Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2а-2523/2015
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2015 г.
Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Головачева Е.И.
при секретаре Алексеевой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Стародумовой Галины Семеновны к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным решения органа местного самоуправления, обязании выдать разрешение на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным иском обратилась Стародумова Г.С. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным решения органа местного самоуправления, обязании выдать разрешение на строительство, указав, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером: № по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, обременений и ограничений участка отсутствуют.
Согласно кадастровой выписки на земельный участок, его разрешенное назначение, для размещения гостиницы.
На основании распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» был утвержден градостроительный план земельного участка, которым определено размещение проектируемого объекта капитального строительства в чертеже градостроительного плана, который был разработан в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г.
В ноябре 2014 г. обратилась в Тамбовский районный суд с аналогичным заявлением о признании незаконным решение органа местного самоуправления администрации муниципального образования «Город Саратов» об отказе Стародумовой Г.С. в выдаче разрешения на строительство гостиницы на 61 место и просьбой обязать выдать разрешение на строительство указанной гостиницы в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 03.02.2015 г., (оставленным без изменения определением Тамбовского областного суда от 22.04.2015 г.), признано незаконным решение органа местного самоуправления администрации муниципального образования «Город Саратов» об отказе Стародумовой Г.С. в выдаче разрешения на строительство гостиницы на 61 место. В остальной части было отказано.
В очередной раз обратилась к администрации с целью получения разрешения на строительство гостиницы. Однако, в выдаче разрешения было отказано уведомлением от 10.07.2015 г., при этом основанием для отказа явилось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, п.п. 30.4 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», а именно:
Проектируемый объект частично выходит за границы допустимого размещения объекта капитального строительства, установленные в чертеже градостроительного плана земельного участка. За границы допустимого размещения объекта капитального строительства выходит часть здания треугольной формы по буквенной оси «А» и цифровой оси «4» и крыльцо, запроектированное между осями «1-2».
Кроме того, за пределами границ земельного участка с кадастровым номером: № запроектированы элементы благоустройства, проезд и стоянки.
Согласно чертежу стройгенплана ограждение стройплощадки и размещаемые в пределах стройплощадки временные здания и сооружения расположены за пределами границ земельного участка с кадастровым номером: №
Кроме того, по мнению администрации МО «Город Саратов» представленное письмо от 05.02.2013 г. ГБУ СО «АХО» о согласовании использования части земельного участка с кадастровым номером: № для осуществления строительства здания гостиницы не соответствует требованиям ст. 269 ГК РФ – выдано неуполномоченным лицом.
Однако, применение ст. 269 ГК РФ регламентирует основания распоряжения земельными участками, находящимися в постоянном бессрочном пользовании. А речь идет о земельном участке, находящемся в собственности. Отказ администрации нарушает права Стародумовой Г.С., противоречит положениям ст. 263 ГК РФ, ст. 51 ГрК РФ, ст. 249 ч. 1 ГК РФ и является незаконным.
Уведомление об отказе в разрешении на строительство не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы.
В очередной раз администрация называя причины отказа, делает это голословно, безосновательно, не подтверждая свои выводы никакими доказательствами и экспертными заключениями. Не законно взяв на себя роль эксперта, не имея на то ни лицензии, ни аккредитации, ни специалистов. Таким образом, можно бесконечно каждый раз выдумывать все новые и новые причины отказа, не неся никакой ответственности, игнорируя решения судов, выказывая неуважение, издеваясь над законом и правом.
Проектная документация, разработанная на основании утвержденного градостроительного плана прошла государственную экспертизу в строительстве в Государственном автономном учреждении «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, о чем свидетельствует положительное заключение государственной экспертизы от 21.12.2012 г., а также положительное заключение негосударственной экспертизы в Государственном автономном учреждении «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» от 16.07.2013 г.
Претензии, выдвинутые администрацией о причинах отказа в разрешении на строительство не находят своего подтверждения в положительном заключении негосударственной экспертизы в Государственном автономном учреждении «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» от 16.07.2013 г. раздел 3.1 схема планировочной организации земельного участка, стр. 5-6 заключения, раздел 3.8 «Проект организации строительства» стр. 31-33, выводы по результатам экспертизы данных и др. разделов «Соответствуют требованиям нормативных документов».
В решении Тамбовского районного суда от 03.02.2015 г. в части отказа в удовлетворении требований об обязании администрации выдать разрешение на строительство не обеспечило реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав, тем самым дало возможность МО «Город Саратов» злоупотребить правом на неоднократное рассмотрение одного и того же заявления и принятия нескольких решений об отказе в удовлетворении такового заявления.
Поскольку основания для отказа признаны судом незаконными, эффективное восстановление в правах должно быть осуществлено путем возложения на уполномоченный орган обязанности принять решение о выдаче разрешения на строительство.
В судебное заседание не явились административный истец, административный ответчик администрация МО «Город Саратов», заинтересованное лицо Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов», о дне слушания дела извещены надлежаще, за истца представитель по доверенности Воронцов А.В., представители административного ответчика и заинтересованного лица ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставив возражения на административный иск.
Выслушав присутствующих лиц, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Представитель административного истца Воронцов А.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в административном иске и просил удовлетворить, пояснил, что администрация МО «Город Саратов» уже не в первый раз отказывает Стародумовой Г.С. в выдаче разрешения на строительство гостиницы. Один из предыдущих отказов был обжалован в Тамбовском районном суде от 03.02.2014 г. и был признан незаконным. Апелляционным определением решение было оставлено в силе. Решением на администрацию МО «Город Саратов» не было возложено обязанности выдать разрешение на строительство гостиницы. Стародумова Г.М. вновь обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с пакетом документов, представляемый ей ранее, о выдаче разрешения на строительство гостиницы. В очередной раз администрация отказала. Считает, что администрация нарушает права Стародумовой Г.С. и положения статьей Гражданского кодекса и Градостроительного кодекса РФ, в течение 10 дней администрация должна провести проверку соответствия проектной документации градостроительному плану, красным линиям. Проверка осуществляется уполномоченным органом, выдающим разрешение только в случае, если в орган местного самоуправления представлено заявление о выдаче разрешения на строительство на объект индивидуального жилищного строительства. Объекты индивидуального жилищного строительства не проходят государственную экспертизу, следовательно, сотрудники уполномоченного органа проверяют всю проектную документацию на соответствие градостроительного плана красным линиям. В данном случае объект проходил государственную строительную экспертизу, у органа местного самоуправления нет полномочий проводить проверку соответствия проектной документации, поскольку за него это сделали специалисты, обладающие специальными знаниями и имеющие лицензию на осуществление такого вида деятельности. По таким основаниям, администрация не должна была отказывать Стародумовой Г.С. в выдаче разрешения на строительство гостиницы. Государственная экспертиза в своем заключении признала проект гостиницы соответствующий требованиям ГрК РФ и иных нормативно правовых актов. Ст. 51 ГрК РФ предусмотрен пакет документов для получения разрешения на строительство. На основании которых, орган местного самоуправления должен выдать разрешение или отказать. В случае отказа, орган местного самоуправления должен указать все основания для отказа. Поскольку органом местного самоуправления были указаны одни основания для отказа, которые были признаны недействительными, новых причин для отказа администрация придумать не могла, поскольку ранее исследовала тот же самый пакет документов, во избежание очередного отказа, просит суд обязать администрацию МО «Город Саратов» выдать Стародумовой Г.С. разрешение на строительство в течение 10 дней с момента вступления решения суда в силу.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В своих возражениях на административный иск административный ответчик администрация МО «Город Саратов» и заинтересованное лицо Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов» указали, что причиной отказа в выдаче разрешения на строительство гостиницы послужило несоответствие представленной проектной документации требованиям градостроительного плана, поскольку часть здания выходит за границы допустимого места размещения, за пределами границ земельного участка запроектированы элементы благоустройства, проезд и стоянка, временные сооружения на период строительства, согласие на использование земельного участка, не принадлежащего заявителю выдано не уполномоченным лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с перечнем документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
По делу установлено, Стародумовой Г.С. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером: № расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения гостиниц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г.
Распоряжением администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № №, утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> под строительство гостиницы на 61 место.
С целью получения разрешения на строительство гостиницы Стародумова Г.С. обратилась с заявлением в администрацию МО «Город Саратов», предоставив пакет документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Решением администрации МО «Город Саратов», выданного в качестве уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за № №, Стародумовой Г.С. отказано в выдаче разрешения на строительство гостиницы по адресу: <адрес>, причинами отказа указаны:
- проектируемый объект частично выходит за границы допустимого размещения объекта капитального строительства, установленные в чертеже градостроительного плана земельного участка: часть здания треугольной формы по буквенной оси «А» и цифровой оси «4», крыльцо, запроектированное между осями «1-2»;
-за пределами границ земельного участка с кадастровым номером: № запроектированы элементы благоустройства, проезд и стоянки;
-ограждение стройплощадки и размещаемые в пределах стройплощадки временные здания и сооружения расположены за пределами границ земельного участка с кадастровым номером: №, на земельном участке с кадастровым номером: №
-письмо № 15/21 от 05.02.2013 г. ГБУ СО «АХО» о согласовании использования части земельного участка с кадастровым номером: № для строительства здания гостиницы не соответствует требованиям ст. 269 ГК РФ – выдано не уполномоченным лицом.
Однако, суд считает, что у администрации МО «Город Саратов» не имелось оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, т.к. Стародубова Г.С. приложила к заявлению о выдаче разрешения на строительство все необходимые документы: документ, подтверждающий правообладание земельным участком, проектную документацию, градостроительный план, положительное заключение государственной экспертизы, положительное заключение негосударственной экспертизы, согласование.
Расположение объекта строительства на земельном участке, место застройки, планировочное использование территории согласовано с главой администрации МО «Город Саратов» А.Л.Прокопенко в составе градостроительного плана земельного участка, что также подтверждается положительными заключениями государственной экспертизы и негосударственной экспертизы, имеющих лицензию и аккредитацию на данные виды деятельности.
Вместе с тем, администрация отказывает по причине незаконного согласования нахождения на земельном участке с кадастровым номером: 64:48:060201:22 ограждения, благоустройства, проезда, стоянки, и т.д., принадлежащих административному истцу.
Административный ответчик основанием к отказу разрешения на строительство гостиницы указывает незаконное согласование. Однако, перечень оснований для отказа расширительному толкованию не подлежит, несогласование не является основанием к отказу.
На основании изложенного, суд считает, что нарушаются права и свободы Стародумовой Г.А., в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению, а решение об отказе в выдаче разрешения на строительство гостиницы признанию незаконным.
Решения районных судов г. Саратова, которые административный ответчик просит признать в качестве правоприменительной практики, суд считает необоснованными, поскольку в рамках этих дел не рассматривались вопросы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство гостиницы.
В части возложения обязанности выдать разрешение на строительство гостиницы, суд отказывает, поскольку порядок выдачи разрешения регламентирован Градостроительным кодексом РФ и осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленного требования о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия и их осуществление либо препятствия и осуществление прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Стародумовой Г. С. удовлетворить частично.
Признать недействительным уведомление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10.07.2015 года об отказе Стародумовой Г. С. в выдаче разрешения на строительство гостиницы на 61 место по адресу: <адрес>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение написано ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья Головачева Е.И.