Решение от 27.11.2019 по делу № 33-10859/2019 от 11.10.2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    27 ноября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

    председательствующего – судьи Синани А.М.,судей:                   Авериной Е.Г.,

                                                  Шестаковой Н.В.,

    при секретаре                      Гамуровой М.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Разживиной Ирины Валентиновны к Администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности по визуальному и техническому осмотру жилого помещения с привлечением соответствующих специалистов, предоставлении акта обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконным бездействия, третьи лица: Ляхов Евгений Владимирович, Департамент труда и социальной защиты населения г. Керчи, по апелляционной жалобе Разживиной Ирины Валентиновны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 августа 2019 года,

у с т а н о в и л а:

в мае 2019 года Разживина И.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности по визуальному и техническому осмотру жилого помещения с привлечением соответствующих специалистов, предоставлении акта обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконным бездействия, мотивируя свои требования тем, что на основании выданной индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида от 12 апреля 2018 года, она имеет рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями для людей, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения. Руководствуясь положениями постановления Совета министров Республики Крым № 535 от 8 ноября 2016 года «О некоторых вопросах по координации мероприятия по приспособлению жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов», истец обратилась в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, с просьбой провести обследование жилого помещения, где истец проживает, а также составить акт обследования, содержащий, в том числе, и выводы комиссии о наличии либо отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида. В письме от 21 июня 2018 года № Р-5/2016/5 Администрация города Керчи Республики Крым сослалась на отсутствие согласия второго собственника жилого помещения, что исключает возможность проведения каких-либо действий в отношении жилого помещения, в том числе и обследования. Считает, что ответчик проигнорировал постановление Совета министров Республики Крым, обследование жилого помещения не произвел. Просила обязать Администрацию города Керчи Республики Крым: провести визуальный, технический осмотр жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> привлечением соответствующих специалистов, в том числе в сфере архитектуры и градостроительства, управляющей компании многоквартирным домом, органом муниципального жилищного контроля, на соответствие требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме и требованиям по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, утвержденными п.п. 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649; предоставить акт обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2016 года № 836/пр, в котором отразить технические характеристики нормативных значений элементов общего имущества в многоквартирном доме и жилого помещения инвалида и фактические их величины, выводы соответствующих специалистов о наличии или отсутствии необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, выводы о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалида; признать незаконным бездействие.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 14 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований Разживиной И.В. отказано.

    В обоснование апелляционной жалобы Разживина И.В., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что судом не применены статьи 19, 26, 28 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированной ФЗ от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», статья 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Выводы суда о том, что истец не обращалась к Ляхову Е.В. с заявлением о даче согласия на обустройство душевой кабины и в муниципальную комиссию с необходимыми документами, не соответствуют обстоятельствам дела, противоречат обстоятельствам, установленным решением Керченского городского суда от 20.02.2018 по делу № 2-189/2018 и доказательствам, имеющимся в деле.

    Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Керчи Республики Крым апелляционную жалобу Разживиной И.В. поддержал.

    В возражениях на апелляционную жалобу Ляхов Е.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

    Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 22 марта 2017 года № 805/1-п создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.

05 апреля 2017 года утвержден план мероприятий, 18 мая 2017 года постановлением Администрации города Керчи Республики Крым утверждено Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.

Разживина И.В. является <данные изъяты>.

12 апреля 2018 года истцу выдана индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида, согласно которой истец нуждается в социально-бытовой адаптации. Выданы рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями.

Ляхов Е.В. и Разживина И.В. являются собственниками <адрес>, расположенной в <адрес>, по ? доли каждый.

21 мая 2018 года Разживина И.В. обратилась с заявлением в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым с заявлением об обследовании и приспособлении жилого помещения с учетом ее потребностей и обеспечением условий беспрепятственного доступа в пользовании жилым помещением. Дополнительно указала, что обустроила душевую в коридоре, площадью 1,85 кв.м., чем не ущемляет права Ляхова Е.В., как собственника, имеет право приспособить общее имущество с учетом потребностей инвалидов без согласия собственников. При этом ссылается на заключение эксперта. В приложении к заявлению указан перечень документов.

21 июня 2018 года Администрацией города Керчи Республики Крым истцу направлен ответ по вопросу приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалидов, из которого следует, что для проведения обследования жилого помещения при условии наличия всех документов, Разживиной И.В. необходимо получить согласие второго собственника квартиры на совершение указанных действий. Отсутствие указанного согласия исключает возможность проведения обследования квартиры с целью его приспособления с учетом потребностей инвалидов.

4 марта 2019 года на обращение Разживиной И.В. по указанному вопросу повторно предоставлено соответствующее разъяснение.

Из сообщения Администрации города Керчи Республики Крым от 28 июня 2019 года следует, что Разживина И.В. с заявлением и необходимым пакетом документов в муниципальную комиссию не обращалась.

Отказывая в удовлетворении иска Разживиной И.В., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п.п. 2, 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила), доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с п. 5 Правил, обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя: рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы); рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом; проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания; проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения; оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. п. 12, 13) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17, 18 - 20 Правил).

Кроме того, статьей 209 ГК Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании статьи 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Также суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 10 части 1 статьи 14 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Квартира находится в долевой собственности у истца и третьего лица, следовательно, при обращении в орган местного самоуправления с данным заявлением, в силу норм Жилищного законодательства, а также Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательно согласие второго собственника, который имеет равные права на пользование и распоряжение объектом недвижимости. В судебном заседании Разживина И.В. пояснила, что к Ляхову Е.В. с указанным заявлением, просьбой, не обращалась.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют фактическим обстоятельствам и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку согласно п.п. 32 -37 Правил обеспечения усл░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 09.07.2016 № 649, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 4 ░░. ░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 1,5 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ 90 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1,2 x 1,2 ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 180 ░░░░░░░░ - 1,4 ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2,1 ░░░░░.

░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 0,9 ░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 19,5 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░).

░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 1,6 ░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,15 ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

░) ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░ ░░░░░ 2,2 x 2,2 ░░░░░;

░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) - ░░ ░░░░░ 1,6 x 2,2 ░░░░░;

░) ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░ ░░░░░ 1,2 x 1,6 ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░░░░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 210, 247 ░░ ░░, 12, 15, 158 ░░ ░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20.02.2018 ░░ ░░░░ № 2-189/2018, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░><░░░░░><░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 12.04.2018 ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20.02.2018, ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 327, 328, 329 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░,

                                                                ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

                                                                ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░:

33-10859/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Разживина Ирина Валентиновна
Ответчики
Администрация г. Керчи РК в лице муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений
Другие
Ляхов Евгений Владимирович
Департамент труда и социальной защиты населения РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
24.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее