 12,9 кв.м и 12,1 кв.м.

В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрировано шесть человек: Фомичева Л.А., Фомичев А.А. (сын Фомичевой Л.А.), Фомичева Е.В. (супруга Фомичева А.А.), Абашкина А.А. (дочь Фомичевой Е.В.), Фомичев Е.А. (сын Фомичева А.А. и Фомичевой Е.В.), Фомичева М.А. (дочь Фомичева А.А. и Фомичевой Е.В.).

12 февраля 2021 года постановлением администрации г. Орла № 505 семья Фомичевой Е.В. признана малоимущей, Фомичева Е.В. с семьей 5 человек (она, муж – Фомичев А.А., сын Фомичев Е.А., дочь – Фомичева М.А., дочь Абашкина А.А.) приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», проведение медико-социальной экспертизы в целях установления инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 95 от 20 февраля 2006 года условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (п. 7 Правил).

Согласно п. 10 Правил, категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет, до достижения возраста 14 лет либо 18 лет устанавливается гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделами I, II и II(1) приложения к настоящим Правилам.

Подпунктом «ж» пункта 16 приложения к Правилам предусмотрено, что инвалидность сроком на 5 лет может быть установлена при первичном освидетельствовании детей с ранним детским аутизмом и иными расстройствами аутистического спектра.

При проведении медико-социальной экспертизы помимо приведенных Правил, специалисты медико-социальной экспертизы руководствуются Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минтруда России 17 декабря 2015 г. № 1024н, а также Международной классификации болезней МКБ-10.

Из информации Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Детская поликлиника №***» от ДД.ММ.ГГ №*** усматривается, что ФИО5, ДД.ММ.ГГ года рождения, наблюдается в БУЗ ОО «Детская поликлиника №***» с 2017 года с <данные изъяты>

Из справки ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы №*** серии МСЭ-2018 №***, усматривается, что ФИО5 ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>», инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГ, дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГ.

Согласно справке Бюджетного учреждения здравоохранения «Орловский психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГ №*** следует, что ФИО5 <данные изъяты> <данные изъяты> на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №***н, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь.

Заболевания, входящие в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года № 991н, о наличии права на внеочередное обеспечение жилой площадью в порядке, установленном статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют, а являются основанием для предоставления инвалидам дополнительной жилой площади в случае наличия у них права на предоставление жилого помещения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» заболевание по коду F84.0 исключено из Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Статьей 4 Закон Орловской области от 08 ноября 2006 года № 633-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Орловской области по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена для одиноко проживающих гражданам - не менее 33 квадратных метров общей площади; семьям, состоящим из двух человек, - не менее 42 квадратных метров общей площади; семьям, состоящим из трех и более человек, - не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Вместе с тем, обращаясь в суд с настоящим иском прокурор просит обязать администрацию г. Орла предоставить Фомичевой Е.В. и членам ее семьи супругу и троим детям вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом права Фомичева Е.А. на дополнительную площадь, общей площадью не менее 108 кв.м.

Разрешая данные требования, суд принимает во внимание, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).

Право каждого ребенка на меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства, провозглашается в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 24). Согласно Декларации прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года) ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту; ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании; он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия, а суды, административные или законодательные органы во всех действиях в отношении детей - уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка и обеспечивать ему защиту и заботу, возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах их способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункты 1 и 2 статьи 3, пункт 1 статьи 18 и пункт 2 статьи 27). Одновременно Конвенция требует от государств-участников уважать ответственность, права и обязанности родителей должным образом руководить ребенком при осуществлении им своих прав исходя из принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за его воспитание и развитие, равно как и уважать право ребенка на сохранение семейных связей, не допуская противозаконного вмешательства, с тем чтобы он не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, кроме случаев применения компетентными органами, согласно судебному решению, основанных на законе процедур, обусловленных необходимостью такого разлучения в наилучших интересах ребенка (статья 5, пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 9 и статья 18).

Конкретизируя предписания статей 7 (часть 1), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 60, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, и корреспондирующие этим предписаниям приведенные положения международно-правовых актов, предполагающих, помимо прочего, предпочтительность совместного проживания родителей со своими несовершеннолетними детьми и, соответственно, возлагающих на государство ответственность за создание для этого необходимых условий, федеральный законодатель ввел в правовое регулирование правила, касающиеся места жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, и граждан, находящихся под опекой, каковым признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК Российской Федерации и пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.

Как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования; федеральный законодатель - исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы, гарантирующие приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав ребенка, недопущение их дискриминации; законодательное регулирование отношений в жилищной сфере, участниками которых являются собственник жилого помещения и проживающие совместно с ним несовершеннолетние члены его семьи, должно быть направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П и от 8 июня 2010 года № 13-П; Определения от 15 февраля 2005 года № 17-О и от 9 февраля 2017 года № 215-О).

Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.

Исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлениях от 1 июля 2014 года № 20-П и от 27 июня 2017 года № 17-П, и с учетом природы России как социального государства, обязанного обеспечивать охрану семьи и права ребенка, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией Российской Федерации и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы статьям 7, 38 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого несовершеннолетним гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Это означает, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Учитывая вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ, а также, что дети Фомичевых, в том числе Фомичев Е.А. являются несовершеннолетними, а также последний, по состоянию своего здоровья нуждается в совместном проживании с ним родителей, совместное проживание ребенка с родителями является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, развития детей и интеграции в обществе, суд полагает о необходимости удовлетворения указанных требований.

15 апреля 2021 года в Советский районный суд г. Орла поступило заявление первого заместителя главы администрации г. Орла Минкина О.В. о признании исковых требований Прокурора Заводского района г. Орла об обязании администрацию г. Орла предоставить Фомичевой Е.В. и членам ее семьи Фомичеву А.А., Абашкиной А.А., Фомичеву Е.А., Фомичевой М.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 108 кв.м.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И. признала исковые требования в полном объеме.

В силу положений ч. ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, только если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

На основании ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Предусмотренное ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ право ответчика признать иск вытекает из принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

Поскольку такое признание иска является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд с учетом характера спорных правоотношений суд принимает признание иска ответчиком.

Так как, представители администрации г. Орла первый заместитель главы администрации г. Орла Минкин О.В. и Лоскутова Е.И. самостоятельно и добровольно распорядились своим процессуальным правом признать иск, согласившись с предъявленными к администрации требованиями, последствия признания иска были разъяснены и понятны

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора Заводского района г. Орла в интересах Фомичевой Е.В., Фомичева А.А., Абашкиной А.А., Фомичева Е.А., Фомичевой М.А. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Заводского района г. Орла в интересах Фомичевой Е.В., Фомичева А.А. Абашкиной А.А., Фомичева Е.А., Фомичевой М.А. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию г. Орла предоставить Фомичевой Е.В. и членам ее семьи Фомичеву А.А., Абашкиной А.А., Фомичеву Е.А., Фомичевой М.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 108 кв.м.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, который будет изготовлен 21 апреля 2021 года.

Председательствующий: О.И. Короткова

2-788/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фомичева Людмила Александровна
прокуратура Заводского района г. Орла в инт
Информация скрыта
ФОМИЧЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Фомичев Андрей Александрович
Абашкина Алина Андреевна
Ответчики
администрация г.Орла
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Короткова Оксана Ивановна
Дело на странице суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
02.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2021Передача материалов судье
04.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Дело оформлено
16.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее